Семинар-практикум для педагогов «Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса»

1
1
Материал опубликован 21 May 2023
семинар-практикум для педагогов Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса


Цель: способствовать росту профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме.

Задачи:

Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика».

Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии.

Выработать примерные рекомендации, которые можно было бы применять в профессиональной деятельности в общении с участниками образовательного процесса.


Оборудование: листы бумаги А4, мультимедийное оборудование, презентация, ручки.

Ход мероприятия

СЛАЙД 1

1. Вводная часть

1. 1. Игра – приветствие:

Встаем. Рассчитываемся на 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый.

Первые номера ставят руки за голову и разводят локти в сторону,

вторые номера – руки на пояс, локти в стороны,

третьи номера – руки перед собой на уровне груди крест-накрест, локти в стороны,

четвертые номера – левая рука на пояс, правая на голову, локти в стороны.

Приветствуем, друг друга, соприкасаясь локтями и говоря «приветствую вас, (называя имя)». Задача: поприветствовать как можно больше человек.


СЛАЙД 2

1. 2. «Самое лучшее и самое худшее»

- Наша сегодняшняя встреча посвящена педагогической этике.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убивать. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одним из ведущих видов жизнедеятельности человека.


СЛАЙД 3

1. 3. Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: - Вспомним слова Б. Окуджавы

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

- Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Татьяна, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая! А у тебя Оля, такие красивые глаза!

- Комплимент принимается в определенной форме: - Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?



2. Основная часть

СЛАЙД 4

Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

В современном понимании этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников.



СЛАЙД 5

Константин Михайлович Левитан писал: «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность». В своей книге «Педагогическая деонтология (наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом)» К. М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но окончательно его сжав, можно выделить главный – «Не навреди!». Не навреди коллеге, родителю, воспитаннику.


СЛАЙД 6

Этика делового общения в педагогическом коллективе может проявляться в отношениях:

Между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями),

Между самими образовательными учреждениями,

Внутри данного образовательного учреждения:

между руководителем и педагогическим коллективом,

между членами данного педагогического сообщества.

СЛАЙД 7

В деловом общении можно выделить три основных вида отношений:

Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный).

Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный — руководитель).

Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива).


В отношениях между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Рассмотрим их подробнее.


СЛАЙД 8

1. Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный)

Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет нравственно-психологический климат коллектива. На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:

стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,

замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,

укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,

доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,

привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.


СЛАЙД 9

2. Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель)

Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы,  можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо.

не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.

будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы.

не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.


СЛАЙД 10

3. Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива)

Общий этический принцип данной формы общения: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:

не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,

попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,

не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,

рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,

не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.


СЛАЙД 11

Педагогическая этика это свод правил:

регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

защищающие их человеческую ценность и достоинство;

поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

 

2.1. Упражнение «Свои правила»

Психолог: - Уважаемые педагоги, мы узнали, что такое педагогическая этика. Я предлагаю разделиться на 4 минигруппы, немного подумать и составить такие правила педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с воспитанниками, родителями, коллегами и администрацией.

Обсуждение:

- Что Вы чувствовали, выполняя упражнение?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

- Считаете ли Вы, что правила в общении лишний фактор?


Этический кодекс педагога

В отношениях с родителями:

Отношения  учителей  с  родителями  не  должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;

Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к воспитанникам;

В общении с родителями недопустимо обсуждение детей группы и их родителей.

В отношениях с воспитанниками:

Педагог в своей работе не должен унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

Педагог должен адекватно  оценивать  деятельность и поведение своих воспитанников.

В отношениях с коллегами:

Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;

О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо.   Не стоит   ни  с  кем  обсуждать профессиональные и личностные качества коллег.

Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной;

В решении конфликтных ситуаций  применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство и достоинство партнера.

Таким образом, соблюдение педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.

    Неотъемлемой частью педагогической этики  является  умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые  довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, воспитанниками, коллегами. 


СЛАЙД 12

2.2. Упражнение «Яблоко и червячок»: сядьте удобно, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

СЛАЙД 13

Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование (конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.


- А сейчас ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» соотнесите со способами выхода из конфликтных ситуаций. (Например, «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).


Кеннет Томас считает, что:

при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.


В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

СЛАЙД 14, 15

2.3. Упражнение «Выберите себе в пару»

Инструкция: - Предлагаю каждому из вас выбрать себе в пару того с кем не хотите расставаться. Танец на листах бумаги размером А4.

Вопрос: - Легко ли вам было подстраиваться друг под друга, выполняя совместные действия? Так же и в работе нам необходимо сотрудничать.

СЛАЙД 16

2.4. Упражнение «Закончи предложение»

Цель: способствовать сплочению коллектива.

- Очень важно, когда есть люди, которые вас понимают, принимают и могут поддержать. Мы все — один коллектив. Поддержка и помощь коллектива нужна любому человеку.

- Сейчас каждый педагог (по очереди), говорит о том, что значит для него коллектив: «Наш коллектив — это…»


3. Заключительная часть

СЛАЙД 17

«Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром» - говорил великий Вольтер.

- Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Рефлексия

1. Был ли для Вас полезным этот семинар? (выберите нужное):

да;

нет;

частично.

2. Ваше мнение по актуальности проведения данного семинара (подчеркните нужное):

крайне актуально и важно;

актуально;

не уверена, что есть необходимость в их проведении;

считаю, что не стоит проводить семинары на эту тему.




Список используемых источников:


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Электронный ресурс)

Федеральный закон Закон об образовании

Григорьева Т. Г. , Лисинская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. – М., 1997

Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия./ Под ред. Е. А. Левановой – СПб.: Питер, 2006

Этика общения и культура педагогического труда. (www.webreshebnik.ru/zadachiresheni)

Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.

Сариева А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи [Текст] / А. Б. Сариева // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.



6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации