ТРУДНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Сфера трудностей | Характеристика |
Сфера отношения к самому себе | Одаренные дети обладают специфическими особенностями самосознания, которые могут привести к деформациям образа «Я», повышенной тревожности, неадекватной самооценке, неуверенности, внутренней самоизоляции от реальной действительности (погружение в философские проблемы); им присущи стремление к совершенству (перфекционизм) и повышенная требовательность к себе, которая может не соответствовать их реальным возрастным возможностям; стремление к постановке нереалистических (виртуальных) целей; сверхчувствительность к стимулам среды, в том числе социальным, что определяет их высокую уязвимость; недостаточная толерантность, выражающаяся как нетерпимость к окружающим; усиленная потребность в самореализации, нередко побуждающая одаренных детей нарушить общепринятые нормы и правила в ряде случаев у одаренных детей проявляется неприязнь к школе и вообще к систематическому обучению. Такие проблемы могут возникнуть, если не учитываются их повышенные возможности, когда обучение становится слишком легким. Возможны и трудности профессионального самоопределения, часто по причине разнонаправленности интересов |
Взаимоотношения со взрослыми | Общение одарённых детей с родителями и педагогами может быть неконструктивным из-за повышенного уровня притязаний одаренного ребенка и его критичности по отношению ко взрослым. Часто проявляемая одаренными детьми повышенная потребность в усиленном внимании взрослого, отсутствие чувства дистанции в общении со старшими, а также высокая требовательность одаренных детей в ряде случаев делает общение с ними взрослых конфликтным. Если взрослый умеет отказаться от позиции непогрешимости, не использует авторитарные методы воспитания, реализует модель сотрудничества во взаимоотношениях с одаренными детьми, обеспечивает необходимый им уровень самостоятельности, то общение приобретает продуктивный характер |
До определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных детей гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Трудности в общении со сверстниками у одаренных детей возникают вследствие таких причин, как усиленное стремление к лидерству, недостаточная сформированность эффективных навыков социального поведения, неконформность, наблюдение ими некоторых норм сообщества ровесников, потребность в общении с более старшими детьми, что приводит к излишней конфликтности или отчужденности от ровесников. Во многих случаях одаренность сопровождается необычным поведением, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. В результате таких взаимоотношений со сверстниками порождаются и ещё более усиливаются проблемы общения. В целом достаточно часто имеет место некоторая дезадаптация одаренного ребенка., иногда принимающая довольно серьёзный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей к группе повышенного риска. Важно подчеркнуть, что выборка одаренных детей неоднородна и особенности, присущие кому-либо из них, нельзя распространять на всех одаренных детей. Возникающие у них проблемы не являются неизбежным следствием их одаренности, а появляются как последствия неадекватных потребностям одаренных детей воздействий социальной среды. |