12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Парфенова Елена Васильевна19

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока:

знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;

развивать орфографическую зоркость, формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;

воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: знать условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; знать слова-исключения; правильно писать в суффиксах прилагательных одну и две буквы н; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора количества букв н в суффиксах.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания значения слова, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Личностные: интерес к изучению языка. Стремление к совершенствованию собственной речи

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию .

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


I. Организационный момент

II. Актуализация изученного

Повторение изученного материала: фронтальный опрос, выполнение заданий, индивидуальные задания (синтаксический разбор предложения, морфологический разбор прилагательного)

-Ребята, как называется раздел науки в русском языке, который изучает части речи? (Морфология)

-Какую часть речи мы изучаем? Что мы знаем об этой части речи? Дайте определение.

-Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

-Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).

-По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

-Качественные прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

-Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

-Приведите по 2 примера прилагательных разных разрядов ( по рядам), запишите в тетрадь.

-Запишите прилагательные, объясните орфограммы , сделайте словообразовательный разбор: невысокий, ненастный, неприступный, парчовый, грушевый, ситцевый. Каким способом образованы эти прилагательные?

-Определите, к каким разрядам принадлежат прилагательные, которые вы видите на доске (слайде) : гуси…ый, лебед..ный, кожа..ый, глиня...ый, клюкве...ый, авиацио..ый. Прилагательных какого разряда здесь нет?

-Вам нужно записать эти прилагательные. С какими трудностями вы столкнётесь? (Не знаем, Н или НН писать в суффиксах) Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных) Какова цель? (Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных)

-Запишите тему в тетрадях.


III. Изучение нового материала

-Вы уже сказали, что прилагательные чаще всего образуются при помощи суффиксов. А от слов какой части речи они образуются? (От существительных)

1)Посмотрите на прилагательные, о которых мы говорили: гусиный, лебединый, кожаный, глиняный, клюквенный, авиационный (слайд). Сделайте вывод, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН. От чего это зависит? Какой суффикс всегда ударный?

Запишем результаты наблюдений в таблицу

Н

НН

Суффикс -ИН-

Суффиксы -АН-, -ЯН-


Суффикс

-ЕНН-

Суффикс

-ОНН-


2) Образуйте прилагательные от следующих существительных, запишите их в таблицу, выделите суффиксы.

1)лебедь, зверь, пчела, лошадь;

2)кожа, серебро, нефть, торф;

3)государство, утро, станция, традиция.

3) Обратите внимание на доску(слайд). В чём особенность прилагательных, которые вы сейчас видите? Это исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный. Составьте словосочетания с этими прилагательными, запишите в тетрадь.

4) Анализ материала (слайд). Длина- длинный, чугун – чугунный, машина – машинный, былина – былинный.

-Сколько Н пишется в суффиксах этих прилагательных? Почему? (Одна буква Н входит в производящую основу, а вторая – это суффикс)

-Образуйте прилагательные от следующих существительных: телефон, старина, лимон, осень. Запишите в таблицу.

5) Анализ материала (слайд). Юный, синий, румяный, пряный, багряный, павлиний, фазаний, бараний, свиной.

-Почему в этих словах пишется одна буква Н? Есть ли в них суффикс? Какие из этих прилагательных являются притяжательными? С помощью какого суффикса они образованы?

6) Давайте подведём итоги наших наблюдений. Когда в прилагательных, образованных от имён существительных пишется Н, а когда НН? Сформулируйте правило.

IV.Закрепление нового материала. Применение новых знаний в практической учебной деятельности

1) Упражнение 365 (по вариантам: 1 вариант – слова на первой строчке, 2- на второй строчке)

2) Упражнение 367

3) Тест

Отметьте имя прилагательное, которое не имеет суффикса:
1) румяный;
2) деревянный;
3) утренний.
2. Отметьте имя прилагательное, в котором пишется -н-:
1) ю...ый;
2) карма..ый;
3) оловя..ый.
3. Отметьте имя прилагательное, в котором пишется -нн-: 
1) багря..ый;
2) карто..ый;
3) кожа…ый.
4. Отметьте имя прилагательное с суффиксом -ян-:
1) дров…ой;
2) олов…ый;
3) песч…ый.

5. Отметьте имя прилагательное с суффиксом –енн-:
1) осе…ий;
2) государств…ый;
3) ветр…ый.
6. Отметьте имя прилагательное с суффиксом –н-;
1) стари..ый;
2) комари…ый;
3) пламе…ый.
7. Отметьте имя прилагательное, которое является исключением из правила:
1) серебря…ый;
2) ю…ый;
3) оловя…ый.
(1-1, 2-1, 3-2, 4-1, 5-2, 6-1, 7-3 )

V. Подведение итогов урока

1. Чему вы научились сегодня на уроке?

2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?

VI. Рефлексия

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;

в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;

г) я ничего не понял

VII. Мотивирование и объяснение отметки за урок

VIII. Домашнее задание: 1) выучить правило

2) задание на выбор: упр. 366

или

3) выписать из художественной литературы или из периодических изданий 10-15 прилагательных с изученной орфограммой)












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.