Материал к уроку русского языка в 6 классе «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».
Цели урока:
знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;
развивать орфографическую зоркость, формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Планируемые результаты
Предметные: знать условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; знать слова-исключения; правильно писать в суффиксах прилагательных одну и две буквы н; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора количества букв н в суффиксах.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания значения слова, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Личностные: интерес к изучению языка. Стремление к совершенствованию собственной речи
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию .
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
I. Организационный момент
II. Актуализация изученного
Повторение изученного материала: фронтальный опрос, выполнение заданий, индивидуальные задания (синтаксический разбор предложения, морфологический разбор прилагательного)
-Ребята, как называется раздел науки в русском языке, который изучает части речи? (Морфология)
-Какую часть речи мы изучаем? Что мы знаем об этой части речи? Дайте определение.
-Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).
-Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).
-По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).
-Качественные прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).
-Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).
-Приведите по 2 примера прилагательных разных разрядов ( по рядам), запишите в тетрадь.
-Запишите прилагательные, объясните орфограммы , сделайте словообразовательный разбор: невысокий, ненастный, неприступный, парчовый, грушевый, ситцевый. Каким способом образованы эти прилагательные?
-Определите, к каким разрядам принадлежат прилагательные, которые вы видите на доске (слайде) : гуси…ый, лебед..ный, кожа..ый, глиня...ый, клюкве...ый, авиацио..ый. Прилагательных какого разряда здесь нет?
-Вам нужно записать эти прилагательные. С какими трудностями вы столкнётесь? (Не знаем, Н или НН писать в суффиксах) Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных) Какова цель? (Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных)
-Запишите тему в тетрадях.
III. Изучение нового материала
-Вы уже сказали, что прилагательные чаще всего образуются при помощи суффиксов. А от слов какой части речи они образуются? (От существительных)
1)Посмотрите на прилагательные, о которых мы говорили: гусиный, лебединый, кожаный, глиняный, клюквенный, авиационный (слайд). Сделайте вывод, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН. От чего это зависит? Какой суффикс всегда ударный?
Запишем результаты наблюдений в таблицу
Н | НН | ||||
Суффикс -ИН- | Суффиксы -АН-, -ЯН- | | Суффикс -ЕНН- | Суффикс -ОНН- | |
2) Образуйте прилагательные от следующих существительных, запишите их в таблицу, выделите суффиксы.
1)лебедь, зверь, пчела, лошадь;
2)кожа, серебро, нефть, торф;
3)государство, утро, станция, традиция.
3) Обратите внимание на доску(слайд). В чём особенность прилагательных, которые вы сейчас видите? Это исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный. Составьте словосочетания с этими прилагательными, запишите в тетрадь.
4) Анализ материала (слайд). Длина- длинный, чугун – чугунный, машина – машинный, былина – былинный.
-Сколько Н пишется в суффиксах этих прилагательных? Почему? (Одна буква Н входит в производящую основу, а вторая – это суффикс)
-Образуйте прилагательные от следующих существительных: телефон, старина, лимон, осень. Запишите в таблицу.
5) Анализ материала (слайд). Юный, синий, румяный, пряный, багряный, павлиний, фазаний, бараний, свиной.
-Почему в этих словах пишется одна буква Н? Есть ли в них суффикс? Какие из этих прилагательных являются притяжательными? С помощью какого суффикса они образованы?
6) Давайте подведём итоги наших наблюдений. Когда в прилагательных, образованных от имён существительных пишется Н, а когда НН? Сформулируйте правило.
IV.Закрепление нового материала. Применение новых знаний в практической учебной деятельности
1) Упражнение 365 (по вариантам: 1 вариант – слова на первой строчке, 2- на второй строчке)
2) Упражнение 367
3) Тест
Отметьте имя прилагательное, которое не имеет суффикса:
1) румяный;
2) деревянный;
3) утренний.
2. Отметьте имя прилагательное, в котором пишется -н-:
1) ю...ый;
2) карма..ый;
3) оловя..ый.
3. Отметьте имя прилагательное, в котором пишется -нн-:
1) багря..ый;
2) карто..ый;
3) кожа…ый.
4. Отметьте имя прилагательное с суффиксом -ян-:
1) дров…ой;
2) олов…ый;
3) песч…ый.
5. Отметьте имя прилагательное с суффиксом –енн-:
1) осе…ий;
2) государств…ый;
3) ветр…ый.
6. Отметьте имя прилагательное с суффиксом –н-;
1) стари..ый;
2) комари…ый;
3) пламе…ый.
7. Отметьте имя прилагательное, которое является исключением из правила:
1) серебря…ый;
2) ю…ый;
3) оловя…ый.
(1-1, 2-1, 3-2, 4-1, 5-2, 6-1, 7-3 )
V. Подведение итогов урока
1. Чему вы научились сегодня на уроке?
2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?
VI. Рефлексия
Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;
б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;
в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;
г) я ничего не понял
VII. Мотивирование и объяснение отметки за урок
VIII. Домашнее задание: 1) выучить правило
2) задание на выбор: упр. 366
или
3) выписать из художественной литературы или из периодических изданий 10-15 прилагательных с изученной орфограммой)