12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аникина Елена Викторовна89
Учитель русского языка и литературы
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 35» г. Чебоксары

Аникина Елена Викторовна

Урок русского языка в 5 А классе

Тема урока: Однородные члены предложения. Закрепление.

Цель: закрепить знания учащихся об однородных членах предложения, их признаках, о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами; учить выразительному чтению предложений с однородными членами.

Оборудование:

  • Карточки с записями текстов, информативные карточки;
  • На листочках-материалы для самостоятельной работы;

ХОДУРОКА.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте—(здравствуй) слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Изначально слово "здравствуйте" имело в русском языке значение приветствия. "Здравия желаю/будьте здоровы"—вот какой смысл вкладывали в него наши доброжелательные вежливые предки. То есть приветствие всегда шло с пожеланиями здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!»

  1. Работа над определением темы урока. На доске написаны пословицы:
    1. Без букв и грамматики не учатся и математике.
    2. Древо и учитель познаются по плоду.
    3. Знание и мудрость украшают человека.
  1.    Знание–броня от всех бед и напастей.

-Какой перед нами жанр устного народного творчества? (пословица)
Для чего создавали люди пословицы? (в пословицы вкладывали народную мудрость, чтобы учить последующие поколения). Чему учит нас эти пословицы? Чем осложнены данные предложения?


Ш. Запись темы урока «Однородные члены предложения» и пословиц в тетради. Работа над нахождением однородных членов предложений.

-Докажите, что перед нами предложения.
-Разобрать предложения по членам предложения (самостоятельно, можно по вариантам)
-Назовите грамматические основы. Охарактеризуйте подлежащие во 2 и 3-ем предложениях.
-Назовите второстепенные члены предложения в 1 и 4-ом предложениях.
-Чем интересны второстепенные члены предложения? (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения)
-Как называются такие члены предложения? (однородными)

IV.Вывод:

Сегодня на уроке повторим понятие «однородные члены предложения», закрепим умение находить их в тексте, расставлять знаки препинания при них, поучимся использовать однородные члены предложения в своей речи. Будем учиться выразительно читать предложения с однородными членами.

V. Разъяснение хода работы (карта учёта знаний).

На столах у вас лежат листки «Оценка заданий», в которых вы будете выставлять себе оценки за выполненные задания. В конце урока сдайте эти листки, мы проверим, не расходятся ли ваши оценки с оценкой учителя.

Фамилия, имя ученика

Задание

Выполнено правильно

Допущены1–2ошибки

Допущены3иболееошибок


































VI. Закрепление темы: «Однородные члены предложения».

Клюква-крупная, круглая и очень кислая ягода. Клюква растет на топких болотах. Её тонкий, длинный стебелек почти скрыт во мху и траве. Мелкие листочки клюквы с четырьмя белыми и розовыми лепестками сидят на концах тоненьких веточек.

Ягоды клюквы употребляют для приготовления клюквенного морса, киселя и пастилы.

-Рассказать алгоритм нахождения однородных членов предложения (1ученикрассказывает)

VII. Заполнение таблицы: -Кто справился с заданием, ставим «+».

VIII.Орфографическая минутка. Игра «Разведчики». На экране предложения:
1) Хороши, чисты русские снежные зимы.
2) Скрылись подо льдом большие и малые реки.
3) Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные ночи!
4) Крепок ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев.
5)Зайцы ночами бегают по полям, откапывают хлебную озимь, оставляют на снегу путаные следы.
Задание: Выписать за 1 минуту как можно больше слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Вывод:-Как проверить безударную гласную в корне слова?

ОЦЕНКА. Заполняем листок контроля. Ставим «+» за5-6слов.

IX. Пунктуация при однородных членах предложения.

-Какой раздел русского языка изучает постановку знаков препинания?
Пунктуация–раздел русского языка, изучающий постановку знаков препинания.


X.Физкультминутка.

XI.Объяснение постановки знаков препинания при однородных членах. Игра «Крестики-нолики». Таблички на партах.

а) Однородные члены предложения всегда разделяются запятыми.
б) Однородные члены предложения не разделяются запятыми, когда они связаны одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО.
в) Между однородными членами всегда ставится запятая, если они соединены союзами.
г)Между однородными членами запятая ставится, если они не соединены союзами.
д)Между однородными членами предложения запятая ставится, если они соединены союзами А,НО.
е)Верна ли постановка знаков препинания в схеме?○,и○


Правильность ответов проверим по таблице. (Учитель показывает таблицу на доске). Поднимите руки, кто выполнил правильно.


1.

О

2.

Х

3.

О

4.

Х

5.

Х

6.

О


ОЦЕНКА: -Кто справился с заданием, поставить знак «+» в листке контроля в соответствующей графе.

XI. Задание по группам сложности.

1.Списать по выбору предложение и расставить знаки препинания.
2. Списать по выбору предложение, расставить знаки препинания и подчеркнуть однородные члены предложения.
3. Списать по выбору предложение, построить схему однородных членов предложения.
А)Бор глухо и сон но гудит в отдалении.
Б)Деревья, кусты и трава на земле покрылись каплями росы.
В)Осенью солнце не греет но блестит ярче летнего.
Г)Я вижу родные поля лес просёлок.
Д)В любом лесу могут встретиться сыроежки с красными желтыми или белыми шляпками.

Учащиеся работают по заданиям, выбранным по уровню сложности (группы определены заранее)
Алгоритм выбора по уровню сложности есть у каждого, прежде чем приступить к выполнению задания, ознакомьтесь с ним.
Подводим итоги работы:

-Поставьте оценки в листки контроля.

XII.Употребление однородных членов предложения в речи. -Послушайте загадку и отгадайте, о чем идет речь.

Пушистая вата
Плывет куда–то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

-О чем идет речь?
-Как определили? (помогли слова)
-Какой раздел русского языка изучает словарный запас языка?

ЛЕКСИКА–раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка. Словарный запас должен быть и у людей, чтобы речь привлекала красотой, правильностью.
-Какова роль однородных членов предложения в тексте?
(устраняют однообразное повторение одних и тех же слов).

XIII.Составление рассказа. Проверим, как вы умеете использовать в своей речи однородные члены предложения.
-Представьте, что вы какой-нибудь предмет, каждый из вас приготовил дома рисунки по этой теме. Опишите, что вы чувствуете, видите. Условие: в предложениях употреблять однородные члены.
(учащиеся пишут)
Чтение сочинений–миниатюр.
ОЦЕНКА: -Кто справился, поставить знак «+», кто не написал, продолжите дома.

XIV.СДАЧА ЛИСТКОВ КОНТРОЛЯ.
-Обратимся к вашим листкам контроля. Поднимите руки те, кто работал сегодня без единой ошибки.
-Поднимите руки те, кто допускал по1-2 ошибки. (Необходимо повторить тот материал, где допускались ошибки)
-Поднимите руки те, кто большее количество заданий не выполнили.
-В конце урока листки контроля сдайте вместе с тетрадями.

XV.ИТОГ УРОКА.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.