План урока для 8 класса на тему «Однородные члены предложения (обобщение)»
8 класс
Тема: Однородные члены предложения (обобщение)
Цели:
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний об однородных членах предложения на материале произведений о природе, о системе знаков препинания в предложениях с однородными членами; по разграничиванию однородных и неоднородных определений.
Создать условия для формирования умения составлять предложения с однородными членами;
для развития у учащихся умения структурировать учебную информацию, определять способ действия, позволяющий осмыслить особенности построения и пунктуации предложений с однородными членами;.
Углубить практические навыки постановки знаков препинания при однородных членах.
Развивать умение пользоваться синтаксическими конструкциями с однородными членами в речи, интонационно правильно произносить такие предложения.
Воспитывать любовь к родному краю, природе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования умений и навыков.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (тесты).
Эпиграф
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
К.Паустовский.
Ход урока
Организационный этап
Слово учителя:
-Здравствуйте, садитесь.
Я рада видеть, что у вас всё готово к уроку, и сами вы настроены на серьёзное общение.
Сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа. Это слова К.Паустовского. Прочитаем их.
3. Работа над эпиграфом
1.) Орфографическая «минутка»
- Объяснить написание слов с не/ни.
- О/е после шипящих.
- Окончания прилагательных.
2. ) «Четвертое лишнее»
- Эпиграф состоит из 4 –ех предложений. Найдите среди них 4 –ое лишнее.(3 предложение, т.к все остальные безличные, а 3 –е двусоставное)
- А в чем особенность 3-го предложения? Чем оно осложнено? (однородными членами)
4. Объявление темы
-Сформулируйте тему нашего урока.
Однородные члены предложения.
5. Постановка целей.
- Сегодня мы приведем наши знания об однородных членах в систему, проверим, чему вы научились и , может быть, узнаем что-то новое.
6. Синтаксическая «пятиминутка»
- Давайте вернемся к нашему эпиграфу. 4 –е лишнее - предложение особое и «опасное». Что соединяет союз «и» в этом предложении? (Однородные члены)
- Такую ли функцию выполняет союз «и» во 2 и 4 предложениях? (Да)
7. Задание на сопоставление и определение функции союза «И». Отработка пунктуационных навыков.
Образец для наблюдения:
Все весны дыханием согрето, все кругом и любит и поет.(А.К.Толстой)
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Выборочный диктант ( 1вариант – выписать сложные предложения, 2 вариант – предложения с однородными членами)
Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет)
Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз.(М.Пришвин)
В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин)
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным ковром.( И.Никитин)
Проверьте себя
- Найдите определения в 3-ем предложении. Какие они? (Неоднородные.) Почему?
8.Актуализация знаний, сформированных на предыдущих уроках.
- На протяжении нескольких занятий предметом нашего внимания были предложения с однородными членами. И сейчас я приглашаю вас на игру «Блеф-клуб». Кстати, назовите мне лексическое значение этого слова (учащиеся определяют лексическое значение слова «блеф»).
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Моя задача - ввести вас в заблуждение. Я блефую. Ваша же задача - не поддаться на мои уловки. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете руку и исправляете меня, а если согласны – то молчите.
Итак, я утверждаю:
Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает части речи.
Однородными называются члены предложения, соединенные подчинительной связью..
Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову в предложении.
4) Однородные члены отвечают на разные вопросы.
5) однородные члены являются только определениями.
6) Однородные члены могут быть разными членами предложения.
7) Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу и связываются подчинительной связью.
- Мы повторили признаки второстепенных членов. Все ли мы вспомнили?
(слайд с признаками второстепенных членов)
Признаки однородных членов
Относятся к одному и тому же слову;
Отвечают на один и тот же вопрос;
Являются одинаковыми членами предложения;
Равноправны по отношению друг к другу и связываются сочинительной связью;
Произносятся с интонацией перечисления.
8.Обобщение и систематизация знаний.
1) Схематический диктант
Задание 1. Расставьте знаки препинания при однородных членах, составьте схемы предложений.( К доске выходит один ученик с предложениями, составляет на доске схемы, объясняет знаки препинания)
И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.
Щеки румяны и полны и смуглы.
Ни смех ни говор твой веселый не прогнали темных дум.
Небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом.
Им приходилось как землю рыть так и камни обтесывать.
Виднелись равнины или далекие горы.
Как я люблю свои березы
Свои леса свои луга
И ночи летние и грозы
И зиму с стужей и снега.
9. Физкультминутка
Повторение понятия «обобщающее слово». Пунктуация предложений с обобщающим словом.
Задание: объясните, почему в одном случае после слова багаж нет знака препинания, а в другом – есть. Почему в одном примере после слова картонку нет запятой, а в другом – есть?
Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. | Носильщик 15 –й номер Везет на тележке багаж: Диван, Чемодан. Саквояж, Картину, Корзину, Картонку, А дальше ведут собачонку. С.Маршак |
Задание 2. Я предлагаю вам поработать с понятием «Обобщающее слово». Что это такое?
Спишите предложение, расставьте знаки препинания. Составьте схему на доске.
Все сверкало, искрилось, переливалось: стволы берез и сосен, листья травы, самый воздух, вода лесных озер.
- Перестройте предложение так, чтобы изменились знаки.(Устно)
10. Творческое задание.
1. Задание: осложнить предложения, составляя поочередно с каждым членом отдельный ряд однородных членов.
вариант. Вдоль дорожек зацвели тюльпаны.
2 вариант. Над цветами кружатся пчелы.
11. Проверка усвоения знаний.
Задание: Списать предложения, решая орфографические и пунктуационные задачи. Построить схемы однородных членов.
Мой са… с каждым днем ув…да…т;
П…мят он п…ломан и пуст,
Хоть пышно ещ… д…цв…тает
Настурций (в)нем огне(н,нн)ый куст.
А.Майков
Чере…чур с…леная в…да (М,м)ертвого моря убивает все ж…вое
и рыб и р…стительные орг…низмы (М.И.Ильин)
Отг…в…рила роща з…л…тая
Б….резовым в…селым языком.(С.Есенин)
12. «Словесный натюрморт»
- А сейчас закройте глаза, а я вам прочитаю стихотворение Георгия Оболдуева. На что оно похоже?
- Из чего состоит это стихотворение? (из распространенных однородных членов)
13. Рефлексия.
- Используя однородные члены предложения опишите свое состояние по готовности к контрольной работе.
Красный- не готов, ничего не понимаю.
Желтый – еще бы чуть-чуть!
Зеленый – я уверен в своих силах.
На 1-4 балла: выписать из «Евгения Онегина» 4 предложения с однородными членами.
На 5 -8 баллов: выписать из «Евгения Онегина» 5-6 предложений с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения, составить схемы.
На 9-10 баллов: Составить словесный натюрморт, используя только однородные члены предложения.(по аналогии), или центон по теме «Зима».