План урока для 8 класса на тему «Однородные члены предложения (обобщение)»

0
0
Материал опубликован 22 December 2019

8 класс

Тема: Однородные члены предложения (обобщение)

Цели:

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний об однородных членах предложения на материале произведений о природе, о системе знаков препинания в предложениях с однородными членами; по разграничиванию однородных и неоднородных определений.

Создать условия для формирования умения составлять предложения с однородными членами;

для развития у учащихся умения структурировать учебную информа­цию, определять способ действия, позволяющий осмыслить особенности построения и пунктуации предложений с однородными членами;.

Углубить практические навыки постановки знаков препинания при однородных членах.

Развивать умение пользоваться синтаксическими конструкциями с однородными членами в речи, интонационно правильно произносить такие предложения.

Воспитывать любовь к родному краю, природе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования умений и на­выков.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, разда­точный материал (тесты).

Эпиграф

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

К.Паустовский.

Ход урока

Организационный этап

Слово учителя:

-Здравствуйте, садитесь.

Я рада видеть, что у вас всё готово к уроку, и сами вы настроены на серьёзное общение.

Сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа. Это слова К.Паустовского. Прочитаем их.

3. Работа над эпиграфом

1.) Орфографическая «минутка»

- Объяснить написание слов с не/ни.

- О/е после шипящих.

- Окончания прилагательных.

2. ) «Четвертое лишнее»

- Эпиграф состоит из 4 –ех предложений. Найдите среди них 4 –ое лишнее.(3 предложение, т.к все остальные безличные, а 3 –е двусоставное)

- А в чем особенность 3-го предложения? Чем оно осложнено? (однородными членами)


4. Объявление темы

-Сформулируйте тему нашего урока.

Однородные члены предложения.

5. Постановка целей.

- Сегодня мы приведем наши знания об однородных членах в систему, проверим, чему вы научились и , может быть, узнаем что-то новое.

6. Синтаксическая «пятиминутка»

- Давайте вернемся к нашему эпиграфу. 4 –е лишнее - предложение особое и «опасное». Что соединяет союз «и» в этом предложении? (Однородные члены)

- Такую ли функцию выполняет союз «и» во 2 и 4 предложениях? (Да)

7. Задание на сопоставление и определение функции союза «И». Отработка пунктуационных навыков.


Образец для наблюдения:

Все весны дыханием согрето, все кругом и любит и поет.(А.К.Толстой)


В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Выборочный диктант ( 1вариант – выписать сложные предложения, 2 вариант – предложения с однородными членами)

Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет)

Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз.(М.Пришвин)

В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин)

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным ковром.( И.Никитин)

Проверьте себя


- Найдите определения в 3-ем предложении. Какие они? (Неоднородные.) Почему?

8.Актуализация знаний, сформированных на предыдущих уроках.

- На протяжении нескольких занятий предметом нашего внимания были предложения с однородными членами. И сейчас я приглашаю вас на игру «Блеф-клуб». Кстати, назовите мне лексическое значение этого слова (учащиеся определяют лексическое значение слова «блеф»).

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Моя задача - ввести вас в заблуждение. Я блефую. Ваша же задача - не под­даться на мои уловки. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете руку и исправляете меня, а если согласны – то молчите.


Итак, я утверждаю:

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает части речи.

Однородными называются члены предложения, соединенные подчинительной связью..

Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову в предложении.

4) Однородные члены отвечают на разные вопросы.

5) однородные члены являются только определениями.

6) Однородные члены могут быть разными членами предложения.

7) Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу и связываются подчинительной связью.


- Мы повторили признаки второстепенных членов. Все ли мы вспомнили?

(слайд с признаками второстепенных членов)

Признаки однородных членов

Относятся к одному и тому же слову;

Отвечают на один и тот же вопрос;

Являются одинаковыми членами предложения;

Равноправны по отношению друг к другу и связываются сочинительной связью;

Произносятся с интонацией перечисления.

8.Обобщение и систематизация знаний.

1) Схематический диктант

Задание 1. Расставьте знаки препинания при однородных членах, составьте схемы предложений.( К доске выходит один ученик с предложениями, составляет на доске схемы, объясняет знаки препинания)

И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

Щеки румяны и полны и смуглы.

Ни смех ни говор твой веселый не прогнали темных дум.

Небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом.

Им приходилось как землю рыть так и камни обтесывать.

Виднелись равнины или далекие горы.

Как я люблю свои березы

Свои леса свои луга

И ночи летние и грозы

И зиму с стужей и снега.


9. Физкультминутка

Повторение понятия «обобщающее слово». Пунктуация предложений с обобщающим словом.

Задание: объясните, почему в одном случае после слова багаж нет знака препинания, а в другом – есть. Почему в одном примере после слова картонку нет запятой, а в другом – есть?

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Носильщик 15 –й номер

Везет на тележке багаж:

Диван,

Чемодан.

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку,

А дальше ведут собачонку.


С.Маршак



Задание 2. Я предлагаю вам поработать с понятием «Обобщающее слово». Что это такое?

Спишите предложение, расставьте знаки препинания. Составьте схему на доске.

Все сверкало, искрилось, переливалось: стволы берез и сосен, листья травы, самый воздух, вода лесных озер.

- Перестройте предложение так, чтобы изменились знаки.(Устно)


10. Творческое задание.

1. Задание: осложнить предложения, составляя поочередно с каждым членом отдельный ряд однородных членов.

вариант. Вдоль дорожек зацвели тюльпаны.

2 вариант. Над цветами кружатся пчелы.


11. Проверка усвоения знаний.

Задание: Списать предложения, решая орфографические и пунктуационные задачи. Построить схемы однородных членов.


Мой са… с каждым днем ув…да…т;

П…мят он п…ломан и пуст,

Хоть пышно ещ… д…цв…тает

Настурций (в)нем огне(н,нн)ый куст.


А.Майков

Чере…чур с…леная в…да (М,м)ертвого моря убивает все ж…вое

и рыб и р…стительные орг…низмы (М.И.Ильин)


Отг…в…рила роща з…л…тая

Б….резовым в…селым языком.(С.Есенин)


12. «Словесный натюрморт»

- А сейчас закройте глаза, а я вам прочитаю стихотворение Георгия Оболдуева. На что оно похоже?

- Из чего состоит это стихотворение? (из распространенных однородных членов)


13. Рефлексия.

- Используя однородные члены предложения опишите свое состояние по готовности к контрольной работе.

Красный- не готов, ничего не понимаю.

Желтый – еще бы чуть-чуть!

Зеленый – я уверен в своих силах.


14. Домашнее задание:

На 1-4 балла: выписать из «Евгения Онегина» 4 предложения с однородными членами.

На 5 -8 баллов: выписать из «Евгения Онегина» 5-6 предложений с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения, составить схемы.

На 9-10 баллов: Составить словесный натюрморт, используя только однородные члены предложения.(по аналогии), или центон по теме «Зима».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.