12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кротова Ирина Ивановна29
Россия, Свердловская обл., Верхняя Пышма поселок Кедрвое

Развлекательное мероприятие: «Ой, да валенки!»

Спортивные мероприятия в школе проводятся в любое время года – в спортивном зале и на площадке. Они воспитывают в детях выносливость, смекалку, ловкость. Детям необходимо движение и они с удовольствием участвуют в различных играх и эстафетах, в которых много веселого соревновательного задора. Ребенок должен ощущать радость движения. 

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Здоровье - это не только физическое, но и душевное благополучие каждого ребенка. Всё, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Решая конкретные двигательные задачи, на празднике можно успеть дать детям еще и жизненные знания. Через физическое воспитание может интересно проводиться и национально-региональная тема.
Большое значение для развития ребенка имеет его приобщение к истокам народного творчества. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, в том числе и в ходе проведения праздников.

Цель: пропаганда здорового образа жизни и формирование потребности в активной двигательной деятельности.

Задачи:

-Активизировать двигательную активность  детей

-Развивать силу, ловкость, выносливость, внимание и выдержку на эстафетах

_Знакомить с элементами русского народного творчества.

Оборудование: презентация, 2 пары больших валенок, 2 пары детских валенок, шишки, 2 шарфа, мяч, ворота, кегли, «лошадка» на палке, бумажные снежки, гимнастические палки, плакаты с скороговорками и пословицами, музыкальное сопровождение, грамоты.

1 слайд

1 ведущий:“Нет ничего более интересного, чем русские валенки. Сохранять их - значит сохранять русскую культуру» (дети читают стихи)

Простые избы деревень, окошки и завалинки.

На перекошенный плетень, старик повесил валенки.

Просушит валенки старик, потом оденет снова.

Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.


А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?

Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?

В селе без них никак нельзя отправиться в дорогу.

Носите валенки,- друзья, как дед, - на босу ногу! (А Лихачев)

2 слайд

1 ведущий: «Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас на нашем оздоровительном мероприятии».

2 ведущий: «Соревноваться будут две команды – команда школы № 24 и команда школы № 9.

1 ведущий: «Командное состязание будет оценивать жюри:

(объявляют членов жюри)».

3 слайд

1 ведущий: «Сегодня магазины обуви имеют огромное количество разнообразных ботинок, туфель, сапог и многого другого».

2 ведущий: «Но есть особенный вид зимней обуви, который носили даже в давние времена.

Что же это? Конечно, теплые русские валенки!»

4 слайд

1 ведущий: «Делают их из овечьей шерсти».

2 ведущий: «Валенки носят зимой, когда снег на улице сухой, если же сыро, то на них надевают галоши, которые защищают сами валенки и ноги».

5 слайд

1 ведущий: «Считается, что валенки — исконно русская обувь. Но на самом деле валенки являются традиционными для народов Азии».

2 ведущий: «Валенкам почти 3 тысячи лет».

6 слайд

1 ведущий: «К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды».

2 ведущий: «У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».

7 слайд

1 ведущий: «А ещё валенки называют: валенцы, чесанки, катанки, чуни».

2 ведущий: «Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».

8 слайд

1 ведущий: «А теперь внимание - встречаем команды: команда «Чуни» и команда «Пимы». Приветствие от команд!

2 ведущий: Итак, приветственные речи сказаны, начинаем соревнование.

1 задание. (5 детей+1 родитель) «Вешки»: каждый участник команды на пути к линии финиша надевает валенки на лежащего посреди дистанции с поднятыми ногами вверх родителя-помощника. В одну сторону дистанции обувают, на обратной разувают. За победу команда получает жетон-валенок.

9 слайд

История валенок.

1 ведущий: «Вид валенок, который мы носим сейчас, появился лишь в конце XVIII века в Нижегородской губернии. Произошло это в городе Мышкин»

2 ведущий: «До нашего времени там сохранился музей валенок. В Москве и Вышнем Волочке есть так же музеи русских валенок».

10 слайд

1 ведущий: Почему же валенок так назвали? (ответы детей или родителй, если ответа нет – ведущий отвечает сам - от слова «валять» шерсть -валенок). Сам процесс создания валенок очень трудоемкий.

Изначально валенки изготавливали вручную исключительно из натуральной шерсти. В ход шла овечья, козья и даже собачья шерсть.

2 ведущий: «Шерсть тщательно отбиралась и конечный цвет валенок зависел от выбранного материала.

Особым признаком валенок, который удивлял многих, считается еёбесшовность».

11 слайд

1 ведущий: «Позже стали использовать для изготовления валенок специальные приспособления.

Сейчас большинство производителей использует и козью, и кроличью шерсть, мохер и даже войлок».

2 ведущий: «Войлок – продукт, получаемый путём валяния шерсти. Из этого плотного полотна впоследствии и получается валенок».

12 слайд

1 ведущий: «На одну пару валенок большого размера уходит примерно два с половиной килограмма шерсти — вот почему валенки с легкостью выдерживают минусовую температуру даже на Крайнем Севере».

2 ведущий: «Для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной работы,

45 технологических переходов».

1 ведущий: «Рабочие 20 специальностей трудятся над её созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу».

13 слайд

2 задание. (4 ребёнка) «Собери шишки»: Команда получает по валенку и 4 шишки. Шишки лежатобруче в конце дистанции. Участник добегает до обруча, 1 шишку опускает в валенок и бежит обратно.Валенок передаёт в качестве эстафетной палочки следующему участнику.

14слайд

3 задание. (3 пары детей) Мы с другом вместе. Каждая команда получает по 2 валенка крепко связанныхшарфом. Всунув по одной ноге в связанные валенки, пары преодолевают дистанцию. Валенки как эстафетная палочка.

15 слайд

Люди в валенках.

1 ведущий: «На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, так как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой».

2 ведущий: «Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом».

16слайд

1 ведущий: «А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов».

1 ведущий: «Кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение».

17 слайд

1 ведущий: «Носили валенки и царские особы.

Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита».

2 ведущий: «Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение».

18слайд

1 ведущий: «Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на своих больных ногах во время балов».

19лайд

1 ведущий: «Неоценима заслуга валенок в военное время. За годы войны было изготовлено 40 млн. пар валенок.

Во время войны, зимой, солдаты носили валенки.

Они считались самой удобной и практичной обувью, защищали от влаги и любых морозов».

2 ведущий:«А немцы, считали валенки лучшим трофеем, обменивали их даже на золотые часы)».

20 слайд

1 ведущий: «Без валенок невозможно было бы освоение северных регионов и снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы».

2 ведущий: «Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МВД, МЧС, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства».

21слайд

4 задание. Вратарь. Участвуют 1 родитель + 6 детей от команды.

Задача: забросить в ворота как можно больше снежков, при этом родитель (другой команды) валенком защищает ворота от снежков чужих.

22 слайд

Не по назначению 

1 ведущий: «Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, то почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать? Вот он и придумал. 

Испокон веков в российских деревнях валенки использовали в качестве подушки, вернее, её содержимого. А что - штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полатях».

2 ведущий: «А, в особо отдаленных чукотских селениях, где температура больше минус тридцати градусов, валенки иногда использовали в качестве… почтовых ящиков. Приколачивали валенок к двери, мелом малевали: "для писем и газет" и спокойно ждали себе почтальона».

23слайд

1 ведущий:«А теперь, уважаемые родители, просим размяться только вас».

Вызываются два родителя, встают в круг, получают по гимнастической палке и валенку. Задание: постараться сбросить с палки валенок соперника, сохранив при этом на палке свой.Выигрывает тот, чей валенок не упал на пол. Правила: выходить из круга запрещается. Вторая рука так же участвует в борьбе.

24 слайд

Танец (танец подготавливается заранее)

25слайд

2 ведущий:«А это состязание для классныхруководителей». «Городки». Задание: бросая, валенок как городошную биту, участник старается сбить как можно больше кеглей.

26слайд

1 ведущий: «Если Вам приснилось, что Вы носите валенки, то наяву Вы отличаетесь здравомыслием и никогда не пойдете на поводу у общественного мнения».

2 ведущий: «Если во сне Вы носите дырявые или залатанные валенки, то в реальной жизни Вас ожидает крупная прибыль. Удача надолго будет Вашей верной спутницей».

27 слайд

1 ведущий:«Ну а мы вновь приглашаем наши команды».

5 задание. (4 ребёнка) «Лошадки». Надев валенок на гимнастическую палку, проскакать верхом на палке вокруг стойки и передать «лошадку» следующему

28 слайд

1 ведущий: «И в русском фольклоре достаточно загадок, пословиц и скороговорок, посвящённых валенкам».

Приглашаются болельщики. Задание:прочитать скороговорки.

2 ведущий: «Отказываясь выполнять какое-либо дело, человек шутил: «Сейчас, только валенки зашнурую».

В конкурсе «Закончи пословицу», участвуют родители (читать с плакатов).

29 слайд

6 задание. (1 родитель+3 детей)Руковаленкоход. Участник надевает на руки валенки, партнёр держит его за ноги. В таком положении пара перемещается до поворотного флажка и обратно.

30слайд

1 ведущий: «Валенки - вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Состригают её исключительно с живых овец. Такая шерсть буквально "пропитана" целительной энергией солнца.

2 ведущий: «Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах, приносит облегчение при ревматизме, радикулите, а также ускоряет заживление ран и переломов.

Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие».

31 слайд

1 ведущий: «Интересные факты. Книга рекордов России».

Самый большой валенок изготовлен в городе Кинешма. Его высота 168 см, а длина ступни 110 см.

2 ведущий: «Есть и самые маленькие валенки с размером ступни 6 мм».

32 слайд

8 задание (7 детей) Викторина.

Представители команд «тянут» билеты-вопросы и отвечают на них. Ведущие помогают.

33 слайд

1 ведущий: «Наше жюри подводит итоги, а я предлагаю вам Частушки.

Выступают артисты.

34 слайд

2 ведущий: «Ну и в заключение мероприятия, хочу сказать всем, что валенки – действительно прекрасная, удобная и очень полезная обувь!»

Зима. Мороз. А я довольна

И улыбаюсь на ходу.

Ногам моим тепло - привольно -

Ведь я же в ВАЛЕНКАХ иду!

36 слайд

1 ведущий Ну что ж мы видим, что жюри готовы озвучить результаты нашего шоу.

Слово жюри

Награждение.



ВОПРОСЫ ПРИМЕРНОЙ ВИКТОРИНЫ:


1.Из-за чего поссорились кот Матроскин и Шарик перед Новым годом?
2.Чем жонглировали дельфины, которые жили у острова Чунга-чанга?
3.Почему М.Пришвин сказало валенках:
«Всё на свете имеет конец, всё умирает, и только одни дедушкины валенки вечны».

4.Если во сне вы носите дырявые или залатанные валенки, то в реальной жизни вас …

5.А как ещё по-другому, можно назвать валенки?

6.Какими лечебными свойствами обладают валенки?

7.Почему валенок так назвали?

8.Валенки шьют, катают или вяжут?

9.Из шерсти какого животного чаще всего делают валенки?

10. Кто из русских царей носил валяную обувь

11.В каких городах России есть музеи русских валенок?

12. Какой клоун запрыгивал в огромные валенки во время трюка?

13.Сколько шерсти идет на валенок для взрослого человека?

14.Кому и как помогли валенки в годы великой Отечественной войны?


ОБЪЯВЛЕНИЕ:

Уважаемые ребята, родители и педагоги!

Все мы бесспорно творческие личности.

t1597423818aa.jpg

С давних времён валенки считались исконно-русской утварью и обувью деревенского быта. Они сохраняли здоровье и тепло ног любого человека. Недаром русская пословица гласит: «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле».

Сейчас зимнее время и пришла пора объявить конкурс на лучшие частушки про валенки (срок с по февраля 20.. года)

Русское творчество всегда вызывает большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Успехов вам! Спасибо за внимание!




ЧАСТУШКИ. "КРЕАТИВНЫЙ ВАЛЕНОК"


1. Ты, послушай-ка, подружка,
   И притопни ножками.
   Я про валенки частушки
   Сочиняю ложками



2. Как по улицам Кедровки

 С валенками шла торговка!
А на ярмарку попали-
 Всё что было – разобрали!


3. Валенки себе взяла
    10 раз примеряла.
     А зимы все нет и нет,
     А я в погоду верила.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.