Технологическая карта урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции» (11 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по теме
«Окислительно-восстановительные реакции» (11 класс)
Тимохина Алёна Владимировна
учитель химии
ГОУ ТО «Яснополянский образовательный комплекс
им. Л.Н. Толстого»
Учебно-методический комплект. Габриелян O.C. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
Тема урока. Окислительно-восстановительные реакции.
Цель урока. Совершенствование и систематизация знаний и умений учащихся об окислительно-восстановительных процессах, и их механизмах.
Планируемые образовательные результаты.
1. Предметные: продолжить формирование знаний при составлении окислительно-восстановительных реакций, умение расставлять коэффициенты в химических уравнениях методом электронного баланса. Умение записывать окислительно-восстановительные реакции повышенного уровня (окислитель + восстановитель + среда). Умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями, объяснять причины многообразия веществ, зависимость свойств веществ от их строения.
2. Метапредметные:
– Познавательные. Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
– Регулятивные. Уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию; проводить наблюдения; умозаключения, делать выводы.
– Коммуникативные. Выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи, умение работать в коллективе и находить общие решения.
3. Личностные: понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Соблюдение инструкции охраны труда при проведении лабораторных опытов. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. Относится бережно к своему здоровью.
Основные понятия, изучаемые на уроке. Степень окисления, окислители, процесс восстановления, восстановители, процесс окисления, метод электронного баланса, окислительно-восстановительные реакции.
Тип урока. Комбинированный урок.
Педагогические технологии. Системно-деятельностное обучение, личностно-ориентированное обучение, ИКТ и медиаобразование.
Формы обучения. Фронтальная (систематизирующая беседа), групповая (урок-игра, лабораторный опыт), индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий).
Оборудование и реактивы, ЭОР. Набор реактивов и оборудования для лабораторного опыта, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, дидактические карточки.
Оборудование | Реактивы |
Штатив с пробирками | Раствор сульфата меди CuSO4 |
Спиртовка | Кальций (твердый) Сa |
Спички | Раствор гидроксида натрия NaOH |
Раствор перманганата калия KMnO4 или порошок оксида марганца (IV) MnO2 | |
Раствор пероксида водорода H2O2 | |
Раствор хлорида бария BaCl2 | |
Раствор серной кислоты H2SO4 | |
Железная пластина Fe |
Структура урока.
1. Организационный момент (1 мин).
2. Проверка остаточных знаний (8 мин).
3. Сообщение темы и цели урока (2 мин).
4. Усвоение новых знаний, умений (10 мин).
5. Закрепление и систематизация полученных знаний (10 мин).
6. Рефлексия (подведение итогов работы) (3 мин).
7. Сообщение домашнего задания (1 мин).
Ход урока.
Этапы урока | Содержание и деятельность учителя | Содержание и деятельность ученика | Методы и средства обучения | Планируемые образовательные результаты |
Организационный момент | Учитель приветствует учащихся. Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет необычным, а в виде квест-игры. Квест состоит из 4-ых станций, за каждую правильно отгаданную станцию можно получить по две карты с буквами, которые затем надо объединить в слово. Кто первый доберется и отгадает слово, тот и победитель! | Обучающиеся приветствуют учителя. Делятся на две равные команды, дают название. | ||
Проверка остаточных знаний | Давайте с Вами вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Так наша первая станция связана с прошлой темой. И имеет название «Кто есть окислитель, кто – восстановитель». Переходим к первому столу, где лежат карточки. Инструкция. Распределить карточки с веществами на две группы: окислители и восстановители. Интерактивная игра в виде карточек и программа Learningapps.org. Интерактивное задание на соответствие Окислители и восстановители https://learningapps.org/watch?v=p4jepszcn21 (Приложение 1). Следующая станция таинственная, здесь вам нужно подумать, какое вещество было зашифровано, и найти его. А в организации станции «По следам неизвестного вещества». 2. «По следам неизвестного вещества». Инструкция. Обучающиеся получают карточки с загадками (ситуационными задачами). С помощью этих загадок они должны найти вещество и его место в школе (записать в лист правильный ответ). (Приложение 2). | Наша тема была «Окислительно-восстановительные реакции. А именно мы изучали степени окисления, вещества-окислители и восстановители. Ученики переходят к столу. Начинают выполнять задание. После выполнения по два ученика из команд по очереди показывают свои ответы. Совместно проверяя. | Групповая работа | Предметные. Умения характеризовать реакции без изменения состава веществ и с изменением реагирующих веществ и продуктов реакции. Классифицировать типы реакций в неорганической и органической химии. Давать характеристику химическим уравнениям по известным типам реакций. Умение практически осуществлять генетические цепочки на взаимосвязи веществ в неорганической и органической химии. Умение адекватно воспринимать сообщения обучающихся. Метапредметные. 1. Познавательные: анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. 2. Регулятивные: формировать умение формулировать выводы и заключения. 3. Коммуникативные: выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, коммуникативную компетентность и уважение к иной точке зрения при обсуждении результатов выполненной работы. |
Сообщение темы и цели урока | Давайте отдохнем с Вами и проведем разминку! Нам в этом поможет наш юный Менделеев. Отлично, разминка выдалась веселой! А теперь переходим к другой станции, которая посвящена продолжению изучаемой темы «Окислительно-восстановительные реакции». Давайте подумаем, какая же цель должна стоять перед нами для того, чтобы продолжить изучать тему? . | На прошлом уроке мы повторяли степени окисления и окислитель/восстановители (1 ученик). Значит, на этом уроке перед нами стоит цель закрепить способы расставления коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса (2 ученик) | Фронтальная беседа | |
Усвоение новых знаний, умений | Правильно, и для этого мы переходим к станции «Химический пазл». Перед вами стоит задача, применив те знания, которые вы получили в 8 классе, собрать паззл химических уравнений. Расставить коэффициенты методом электронного баланса. «Химический пазл». Инструкция. Ученики получают карточки с двумя химическими реакциями (коэффициенты, вещества, части электронного баланса). На доске будет теоретический материал, им нужно с помощью слайда уравнять предложенные реакции (Приложение 3). | После того, как соберут пазл, ученики должны дать комментарий к работе. | Объяснение в виде игры. Беседа | Предметные. Умение систематизировать изученный материал по теме, применять знания в незнакомой ситуации. Метапредметные. 1. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 2. Регулятивные: контроль в форме самостоятельной и коллективной работы. 3. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Закрепление и систематизация полученных знаний | Для закрепления пройденного материала осуществим лабораторный опыт. Перед этим ознакомимся с правилами ТБ (Приложение 4), представленными на слайде. Следующая станция «Окислительно-восстановительная путаница». «Окислительно-восстановительная путаница» (лабораторный опыт). Инструкция. Перед учениками находится набор реактивов. Им необходимо осуществить химические превращения между взаимодействующими реагентами и записать только ОВР в карту-инструкцию. (Приложение 5). | Ученики после выполнения опыта выходят к доске и дают комментарии. | Химический эксперимент | |
Рефлексия (подведение итогов работы) | Вот вы и собрали все карточки. Перед вами представлен вопрос. Соберите слово и назовите его. Вопрос к Квесту: Какое вещество самое распространенное и является известным в производстве окислителем? (КИСЛОРОД) Награждение команды, которая угадала слово и победила. Молодцы! Сегодня наш урок прошел в такой нетрадиционной форме, мы с Вами закрепили тему «Окислительно-восстановительные реакции». Вопросы: 1. Из игры вы узнали, что такое окислительно-восстановительные реакции, окислители и восстановители? 2. Научились расставлять коэффициенты? 3. Изучили многообразие реакций и их практическое применение. Спасибо Вам за урок. До свидания! | Собирают слово. Одна из команд раньше называет, и в итоге одерживает победу. ОВР – это реакции с изменением степеней окисления. Окислители – вещества, которые принимают электроны. Восстановители – вещества, которые отдают электроны. Самый известный способ, с помощью которого можно расставить коэффициенты – это метод электронного баланса. Например, окисление углем или угарным газом оксидных руд, один из промышленных способов получения металлов. Лабораторное получение водорода основано на взаимодействии металлов, либо с кислотой, либо с водой. | Предметные. Обобщение изученного учебного материала. Самоанализ достигнутого результата. Метапредметные. 1. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. 3. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка своих действий и одноклассника. Личностные. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. | |
Сообщение домашнего задания | Учитель записывает домашнее задание на доске. | Ученики переписывают задание в дневники. |
Список использованной литературы
1. Габриелян O.C. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
2. Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018. — 152 с.
3. Габриелян О.С. Химия 11 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. Базовый уровень. 11 класс»/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014. – 174 с.
4. Пузаков С.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учеб.пособие. – 6-е изд., стер./ С.А. Пузаков, В.А. Попков. – М.: Высш.шк., 2009. – 623 с.
Приложение
Приложение 1
Дидактическая карта интерактивного задания «Окислители и восстановители»
Распределить химические вещества на две группы: окислители и восстановители | |
NH3 | Восстановители |
F2 | |
HCl | |
CO | |
HClO3 | |
Al | |
HNO2 | |
O2 | Окислители |
C | |
K2Cr2O7 | |
H2S | |
HNO3 | |
KMnO4 |
Приложение 2
Ситуационная задача №1
Это известное вещество издавна использовали для дезинфекции ран и в качестве антисептика. По агрегатному состоянию – это бесцветная жидкость с «металлическим вкусом». Химики используют это вещество как окислитель и реагент для получения кислорода. В своей структуре имеет степень окисления у кислорода −1, что является исключением. Что это за вещество и где его можно обнаружить? Загадываемое вещество: пероксид водорода.
Ситуационная задача №2
Это летучее, темное и кристаллическое вещество может возгоняться в фиолетовые пары. При его недостатке в пище человек может приобрести болезнь щитовидной железы. Малорастворим в воде, однако, легко растворяется в спирте и образует спиртовой раствор. Его могут использовать как дезинфицирующее вещество и восстановить в химии. Что это за вещество и где его можно обнаружить? Загадываемое вещество: йод (спиртовой раствор йода).
Ситуационная задача №3
Это продукт со специфическим запахом и кислым вкусом, представляет собой результат брожения спиртовых и углеводных компонентов, либо скисания вин. Если добавить в раствор данного вещества лакмус, то он окрасится в красный, а если – активный металл, то через некоторое время начнут выделяться пузырьки газа. Что это за вещество и где его можно обнаружить? Загадываемое вещество: уксусная кислота.
Ситуационная задача №4
Это сложное вещество, представляющее смесь нескольких соединений, получают взаимодействием хлора и гашеной извести. Представляет собой порошок белого цвета с характерным запахом, обладающего отбеливающим действием. Что это за вещество и где его можно обнаружить? Загадываемое вещество: хлорная известь (хлорка).
Приложение 3
Дидактическая карточка с заданием к станции «Химический пазл»
Задание: необходимо правильно расположить карточки с химическим уравнением и методом электронного баланса, опираясь на изученный материал по способам расставления коэффициентов в ОРВ методом электронного баланса.
I. Fe2+3O3-2 + 3C+2O-2 → 2Fe0 + 3C+4O2–2
Fe+3 +3е = Fe0 2 окислитель
C+2 – 2е = C+4 3 восстановитель
2Na0 + 2H2+1O-2 → 2Na+O-2H+1 + H20↑
Na0 – 1e = Na+ 2 восстановитель
2H+ + 2e = H20 1 окислитель
II. C-4H4+1 + 2O20 → C+4O2-2 + 2H2+1O-2
C-4 – 8e = C+4 1 восстановитель
O20 + 4e =2O-2 2 окислитель
Mg0 + 2H+Cl- → Mg+2Cl2- + H20↑
Mg0 – 2e = Mg+2 1 восстановитель
2H+ + 2e = H20 1 окислитель
Приложение 4
Инструкция охраны труда при проведении лабораторных работ по химии
Перед тем как приступить к выполнению лабораторного опыта, ознакомьтесь с правилами техники безопасности в химической лаборатории.
В лаборатории запрещается …
Выливать или высыпать остатки реактивов в банки, из которых они были взяты.
Запрещается! Есть, пить, пробовать вещества на вкус.
Громко разговаривать, смеяться во время исследования.
Оставлять открытыми склянки с жидкостями и сухими веществами.
Пользоваться открытым огнем и тушить водой пламя спиртовки или горелки.
Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые вещества.
Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок.
Набирать одной и той же ложкой или пипеткой различные вещества.
Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину.
Смешивать вещества в пробирках после проведения реакции.
Проводить опыты без разрешения учителя.
Приложение 5
Карта-инструкция лабораторной работы «Окислительно-восстановительные реакции»
Цель – практически закрепить знания по теме «Окислительно-восстановительные реакции».
Оборудование | Реактивы |
Штатив с пробирками | Раствор сульфата меди CuSO4 |
Спиртовка | Кальций (твердый) Сa |
Спички | Раствор гидроксида натрия NaOH |
Порошок оксида марганца (IV) MnO2 | |
Раствор пероксида водорода H2O2 | |
Раствор хлорида бария BaCl2 | |
Раствор серной кислоты H2SO4 | |
Железная пластина Fe |
Соблюдайте правила техники безопасности!
Ход работы.
1. Выполнить лабораторный опыт (химическое взаимодействие) между предложенными реактивами. Указать признак реакции.
2. Выбрать из практически осуществимых реакций только окислительно-восстановительные и написать химические уравнения. Составить электронный баланс к каждой реакции.
3. Оформить задание в виде таблицы.
Окислительно-восстановительные реакции | Метод электронного баланса | Признак реакции |
4. Сделать вывод.
Правильное оформление к лабораторной работе.
Окислительно-восстановительные реакции | Метод электронного баланса | Признак реакции |
1. Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2 | Сa0 – 2e = Ca+2 1 восстановитель 2H+ + 2e = H20 1 окислитель | Выделение газа |
2. Ca + H2SO4 = CaSO4 + H2 | Сa0 – 2e = Ca+2 1 восстановитель 2H+ + 2e = H20 1 окислитель | Выделение газа |
3. 2H2O2 = 2H2O + O2 (MnO2) | O-1 + 1e = O-2 2 окислитель 2O-1 – 2e = O20 1 восстановитель | Выделение газа |
4. CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu | Fe0 – 2e = Fe+2 1 восстановитель Cu+2 + 2e = Cu0 1 окислитель | Образование осадка, изменение цвета |