12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимохина Алёна Владимировна315
Являюсь учителем химии, биологии! Для меня профессия учитель лучшая, так как только здесь можно увидеть невинные глаза детей и их открытую любовь. Учусь в ТГПУ им. Л.Н. Толстого (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Актина и мобильна в своем деле.
Россия, Тульская обл., Тула












ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по теме

«Окислительно-восстановительные реакции» (11 класс)







Тимохина Алёна Владимировна

учитель химии

ГОУ ТО «Яснополянский образовательный комплекс

им. Л.Н. Толстого»



Учебно-методический комплект. Габриелян O.C. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019. – 127 с.

Тема урока. Окислительно-восстановительные реакции.

Цель урока. Совершенствование и систематизация знаний и умений учащихся об окислительно-восстановительных процессах, и их механизмах.

Планируемые образовательные результаты.

1. Предметные: продолжить формирование знаний при составлении окислительно-восстановительных реакций, умение расставлять коэффициенты в химических уравнениях методом электронного баланса. Умение записывать окислительно-восстановительные реакции повышенного уровня (окислитель + восстановитель + среда). Умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями, объяснять причины многообразия веществ, зависимость свойств веществ от их строения.

2. Метапредметные:

– Познавательные. Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

– Регулятивные. Уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию; проводить наблюдения; умозаключения, делать выводы.

– Коммуникативные. Выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи, умение работать в коллективе и находить общие решения.

3. Личностные: понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Соблюдение инструкции охраны труда при проведении лабораторных опытов. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. Относится бережно к своему здоровью.

Основные понятия, изучаемые на уроке. Степень окисления, окислители, процесс восстановления, восстановители, процесс окисления, метод электронного баланса, окислительно-восстановительные реакции.

Тип урока. Комбинированный урок.

Педагогические технологии. Системно-деятельностное обучение, личностно-ориентированное обучение, ИКТ и медиаобразование.

Формы обучения. Фронтальная (систематизирующая беседа), групповая (урок-игра, лабораторный опыт), индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий).

Оборудование и реактивы, ЭОР. Набор реактивов и оборудования для лабораторного опыта, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, дидактические карточки.

Оборудование

Реактивы

Штатив с пробирками

Раствор сульфата меди CuSO4

Спиртовка

Кальций (твердый) Сa

Спички

Раствор гидроксида натрия NaOH


Раствор перманганата калия KMnO4 или порошок оксида марганца (IV) MnO2


Раствор пероксида водорода H2O2


Раствор хлорида бария BaCl2


Раствор серной кислоты H2SO4


Железная пластина Fe


Структура урока.

1. Организационный момент (1 мин).

2. Проверка остаточных знаний (8 мин).

3. Сообщение темы и цели урока (2 мин).

4. Усвоение новых знаний, умений (10 мин).

5. Закрепление и систематизация полученных знаний (10 мин).

6. Рефлексия (подведение итогов работы) (3 мин).

7. Сообщение домашнего задания (1 мин).

Ход урока.

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Содержание и деятельность ученика

Методы и средства обучения

Планируемые образовательные результаты

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет необычным, а в виде квест-игры. Квест состоит из 4-ых станций, за каждую правильно отгаданную станцию можно получить по две карты с буквами, которые затем надо объединить в слово. Кто первый доберется и отгадает слово, тот и победитель!

Обучающиеся приветствуют учителя. Делятся на две равные команды, дают название.



Проверка остаточных знаний

Давайте с Вами вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке.




Так наша первая станция связана с прошлой темой. И имеет название «Кто есть окислитель, кто – восстановитель». Переходим к первому столу, где лежат карточки.

Инструкция. Распределить карточки с веществами на две группы: окислители и восстановители. Интерактивная игра в виде карточек и программа Learningapps.org.

Интерактивное задание на соответствие

Окислители и восстановители

https://learningapps.org/watch?v=p4jepszcn21 (Приложение 1).


Следующая станция таинственная, здесь вам нужно подумать, какое вещество было зашифровано, и найти его. А в организации станции «По следам неизвестного вещества».

2. «По следам неизвестного вещества».

Инструкция. Обучающиеся получают карточки с загадками (ситуационными задачами). С помощью этих загадок они должны найти вещество и его место в школе (записать в лист правильный ответ).

(Приложение 2).

Наша тема была «Окислительно-восстановительные реакции. А именно мы изучали степени окисления, вещества-окислители и восстановители.



Ученики переходят к столу. Начинают выполнять задание. После выполнения по два ученика из команд по очереди показывают свои ответы. Совместно проверяя.


Групповая работа

Предметные.

Умения характеризовать реакции без изменения состава веществ и с изменением реагирующих веществ и продуктов реакции. Классифицировать типы реакций в неорганической и органической химии. Давать характеристику химическим уравнениям по известным типам реакций. Умение практически осуществлять генетические цепочки на взаимосвязи веществ в неорганической и органической химии.

Умение адекватно воспринимать сообщения

обучающихся.

Метапредметные.

1. Познавательные:

анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений.

2. Регулятивные:

формировать умение формулировать

выводы и заключения.

3. Коммуникативные:

выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные.

Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, коммуникативную

компетентность и уважение к иной точке зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

Сообщение темы и цели урока

Давайте отдохнем с Вами и проведем разминку! Нам в этом поможет наш юный Менделеев. Отлично, разминка выдалась веселой!

А теперь переходим к другой станции, которая посвящена продолжению изучаемой темы «Окислительно-восстановительные реакции».

Давайте подумаем, какая же цель должна стоять перед нами для того, чтобы продолжить изучать тему?

.















На прошлом уроке мы повторяли степени окисления и окислитель/восстановители (1 ученик). Значит, на этом уроке перед нами стоит цель закрепить способы расставления коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса (2 ученик)



Фронтальная беседа

Усвоение новых знаний, умений

Правильно, и для этого мы переходим к станции «Химический пазл». Перед вами стоит задача, применив те знания, которые вы получили в 8 классе, собрать паззл химических уравнений. Расставить коэффициенты методом электронного баланса.

«Химический пазл».

Инструкция. Ученики получают карточки с двумя химическими реакциями (коэффициенты, вещества, части электронного баланса). На доске будет теоретический материал, им нужно с помощью слайда уравнять предложенные реакции (Приложение 3).









После того, как соберут пазл, ученики должны дать комментарий к работе.





Объяснение в виде игры.

Беседа

Предметные.

Умение систематизировать изученный материал по теме, применять знания

в незнакомой ситуации.

Метапредметные.

1. Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

2. Регулятивные:

контроль в форме самостоятельной и коллективной работы.

3. Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные.

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Закрепление и систематизация полученных знаний

Для закрепления пройденного материала осуществим лабораторный опыт. Перед этим ознакомимся с правилами ТБ

(Приложение 4), представленными на слайде. Следующая станция «Окислительно-восстановительная путаница».

«Окислительно-восстановительная путаница» (лабораторный опыт).

Инструкция. Перед учениками находится набор реактивов. Им необходимо осуществить химические превращения между взаимодействующими реагентами и записать только ОВР в карту-инструкцию.

(Приложение 5).








Ученики после выполнения опыта выходят к доске и дают комментарии.

Химический эксперимент

Рефлексия (подведение итогов работы)

Вот вы и собрали все карточки. Перед вами представлен вопрос. Соберите слово и назовите его.

Вопрос к Квесту: Какое вещество самое распространенное и является известным в производстве окислителем? (КИСЛОРОД)

Награждение команды, которая угадала слово и победила.

Молодцы! Сегодня наш урок прошел в такой нетрадиционной форме, мы с Вами закрепили тему «Окислительно-восстановительные реакции».

Вопросы:

1. Из игры вы узнали, что такое окислительно-восстановительные реакции, окислители и восстановители?




2. Научились расставлять коэффициенты?




3. Изучили многообразие реакций и их практическое применение.







Спасибо Вам за урок. До свидания!

Собирают слово. Одна из команд раньше называет, и в итоге одерживает победу.











ОВР – это реакции с изменением степеней окисления.

Окислители – вещества, которые принимают электроны.

Восстановители – вещества, которые отдают электроны.

Самый известный способ, с помощью которого можно расставить коэффициенты – это метод электронного баланса.

Например, окисление углем или угарным газом оксидных руд, один из промышленных способов получения металлов.

Лабораторное получение водорода основано на взаимодействии металлов, либо с кислотой, либо с водой.



Предметные.

Обобщение изученного учебного материала. Самоанализ достигнутого результата.

Метапредметные.

1. Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2. Регулятивные:

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

3. Коммуникативные:

контроль, коррекция, оценка своих действий и одноклассника.

Личностные.

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Сообщение домашнего задания

Учитель записывает домашнее задание на доске.

Ученики переписывают задание в дневники.




Список использованной литературы

1. Габриелян O.C. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019. – 127 с.

2. Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018. — 152 с.

3. Габриелян О.С. Химия 11 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. Базовый уровень. 11 класс»/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014. – 174 с.

4. Пузаков С.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учеб.пособие. – 6-е изд., стер./ С.А. Пузаков, В.А. Попков. – М.: Высш.шк., 2009. – 623 с.


Приложение

Приложение 1

Дидактическая карта интерактивного задания «Окислители и восстановители»

Распределить химические вещества на две группы: окислители и восстановители

NH3

Восстановители

F2

HCl

CO

HClO3

Al

HNO2

O2

Окислители

C

K2Cr2O7

H2S

HNO3

KMnO4


Приложение 2

Ситуационная задача №1

Это известное вещество издавна использовали для дезинфекции ран и в качестве антисептика. По агрегатному состоянию – это бесцветная жидкость с «металлическим вкусом». Химики используют это вещество как окислитель и реагент для получения кислорода. В своей структуре имеет степень окисления у кислорода −1, что является исключением. Что это за вещество и где его можно обнаружить? Загадываемое вещество: пероксид водорода.

Ситуационная задача №2

Это летучее, темное и кристаллическое вещество может возгоняться в фиолетовые пары. При его недостатке в пище человек может приобрести болезнь щитовидной железы. Малорастворим в воде, однако, легко растворяется в спирте и образует спиртовой раствор. Его могут использовать как дезинфицирующее вещество и восстановить в химии. Что это за вещество и где его можно обнаружить? Загадываемое вещество: йод (спиртовой раствор йода).

Ситуационная задача №3

Это продукт со специфическим запахом и кислым вкусом, представляет собой результат брожения спиртовых и углеводных компонентов, либо скисания вин. Если добавить в раствор данного вещества лакмус, то он окрасится в красный, а если – активный металл, то через некоторое время начнут выделяться пузырьки газа. Что это за вещество и где его можно обнаружить? Загадываемое вещество: уксусная кислота.

Ситуационная задача №4

Это сложное вещество, представляющее смесь нескольких соединений, получают взаимодействием хлора и гашеной извести. Представляет собой порошок белого цвета с характерным запахом, обладающего отбеливающим действием. Что это за вещество и где его можно обнаружить? Загадываемое вещество: хлорная известь (хлорка).


Приложение 3

Дидактическая карточка с заданием к станции «Химический пазл»

Задание: необходимо правильно расположить карточки с химическим уравнением и методом электронного баланса, опираясь на изученный материал по способам расставления коэффициентов в ОРВ методом электронного баланса.

 I. Fe2+3O3-2 + 3C+2O-2 → 2Fe0 + 3C+4O2–2

Fe+3 +3е = Fe0 2 окислитель

C+2 – 2е = C+4 3 восстановитель

2Na0 + 2H2+1O-2 → 2Na+O-2H+1 + H20↑

Na0 – 1e = Na+ 2 восстановитель

2H+ + 2e = H20 1 окислитель

II. C-4H4+1 + 2O20 → C+4O2-2 + 2H2+1O-2

 C-4 – 8e = C+4 1 восстановитель

O20 + 4e =2O-2 2 окислитель

 Mg0 + 2H+Cl- → Mg+2Cl2- + H20↑

Mg0 – 2e = Mg+2 1 восстановитель

2H+ + 2e = H20 1 окислитель

Приложение 4

Инструкция охраны труда при проведении лабораторных работ по химии

Перед тем как приступить к выполнению лабораторного опыта, ознакомьтесь с правилами техники безопасности в химической лаборатории.

В лаборатории запрещается …

Выливать или высыпать остатки реактивов в банки, из которых они были взяты.

Запрещается! Есть, пить, пробовать вещества на вкус.

Громко разговаривать, смеяться во время исследования.

Оставлять открытыми склянки с жидкостями и сухими веществами.

Пользоваться открытым огнем и тушить водой пламя спиртовки или горелки.

Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые вещества.

Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок.

Набирать одной и той же ложкой или пипеткой различные вещества.

Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину.

Смешивать вещества в пробирках после проведения реакции.

Проводить опыты без разрешения учителя.

Приложение 5

Карта-инструкция лабораторной работы «Окислительно-восстановительные реакции»

Цель – практически закрепить знания по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

Оборудование

Реактивы

Штатив с пробирками

Раствор сульфата меди CuSO4

Спиртовка

Кальций (твердый) Сa

Спички

Раствор гидроксида натрия NaOH


Порошок оксида марганца (IV) MnO2


Раствор пероксида водорода H2O2


Раствор хлорида бария BaCl2


Раствор серной кислоты H2SO4


Железная пластина Fe


t1611006080ac.jpg

Соблюдайте правила техники безопасности!



Ход работы.

1. Выполнить лабораторный опыт (химическое взаимодействие) между предложенными реактивами. Указать признак реакции.

2. Выбрать из практически осуществимых реакций только окислительно-восстановительные и написать химические уравнения. Составить электронный баланс к каждой реакции.

3. Оформить задание в виде таблицы.

Окислительно-восстановительные реакции

Метод электронного баланса

Признак реакции




4. Сделать вывод.

Правильное оформление к лабораторной работе.

Окислительно-восстановительные реакции

Метод электронного баланса

Признак реакции

1. Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2

 Сa0 – 2e = Ca+2 1 восстановитель

2H+ + 2e = H20 1 окислитель

Выделение газа

2. Ca + H2SO4 = CaSO4 + H2

 Сa0 – 2e = Ca+2 1 восстановитель

2H+ + 2e = H20 1 окислитель

Выделение газа

3. 2H2O2 = 2H2O + O2 (MnO2)

 O-1 + 1e = O-2 2 окислитель

2O-1 – 2e = O20 1 восстановитель

Выделение газа

4. CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

 Fe0 – 2e = Fe+2 1 восстановитель

Cu+2 + 2e = Cu0 1 окислитель

Образование осадка, изменение цвета



Дата проведения: с 10 ноября по 12 февраля
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.