Технологическая карта учебного занятия на тему «Семейный бюджет»
Технологическая карта учебного занятия
Учебная группа: 3 класс
Дата: ______________________________________________________________
Тема учебного занятия: «Семейный бюджет»
УД, МДК, Пр.: Окружающий мир
Вид учебного занятия: урок изучения нового материала
Планируемые результаты (знания\ умения
\ практический опыт, а также ОК и ПК, на формирование которых они направлены): Предметные:
иметь представление о понятии «семейный бюджет»;
знать составные части семейных доходов и расходов;.
Метапредметные:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий;
находить ответы на поставленные вопросы, осуществлять, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять логические операции;
умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, работать в группах.
Личностные:
осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности;
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
договариваться и приходить к общему выводу.
Средства обучения:
УМК «Школа России» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир» 3 класс;
Компьютер;
Проектор;
Мультимедийная презентация;
Наглядный материал на доску;
Формы работы на учебном занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная
Характеристика этапов учебного занятия:
Этапы |
Название, содержание и цель этапа занятия |
Деятельность педагога (какие УЗ решает педагог на занятия) |
Деятельность обучающихся |
||
1 этап |
Организационный момент |
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Встаньте, дети, не ленитесь, Все мне дружно улыбнитесь. Здравствуйте, ребята, сели И на парты посмотрели. Будут нужными опять: Книжка, ручка и тетрадь. Не забудет про дневник Ни один наш ученик. Молодцы! Готов весь класс, За работу, в добрый час! - А девиз у нас какой? |
Внимательно слушают учителя, настраиваются на урок
- Будем думать, рассуждать,
|
||
*2 этап |
*Проверка домашнего задания |
Слайд 1 Сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты. (На столе лежат монеты, на обратной стороне которых написаны вопросы.)
1. Что такое государственный бюджет?
2. Из чего складываются доходы?
3. На что идут расходы?
4. В каком учреждении получают деньги за работу из бюджета?
5. Кто получает зарплату из бюджета?
Слайд 2: Вывод: Государственный бюджет – это план доходов и расходов. - Молодцы ребята, вы помогли мудрой Черепахе, она вам очень благодарна! |
Учащиеся собирают монеты в горшок
Это план доходов и расходов. Налогов граждан и организаций. Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия.
В школе; в больнице и др.
Офицер,официант, продавец, учитель, врач и т.д.
|
||
3 этап |
Проектирование нового результата, актуализация субъективного опыта обучающихся |
- Ребята, а вот одна монетка закатилась (достаю монетку с вопросом) Предлагаю вам разгадать ребус (7Я + бюджет) и связать его с темой нашего урока
Словарная работа: - Что обозначает это слово? - Образуйте прилагательное от этого слова. - Как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся?
Слайд 4. -Совершенно верно! Тема нашего урока: «Семейный бюджет» - Как нашу монетку можно связать с этими словами?
|
Бюджет завода, бюджет района и т.д
Семья.
Семья – ячейка общества. Семейный. Познакомимся с семейным бюджетом.
В каждой семье есть деньги, т.к родители работают и получают заработную плату |
||
- Каждая семья – это мини государство. У каждого государства есть бюджет, а у каждой ли семьи он есть? Обоснуйте своё мнение. - Прочтите пословицы. Думаю, они помогут нам определить задачи нашего урока.
Слайд5.
По доходу и расход. Деньги счет любят. Копейка рубль бережет. Нелегко деньги нажить, да легко прожить.
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?
|
Ответы детей.
.
Ответы детей |
||||
-Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой на урок? Слайд 6 Задачи: выяснить, что такое семейный бюджет; из чего складывается семейный бюджет; узнать, как правильно спланировать семейный бюджет. Я уверена, что вы обязательно в конце урока поставленные задачи достигните. |
Ставят перед собой задачи на урок
|
||||
4 этап |
Освоение нового содержания |
- Я предлагаю вам встретиться с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком? - Почему он так это сделал? - Я предлагаю сегодня на уроке научиться правильно распределять деньги в семье, чтобы не оказаться на месте Шарика.
|
Внимательно смотрят м/ф «Зима в Простоквашино». - Израсходовал деньги на ненужный товар. - Не знал, как правильно распределить деньги.
|
||
1.Работа в ТПО с 46 №1 Попробуйте заполнить табличку: Доход семьи – это…… Расход семьи – это…… Семейный бюджет – это... Послушаем, как вы определили, что такое доход? Расход? Что такое семейный бюджет? (оцените свою работу) . |
Дети работают в группах, заполняют карточки в рабочих тетрадях. Доход семьи – это те деньги, которые зарабатывают или получают члены семьи. Расход семьи – это деньги, которые тратят члены семьи. Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи.
|
||||
Определите, что будет составлять доход семьи, что расход? Выполните задание № 2 в ТПО Покажите стрелками доходы и расходы семьи.
- А какие доходы бывают у семьи?
- А расходы?
|
(Дети в ТПО работают в группах) - Дети показывают стрелками: что составляет доход и что расход семьи. Доход: зарплата папы и мамы, стипендия сына, пенсия дедушки и бабушки. Расходы: покупка лекарств, ремонт автомобиля, покупка куклы дочери, посещение цирка, покупка продуктов, покупка компьютера, оплата счета за газ и свет. |
||||
С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются еще и некоторые другие виды доходов.. Что это за виды доходов? За что их получают? Это вы можете узнать самостоятельно, прочитав информацию на стр.69 Работа в парах 1 абзац учебника. -Какие ещё могут быть доходы? - Что такое, по- вашему гонорар? - Что такое пособие? -Какие ещё бывают расходы? - А у всех ли семей одинаковые доходы и расходы? Ребята, оцените работу своей группы |
- Гонорар, пособие.
-Гонорар -авторское вознаграждение. - Деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей. - Разные, т.к. им нужны разные предметы, услуги, и зарплата у них разная. |
||||
Динамическая пауза
|
|
||||
5 этап |
Первичная проверка понимания нового содержания |
- Предлагаю нам закрепить знания. А для этого пройдем квест-игру. Каждая команда -– это семья (бабушка, дедушка, мама, папа, 1-2 ребенка). За партами вы сидите группами, значит, семьи у нас уже есть. Выбираем роль членов семьи. (Папа, мама, 1-2 ребёнка, возможны дедушка и бабушка) |
Выбирают бейджики
|
||
Ролевая игра. - Приглашается семья Ивановых. (Раздаются реквизиты- дедушке – книгу, очки; папе – галстук, маме – фартук, куклу, брату-студенту студенческий билет) - Каждый член вашей большой дружной семьи должен выбрать свой источник доходов. Каждый из них держит карточку: Дедушка – пенсия (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям). Брат – стипендия (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу). Мама в отпуске по уходу за ребёнком – пособие (пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей). Папа – зарплата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу). - Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? - А деньги, которые расходуют? |
На доске выбирают карточки.
Доход.
Расход. |
||||
Работа с учебником. с 69. Прочитайте 2 абзац. Как правильно вести семейное хозяйство? Какой вывод сделали? |
-Нужен план доходов и расходов. - Семейный бюджет, как правило, составляется не на год, а на более короткий срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно в каждой семье, иначе могут произойти разные неприятности.
|
||||
|
.
|
||||
6 этап |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация |
Итак, каждая группа – это семья. - Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «Аурики». Карточка 1.
У нас в каждой семье на партах лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой. Карточка 2. Расходы. Лекарства . Продукты . Одежда, обувь. Бытовая химия. Предметы личной гигиены. Транспорт (автобус, такси). Велосипед. Спортивная (музыкальная) школы, кружки . Книги, канцелярские товары. Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья). Кроссовки (босоножки). Игрушки . Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея. Отдых, поездка .
- Проставьте рядом с галочками, стоимость выбранных вами товаров и услуг.
Сложите все Аурики. Сколько у вас получилось? - Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье. - Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? Слайд 7 Вывод: Доходы не должны превышать расходы - Что произойдёт, если… Доходы < Расходы Доходы > Расходы Доходы = Расходы – Какая формула будет наилучшей? – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
– На чём мы можем сэкономить? Какой вывод можно сделать?
– И так, что мы сейчас составили? – А для чего он нужен? Слайд 8 Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать бюджет. - Конечно это всё условные цифры, но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? - Что означает слово ЭКОНОМИЯ? - Можно ли сэкономить на квартплате? - Можно ли сэкономить на продуктах? - Можно ли сэкономить на одежде и обуви? Смысл пословицы : «Копейка рубль бережёт».
– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? – А непредвиденные расходы? К нам в школу пришли телеграммы “Прошу помочь!”. Послушайте. 1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор. – - Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…
Вывод: Итак, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы. - Мудрая Черепаха очень довольна тем. Как вы работали и надеется , что вы хорошо усвоили новы материал
|
Считают доход семьи
Ответы детей.
Доходы не должны превышать расходы
Дефицит бюджета.
Накопления. Не сможем отложить сбережения. Доходы больше расходов.
Если экономия – отложим сбережения, Ответы детей.
Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет. А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Шарика
Сэкономить Бережливость Ответы детей.
Пословица используется как совет быть бережливым, не тратить деньги попусту.
Лотерея, премия. Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.
Выступления «семей», объяснение ими своего выбора
Деньги – не самое главное в жизни. Главное – здоровье, дружба, семья…. |
||
|
|
||||
7 этап |
Контроль и самоконтроль |
На уроке мы работали группами, кому то удалось высказаться, кому то нет. А чтобы это проверить, Мудрая Черепаха подготовила тест по теме «Семейный бюджет».
|
Самостоятельное выполнение теста.
|
||
А теперь обменяйтесь листами с ответами с соседом по парте и проверьте правильность выполненного задания по образцу и поставьте оценку.
|
Взаимопроверка.
|
||||
А теперь оцените свою работу на уроке. Те ребята, которые были активны, справились со всеми заданиями- нарисуйте смайл с улыбкой. Ребята, которые испытывали трудности - грустный смайл.
|
Оценивают свою работу на уроке
|
||||
8 этап |
Подведение итогов учебного занятия, рефлексия |
Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Какие учебную задачу вы перед собой ставили? - Что такое семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? - Для чего же нужен семейный бюджет? - Что нужно делать для того, чтобы доходов было больше?.
-Что вам особо понравилось? Какие задания у вас вызвали затруднения?
- Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1. Подобрать 2-3 пословицы о деньгах и об отношении к ним. 2. Выполнить задания в ТПО с 47. 3. Распланировать бюджет своей семьи на месяц.- Зажмите руку в кулак и … Кому было интересно – разогните мизинец, Кто считает, что знания пригодятся – безымянный, Кто хорошо работал – средний, …… Кто помогал работать другим – указательный, Кому понравился урок – большой. - Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок. - Спасибо вам за урок. Молодцы.
|
Выяснить, что такое семейный бюджет; из чего складывается семейный бюджет; узнать, как правильно спланировать семейный бюджет
Для того, чтобы вести правильно домашнее хозяйство, чтобы семья не испытывала экономических затруднений. Важно, чтобы расходы не превышали доходы.
Для того, нужен план доходов и расходов семейного бюджета, и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.
Учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. |
Надежда Алексеевна Паршукова