Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса

2
0
Материал опубликован 10 November 2019

Олимпиада по литературному чтению 4 класс

Уровень начитанности и читательской компетентности

1.Заполните схему «Герои сказок А.С. Пушкина».

image.png





2. Допишите предложение.


А.П.Чехов и А.И.Куприн - русские писатели,

а Дж.Лондон и Ц.Топелиус - _______________________________________________________  

3.Отметьте имя и отчество Крылова.

Александр Иванович

Иван Иванович

□ Иван Сергеевич

□ Антон Павлович

Иван Андреевич

4. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

из сказки
□ из рассказа
□ из басни

из стихотворения
□ из былины


5. Соедини фамилии авторов и заголовки произведений.

А.С.Пушкин «Лиса Патрикеевна»
И.С.Тургенев«Няне»
  К.Д.Ушинский«Воробей»

   

6. Из какого произведения Л.Н.Толстого отрывок? Запишите полный ответ.

Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя.
Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее.

________________________________________________________________________


7.Прочитайте строфу. Укажите ее название и фамилию автора стихотворения.

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И с неоглядными полями!

□ четверостишие

□ двустишие

□ трехстишие

□ И.С.Никитин

□ С.Д.Дрожжин

□ А.Н.Майков


8. Отметьте заголовок рассказа А.И.Куприна.

«Стрижонок Скрип»

«Ю-Ю»

□ «Волк»

«Чинк»

□ «Постойко»


9. Какое произведение часто начинается словами «Жили-были ... »? Отметьте ответ.

□ былина

□ считалка

□ пословица

□ сказка

□ потешка


10. Допиши предложение.

            Фольклор - это ___________________________________________________________________


11. Прочитай. Отметь присказку.

□         Макар да кошка, комар да мошка.

□         Вам - сказку,

А мне - бубликов связку,
Гречневой кашки

В крашеной чашке,
Масла горшок

Да горячий пирожок!

□      Крашеное коромысло
        Через реку повисло.


12. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.

аннотация

титульный лист
□ обложка

предисловие

оглавление (содержание)


Работа с текстом произведения (смысловое чтение).

С.Т. Аксаков

Река Белая

Отрывок

Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще большим наслаждением, которое мне не часто дозволялось, - прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река
Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда же мы поедем в Сергеевку?» - обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдет». И наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!». Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней, как безумная, от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, рев которого долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утес - и скрылась за ним дорога и бегающая по ней черная корова.

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лед все еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: «Пойдем, соколик, в горницу; река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться». Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; она набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших
ушей.

. . . С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась, и наконец, разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся
она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначилась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.


1. Определите жанр этого произведения.

□ рассказ
□ сказка
□ былина
□ басня

□ легенда

2. Выпишите название произведения.

__________________________________________________________________________________

3. Когда происходили описанные события?

□ весной

□ летом

□ зимой

□ осенью


4. Как понимаете слова  река вскроется? Запишите ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как называет автор время начала ледохода? Найдите ответ в тексте и подчеркните.

6. Чем сменился ледоход?

□ дождем

□ разливом

□ снегопадом

7. Найдите в тексте описание ледохода. Подчеркните.

8. На какую высоту поднялась вода? Найдите ответ в тексте. Запишите.

__________________________________________________________________________________


9. Восстановите план рассказа. Пункт с цифрой 1 - начало истории.

Ледоход

Корова на льду

 1 Потоки весенней воды

«Белая тронулась!»

Две собаки

Разлив  

10. Какой заголовок может подойти к этому отрывку рассказа?

□ «Желанный день»

□ «Весенний ледоход»
□ «Белая тронулась!»












Ответы. Литературное чтение 4 класс.


Ответы

Баллы за каждый ответ


 Уровень начитанности и читательской компетентности


   1.

Вариант (Балда, царь Салтан, князь Гвидон, корабельщики, Золотой петушок)

2

2.

Зарубежные писатели

2

3.

Иван Андреевич

1

4.

Из стихотворения

2

5.

Пушкин «Няне», Тургенев «Воробей», Ушинский «Лиса Патрикеевна»

2

6.

Этот отрывок из рассказа Толстого «Лебеди»

1

7.

Четверостишие из стихотворения С.Д.Дрожжина

2

8.

Рассказ А.И.Куприна «Ю-Ю»

1

9.

Сказка

1

10.

Фольклор - это устное народное творчество

1

11.

вторая

1

12.

Оглавление

1

Всего


17


Работа с текстом произведения


1.

Рассказ

1

2.

Аксаков «Река Белая»

1

3.

Весной

1

4.

Река вскроется -

1

5.

Желанный день и час

1

6.

Разливом

1

7.



1

8.

До верхушек деревьев

1

    9.

Потоки воды. Белая тронулась! Корова на льду. Две собаки. Ледоход. Разлив

       1

10.

«Белая тронулась!»

1

Всего


10

Максимальные баллы

27


Комментарии
Комментариев пока нет.