Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса
Олимпиада по литературному чтению 4 класс
Уровень начитанности и читательской компетентности
1.Заполните схему «Герои сказок А.С. Пушкина».
2. Допишите предложение.
А.П.Чехов и А.И.Куприн - русские писатели,
а Дж.Лондон и Ц.Топелиус - _______________________________________________________
3.Отметьте имя и отчество Крылова.
□ Александр Иванович
□ Иван Иванович
□ Иван Сергеевич
□ Антон Павлович
□ Иван Андреевич
4. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
Чародейкою Зимою И под снежной бахромою, | □ из сказки □ из стихотворения |
5. Соедини фамилии авторов и заголовки произведений.
А.С.Пушкин | «Лиса Патрикеевна» |
И.С.Тургенев | «Няне» |
К.Д.Ушинский | «Воробей» |
6. Из какого произведения Л.Н.Толстого отрывок? Запишите полный ответ.
Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя.
Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее.
________________________________________________________________________
7.Прочитайте строфу. Укажите ее название и фамилию автора стихотворения.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И с неоглядными полями!
□ четверостишие □ двустишие □ трехстишие | □ И.С.Никитин □ С.Д.Дрожжин □ А.Н.Майков |
8. Отметьте заголовок рассказа А.И.Куприна.
□ «Стрижонок Скрип»
□ «Ю-Ю»
□ «Волк»
□ «Чинк»
□ «Постойко»
9. Какое произведение часто начинается словами «Жили-были ... »? Отметьте ответ.
□ былина
□ считалка
□ пословица
□ сказка
□ потешка
10. Допиши предложение.
Фольклор - это ___________________________________________________________________
11. Прочитай. Отметь присказку.
□ Макар да кошка, комар да мошка.
□ Вам - сказку,
А мне - бубликов связку,
Гречневой кашки
В крашеной чашке,
Масла горшок
Да горячий пирожок!
□ Крашеное коромысло
Через реку повисло.
12. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.
□ аннотация
□ титульный лист
□ обложка
□ предисловие
□ оглавление (содержание)
Работа с текстом произведения (смысловое чтение).
С.Т. Аксаков
Река Белая
Отрывок
Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще большим наслаждением, которое мне не часто дозволялось, - прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река
Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда же мы поедем в Сергеевку?» - обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдет». И наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!». Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней, как безумная, от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, рев которого долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утес - и скрылась за ним дорога и бегающая по ней черная корова.
Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.
Лед все еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: «Пойдем, соколик, в горницу; река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться». Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; она набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших
ушей.
. . . С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась, и наконец, разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся
она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначилась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.
1. Определите жанр этого произведения.
□ рассказ
□ сказка
□ былина
□ басня
□ легенда
2. Выпишите название произведения.
__________________________________________________________________________________
3. Когда происходили описанные события?
□ весной
□ летом
□ зимой
□ осенью
4. Как понимаете слова река вскроется? Запишите ответ.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как называет автор время начала ледохода? Найдите ответ в тексте и подчеркните.
6. Чем сменился ледоход?
□ дождем
□ разливом
□ снегопадом
7. Найдите в тексте описание ледохода. Подчеркните.
8. На какую высоту поднялась вода? Найдите ответ в тексте. Запишите.
__________________________________________________________________________________
9. Восстановите план рассказа. Пункт с цифрой 1 - начало истории.
□ Ледоход
□ Корова на льду
1 Потоки весенней воды
□ «Белая тронулась!»
□ Две собаки
□ Разлив
10. Какой заголовок может подойти к этому отрывку рассказа?
□ «Желанный день»
□ «Весенний ледоход»
□ «Белая тронулась!»
Ответы. Литературное чтение 4 класс.
№ | Ответы | Баллы за каждый ответ |
Уровень начитанности и читательской компетентности | ||
1. | Вариант (Балда, царь Салтан, князь Гвидон, корабельщики, Золотой петушок) | 2 |
2. | Зарубежные писатели | 2 |
3. | Иван Андреевич | 1 |
4. | Из стихотворения | 2 |
5. | Пушкин «Няне», Тургенев «Воробей», Ушинский «Лиса Патрикеевна» | 2 |
6. | Этот отрывок из рассказа Толстого «Лебеди» | 1 |
7. | Четверостишие из стихотворения С.Д.Дрожжина | 2 |
8. | Рассказ А.И.Куприна «Ю-Ю» | 1 |
9. | Сказка | 1 |
10. | Фольклор - это устное народное творчество | 1 |
11. | вторая | 1 |
12. | Оглавление | 1 |
Всего | 17 | |
Работа с текстом произведения | ||
1. | Рассказ | 1 |
2. | Аксаков «Река Белая» | 1 |
3. | Весной | 1 |
4. | Река вскроется - | 1 |
5. | Желанный день и час | 1 |
6. | Разливом | 1 |
7. | 1 | |
8. | До верхушек деревьев | 1 |
9. | Потоки воды. Белая тронулась! Корова на льду. Две собаки. Ледоход. Разлив | 1 |
10. | «Белая тронулась!» | 1 |
Всего | 10 | |
Максимальные баллы | 27 |