12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трубеко Ф. И.208
Россия, Пермский край, Лысьва
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Трубеко Ф.И., учитель физики

МБОУ «Лицей №1»

г. Лысьва Пермский край

 

Олимпиада по решению экспериментальных задач

(разработка мероприятия для профильного лагеря, 7 класс)

          Профильный лагерь дневного пребывания на базе учебного заведения - форма работы с одаренными детьми, проявившими способности и интерес к изучению отдельных предметов. Цель – создание условий для интеллектуального развития, активного отдыха и досуга, оздоровления учащихся.

          В данной работе описывается мероприятие, проведенное в профильном лагере естественнонаучного направления. Олимпиаду можно провести как индивидуальное, так и как командное первенство.

         Олимпиада содержит три типа заданий:

а) разминка

б) демонстрация опытов учителем. Критерии оценивания ответов учащихся приведены в таблице 1. Примечание: каждый опыт учащиеся оформляют на отдельном листе бумаги. Разбор демонстрационных опытов идет сразу после передачи ответов на проверку.

в) каждый участник или команда получает оборудование и решает экспериментальную задачу согласно условию.

1 этап. Разминка. Формулы сводят с ума своей красотой.

   Восстановите по цепочке формулы (рис.1). За каждую правильную формулу

   1 балл.

 Рис.1

 

2. Решение демонстрационных экспериментальных задач.

1. Пластиковую бутылку ополосните горячей водой, затем закройте пробкой. Через некоторое время форма бутылки изменится. (Результат опыта можно усилить, если облить бутылку снаружи холодной водой). Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях изменение формы пластиковой бутылки.

2. Рычаг с бильярдным шаром и грузом находится в равновесии (рис. 2). Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях, а) почему рычаг находится в равновесии; б) как изменится равновесие рычага, если груз поместить в стакан с водой?/data/files/w1559897396.JPG (347x336) 

3. К крышке стакана прикрепите кусочек ваты, смоченный фенолфталеином.

В стакан налейте нашатырный спирт и закройте стакан крышкой. Через некоторое время вата окрасится в малиновый цвет. Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях изменение цвета ваты. Можно сначала учащимся продемонстрировать следующий опыт: один кусочек ваты смочите нашатырным спиртом, а другой – фенолфталеином. Приведите кусочки в соприкосновение, и покажите учащимся изменение цвета кусочков ваты.

4. В толстостенную колбу поместите завязанную ниткой резиновую перчатку с небольшим количеством воздуха. Из колбы выкачивайте воздух. Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях, почему перчатка увеличивается в размерах.

5. Свинцовые цилиндры с усилием прижмите друг к другу свежими срезами. С помощью крючка цилиндры прикрепите на штативе, а к нижнему крючку прикрепите груз. Цилиндры удерживают груз. Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях явление.

6. С помощью динамометра определите и запишите вес груза. Что покажет динамометр (динамометр шкалой повернут к учителю или его шкала закрыта бумагой) при подъеме данного груза с помощью системы блоков (рис. 3). Ответ обоснуйте, основываясь на известных физических законах и закономерностях.

Таблица 1.

 

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

1

Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием законов и закономерностей.

3

2.

Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении

имеются недостатки (названы не все закономерности и законы или утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.)

2

3

Представлено решение, но…

ответ на вопрос задания не доведен до конца;

имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки;

имеются рассуждения, но нет явного ответа на поставленный вопрос.

1

4

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

3. Решение экспериментальных задач.

Оборудование: динамометр, нить, стакан с водой, стальной брусок, справочные данные о плотности различных веществ.

Экспериментальное задание: используя предложенные приборы, определите объем стального бруска.

а) опишите порядок выполнения работы;

б) приведите расчетные формулы;

в) выполните расчеты;

г) пропишите другие всевозможные варианты определения объема данного бруска, используя другие приборы и табличные величины, и проверьте полученный результат другими способами. Нужные приборы для пункта г) находятся на отдельной парте, учащиеся выбирают их сами.

 

Литература

Фотографии взяты из Интернета.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.