Олимпийские игры
«Олимпийские игры в древности» (ФГОС).
Урок истории в 5 классе.
Подготовила: учитель истории
высшей категории
Гамзатова Н.А
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни эллинов, объяснить мироощущение древних греков, сопоставить его с современным.
Планируемые результаты
личностные:
применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
развивать умение работать в коллективе;
оценивать значение спорта для формирования ЗОЖ;
привлечь к занятию спортом;
метапредметные:
проанализировать информацию, полученную из исторических источников;
сравнить олимпийские игры древности с современными, выделить общие и различные черты;
предложить свою версию продолжения письма неизвестного автора;
предметные:
определить суть понятий: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия;
назвать виды спорта в Древней Греции;
определить значение Олимпийских игр.
Основные понятия: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия.
Оборудование: учебник «История Древнего мира» 5 класс (под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.) проектор, презентация, раздаточный материал к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Что у меня в руках? А какие ассоциации у вас вызывает будильник? Ф как вы думаете как будильник связан с нашим уроком истории? А вы когда- не будь задумывались для чего придумали будильник и где? И сегодня мы с вами продолжим путешествие по станицам Древней Греции.
II.проверка Д/з
Дававйте мы свами вспомнит,что мы знаем о Древней Греции?
Работа с картой
Как называется полуостров на котором проживали древние греки?
Какие моря омывают Балканский полуостров?
Самый крупный греческий остров?
На какие 3 части делится Греция?
Самый крупный греческий город который находился в Южной Греции?
II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала. Создание проблемной ситуации.
Учитель Недавно на адрес нашей школы для нас с вами пришло письмо от неизвестного автора (внимание на слайд!)
Учитель. На этом письмо обрывается. Но Вы, наверное, догадались, о каком историческом событии пишет путешественник? ( Да, действительно речь идёт об Олимпийских играх) .
Учитель: А теперь ваша задача, ответить на вопрос и получить кольцо.Кольца у вас под номерами. По одному ученику от группы вы выходите к доске и крепите к условному обозначению свое кольцо к кольцу с таким же номером. И посмотрим, что у нас получиться.
Задания:
группа Герой мифов, победивший льва (Г…. л).-СИНИЙ
группа Чудовище, имевшее тело человека и голову льва (М……р)-ЧЕРНЫЙ
группа Большое здание с множеством запутанных ходов (Л……т)-КРАСНЫЙ
Имя героя победившего Минотавра (Т…й)-ЖЕЛТЫЙ
группа Кто написал поэмы «Одиссея» и «Илиада»(Г…р)-ЗЕЛЕНЫЙ
Выходят вывешивают на доску
Учитель: Ребята, Кто из вас догадался, что это за кольца и что они символизируют? (Олимпийские)
Учитель принимает ответы детей.
Вносит немного информации.(показывает слайд )
Пять колец стали символом объединения всего мира . Переплетаясь между собой, кольца символизируют единство всех частей света, всех континентов, всех рас, народов и стран перед лицом спорта.
Красный цвет символизирует Америку
Черный символизирует Африку.
Синий цвет - это Европа.
Желтый - символизирует Азию.
Зеленый цвет — Австралия.
Сформулируйте тему урока.
Ребята, когда мы с вами путешествуем , то стараемся запечатлеть. яркие моменты. И чтобы наше с вами путешествие было таким же запоминающимся предлагаю составить ментальную карту. На каждом этапе урока мы будем фиксировать важные события ДГ.
«Олимпийские игры в древности». (Найдите название темы и заклейте в своей карте)
-Ребята, а что же вы узнали из письма об олимпийских играх?
- Какова цель проведения Олимпийских игр? (Продемонстрировать силу, ловкость, определить сильнейшего).
- А что бы вы ещё хотели узнать об олимпийских играх? (Когда появились игры, какой порядок проведения, какие были виды состязаний, как награждали победителей и т.д.). Об этом вы непременно узнаете при изучении вопросов нашего
плана урока:
1. История возникновения Олимпийских игр.
2. Организация и проведение Олимпийских игр.
3. Знаменитые атлеты.
Постановка проблемного вопроса: К концу урока мы с вами должны ответить на вопрос: « Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»
III. Усвоение новых знаний.
Работа с картой Слайд № 5
Перед нами карта Древней Греции. Мы уже знаем, что Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?
(Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части Пелопоннеса)
Центром Олимпийских игр стала Олимпия не случайно - до нее было легко добираться из всех греческих городов и колоний, она имела удобное местоположение. А все греки хотели либо посмотреть, либо поучаствовать в состязаниях.
Учитель: Итак, друзья, мы прибыли в Олимпию.
В старину в античном мире
Двадцать пять веков назад
Города не знали мира
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны.
Можно в смелости и в силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудет
Самый лучший пятый класс
Самый быстрый, самый сильный,
Самый ловкий в мире класс!
Итак, друзья, мы прибыли в Олимпию.
Учитель . Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником.
Здесь же располагался главный храм Олимпии -храм Зевса -главного бога Древней Греции. А в нём находилась вот такая статуя. Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой
- Сегодня только каменные развалины, , где бушевали страсти олимпийских болельщиков древности. Но великая наука история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии. И о многих чудесах тех далёких дней мы узнаем сегодня на уроке.
-Я предлагаю вам посмотреть внимательно видео «Миф об основании Олимпийских игр», а затем… ответьте на вопросы:
1. Что послужило началу проведения Олимпийских игр?
2. Кто повелел устраивать состязания?
3. Где проводились Олимпийские игры?
Ответы учащихся.( Да, игры любили, считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость).
Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва (Ученики:
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны.
3. Игры были честными.)
Учитель: Давайте мы поработаем с учебником и узнаем , когда состоялись первые Олимпийские игры ? (откройте 33 параграф на с.155
-Как часто проводились Олимпийские игры?
-Сколь дней они продолжались?
Учитель : Участника ОИ называли атлетом
Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года. Они продолжались 5 дней. В состязаниях могли участвовать все свободные греки: знатные и демос .Женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.
Вопрос учащимся:
Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?
Ученик: Только богатые. У простых людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.
Учитель:
На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти.
Учитель: мы уже знаем Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. Пять незабываемых дней. (Рассказ). Перед вами вазы древних элинов (греков) . Внимательно изучите рисунки и определите виды состязаний. Составьте кластер пятиборье .Изучаем материал до с.160 параграфа выполняя задания.
«Почему соревнования колесниц были самыми зрелищными и самыми опасными?»
«Как проходило награждение победителей»
Знаменитые имена. Кто особенно прославился в Олимпийских играх?»
Как встречали победителя вернувшегося родной город с игр?
Учитель: Посмотрите пожалуйста на доску чего не хватает в символе Олимпийских игр? (Огня)Традиция зажигания огня это древняя традиция .Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитивший огонь у Зевса и подаривший его людям.
Физминутка
Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать Олимпийские игры зажигали огонь, давайте мы его передадим друг другу.
Работа с текстом клятвы. Реконструкция.
Учитель : Какая наука нам помогает в изучении истории ? Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова!
Клятва чести
«Я - …………… полиса…(название)…… - подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду ……………………..…».
1 минута. Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1. боги
2. статуей Геракла
3. статуей бога Зевса
4. гражданин
5. соблюдать правила
6. подкупать судей
7. обычаи
ответ «Я - гражданин полиса Афины - подтверждаю перед статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду соблюдать правила ».
Судьи – элленодики(записать)- клялись выносить справедливые решения.
Клятва судей:
- Мы, судьи, клятвенно обещаем ,что будем выносить свои решения честно и неподкупно.
Учитель: После того как принесли жертву богам, атлеты и судьи дали клятвы, в храме зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней.
Следующие 3 дня отводились состязаниям. (Записать-2,3,4 дни-соревнования) Большинство состязаний проходило на стадионе.
Формирование новых понятий: атлет, пятиборье, ипподром, Олимпия.
Учитель: Ребята, давайте выполним еще одно задание,
Вам необходимо сапоставить исторические термины и их определения.
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр
Ребята, сейчас послушаем (________) который расскажет нам о знаменитых атлетах. Подумайте почему слайд носит название «Живые легенды» ?
( Ответ: Слава о победителях переживала их в веках.)
Учитель:
Итак знаменитые атлеты Древней Греции это: (записать)
Милон Кротонский, Полидам, Феаген
Учитель: Вот так ребята и подошло к концу наше путешествие.
Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в начале урока:
Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? (Ответы обучающихся)
О том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником свидетельствует:
1) на время игр прекращались все войны;
2) приезжало множество участников и зрителей, в том числе и из колоний;
3) большим почетом пользовались победители – в родном городе им ставили памятник. (слайд)
Учитель : Ребята, а вы обратили на столе у вас остались фотографии личностецй.Дома я вам предлагаю закончить нашу ментальную карту знаменитыми атлетами древности. Подумайте почему их называют «Живые легенды» ?
( Ответ: Слава о победителях переживала их в веках.)
Учитель:
Итак знаменитые атлеты Древней Греции это:
Милон Кротонский, Полидам, Феаген
Учитель:
Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили. Но проверим мы это с помощью новой программы пликерс. Перед вами карточки ,каждая имеет свой порядковый номер, на каждой стороне указан вариант ответа (A, B,C.D)
IV. Закрепление нового материала.
Тест
1Город Олимпия расположен в
Северной Греции
2) Центральной Греции
3) Южной Греции
2 Первые Олимпийские игры состоялись в
1) 1200 году до н.э.
2) 776 году до н.э.
3) 525 году до н.э.
3. Олимпийские игры проводились летом каждые
1) три года
2) четыре года
3) пять лет
Рефлексия
Параграф 33, пересказ; творческое задание: продолжить письмо об Олимпийских играх от имени участника или зрителя .
V1. Подведение итогов урока.
Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. Спасибо! А я хочу оценить вашу работу на уроке.
Выставление оценок за урок.
Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.
Спасибо за урок, ребята. До свидания!
Учитель: Соревнования заканчивались и все возвращались домой.
Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.
Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.
Учитель. Ребята, а сейчас проводятся олимпийские игры? (да)
Их возрождение приходиться на 19 век и связано с именем французского барона Пьера де Кубертена. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
-Кто скажет, а проходила ли олимпиада в нашем государстве, и когда это было? (в 2014 году Россия принимала Олимпиаду в Сочи).
-А как часто проходит современная Олимпиада? (1 раз в 4 года).
9
Ирина Владимировна Казарцева
Потамошнева Наталья Алексеевна