12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юдина Ольга Владимировна2341
Люблю творчество во всех проявлениях.Использую арт-терапевтические методы в своей деятельности. Постоянно ищу новые инструменты саморазвития, духовные практики, которые помогают мне лучше понять мир и людей, которые меня окружают.
Россия, Липецкая обл., город Грязи
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»


«Они меня не понимают»

Случай из практики педагога-психолога

t1607340927aa.jpg


Однажды ко мне по телефону обратились приемные родители Алины Н. (8 лет). Семья изъявила желание получить экстренную психолого-педагогическую помощь по месту проживания. Приемных родителей беспокоило «неадекватное поведение» дочери, которое выражалось в непослушании, несоблюдении режима дня. Со слов приемных родителей, у Алины появилась тяга к долгим прогулкам, она стала «собирать и тащить в дом всех котов». Девочка неожиданно стала закатывать истерики с требованиями «хочу», уходить из дома. Вечером с прогулки самостоятельно не возвращалась. Принудительное возвращение домой всегда сопровождалось плачем, криками. На запреты Алина реагирует агрессивно, прощение не просит.

Сбор информации выявил следующую картину. Девочка воспитывается в семье около года. Семья проживает в сельской местности в частном благоустроенном доме. До этого Алина находилась в реабилитационном Центре для несовершеннолетних. Кровные родители ребенка лишены родительских прав по причине ведения асоциального образа жизни. Желание принять ребенка в свою семью у супругов было обоюдным. Приемные родители пояснили, что они стараются обеспечить ребенка всем необходимым для полноценного содержания, воспитания, обучения и проживания. Супруги имеют кровных детей – совершеннолетнего сына Алексея и несовершеннолетнюю дочь Светлану (15 лет). Светлана в настоящее время проживает вместе с ними. У сына имеется своя семья, он проживает отдельно. По словам приемных родителей, острые конфликты в семье отсутствуют. Алина нашла общий язык с их кровными детьми, но в последнее время стала избегать общение со Светланой. Поведение Алины у родителей вызвало большую тревогу. Со слов приемных родителей, в первые 2-3 месяца Алина тянулась к ним, была милой, вежливой, приветливой и ласковой девочкой, все требования выполняла, адекватно реагировала на проявление любви, заботы и внимания. В последнее время поведение ребенка резко изменилось и ее «как подменили». Приемные родители хотят понять, что происходит с ребенком и с чем связано ее поведение?

Во время посещения семьи девочка находилась на улице. Алина долго не хотела заходить домой. По приглашению приемной мамы домой Алина не пошла. Она стояла на крыльце дома и громко плакала. Алина закрывала глаза руками и не реагировала на уговоры приемных родителей успокоиться. Увидев специалистов, Алина зашла в свою комнату и легла на кровать, уткнувшись лицом в подушку. Девочка не сразу пошла на контакт.

На выезды я всегда беру с собой игрушки, наборы метафорических карт с позитивными изображениями, листы бумаги разных цветов, карандаши, камни-самоцветы и др. Я немного подождала и начала раскладывать картинки с изображением сказочных персонажей. Позже я открыла коробку с камнями и начала перебирать их. Алина немного успокоилась и спустя несколько минут подошла ко мне и начала проявлять заинтересованность и активность.

Мой было проведено психолого-педагогическое обследование ребенка. Обследование проводилось с целью выяснения причин отклоняющегося поведения. Перед собой я поставила следующие задачи:

- оценка общей активности и настроения ребенка;

- изучение особенностей личности и психоэмоционального состояния девочки;

- выявление особенностей сиблинговых взаимоотношений в семье («сестра-сестра»);

- оценка характера внутрисемейных отношений и психологического климата в семье;

- изучение стилей воспитания приемных родителей.

Методы исследования: беседа, наблюдение, аудиовизуальная диагностика, диагностические методики.

В процессе обследования Алина отвечала не на все вопросы, часто отвлекалась. Ее стиль поведения был несдержанным, она могла повысить голос или отвернуться. Алина временами капризничала, задавала вопросы не по теме, но девочке очень нравилось выполнять рисуночные задания и играть с камнями. На похвалу реагировала положительно, Алине нравилось проявленное к ней внимание. В конце обследования Алина немного успокоилась и улыбнулась мне.

Работая с камнями (расстановки) и метафорическими картами (оценка психологического климата и близости с приемными родителями) я предположила, что между девочкой и приемными родителями имеется недостаточная эмоциональная близость, потребности ребенка в выражении своих эмоций и чувств, а также самовыражении не удовлетворяются. Данные наблюдения необходимо было проверить при нашей следующей встрече. Также я обратила внимание на ключевую фразу Алины «Они меня не понимают».

Пока я проводила диагностическое обследование ребенка, социальный педагог проконсультировал приемных родителей по вопросам воспитания. Позже я провела диагностику родителей, направленную на изучение установок и реакций на воспитательный процесс.

Во время выезда семье была оказана психолого-педагогическая помощь и поддержка, дана консультация на тему: «Адаптация приемного ребенка в семье. 4 этапа». В консультации я указала на основные моменты включения ребенка в новую семью, на возможные значительные изменения в функционирование семьи: изменение внешних и внутренних границ, уровня близости между ее членами, образование сиблингов («брат-сестра», «сестра-сестра»), перераспределение семейных ролей, выработку новых правил и стилей взаимодействия между членами семьи. Я наглядно продемонстрировала, с чем могут быть связаны изменения в поведении ребенка. На первом этапе, который называется «Медовый месяц», все члены семьи стремятся понравиться друг другу. Закончился период организационных моментов, приемные родители хотят радовать ребенка, удовлетворять все его желания. Ребенок, как правило, тоже пытается поддерживать доброе отношение к себе. В семье царит атмосфера гармонии, счастья, радости, позитива. В этот период характерны идеализированные ожидания как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослых. Данный этап может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев. На втором этапе «Уже не гость» могут возникнуть сложности во взаимоотношениях, ухудшиться поведение ребенка, возможны проявления трудностей в эмоциональной сфере и во взаимоотношениях. Причинами возникновения сложностей могут быть: появления доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины», неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям. Тревога ребенка в связи с неотчетливым пониманием своего места и роли в новой семье, переживание стресса нового образа жизни, влияние на ребенка предыдущего травмирующего опыта. На третьем этапе «Вживание» ситуация меняется. Приемные родители способны более глубже понять ребенка, его проблемы. Когда ребенок сталкивается с трудностями, родители стремятся ему помочь, оберегают его. На четвертом этапе «Стабилизация отношений», как правило, появляется удовлетворенность семейной жизни. У ребенка появляется спокойствие и уверенность за себя и свое будущее. Ребенок определяется со своим местом не только в семье, но и в социуме. Улучшается качество жизни всех членов семьи, трудности остаются позади.

В конце встречи с семьей уровень тревожности и беспокойства приемных родителей немного снизился, эмоциональный фон изменился, они стали более расслабленными по данным наблюдения специалистов). Семья согласилась заключить договор по сопровождению на год.

Консультирование приемных родителей по итогам диагностического обследования было проведено в нашу следующую встречу в моем кабинете на базе Центра «СемьЯ»в спокойной и непринужденной обстановке.

Приемным родителям были сообщены результаты диагностического обследования, выделены основные моменты, которые заключались в следующем. Исследование особенностей психологического климата и характера внутрисемейных взаимоотношений показало наличие незначительной психологической дистанции между родителями и ребенком, недостаточный уровень психологического принятия, что подтвердило мое предположение, сделанное при первой встрече. Родители пояснили, что, действительно, в последнее время уделяли ребенку мало времени, оправдывая себя тем, что устали бороться с «трудным поведением» Алины, общение строилось только на запретах и указаниях. Исследование установок и реакций на воспитательный процесс показало непоследовательность воспитательного воздействия со стороны приемных родителей, смену стилей и воспитательных приемов, неправильное использование методов поощрения и наказания, переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия к эмоциональному отвержению, чувство бессилия и усталости в семейной ситуации.

В эмоциональном плане у Алины диагностирована тревожность в сочетании с импульсивностью. Выявлена экстравертированность (направленность личности во вне, желание быть на виду, ориентация на социум, а не на собственный внутренний мир). Девочка демонстрирует протестное поведение и агрессивность, чтобы получить внимание со стороны приемных родителей. Мои пояснения, что наличие черт экстравертированности может влиять на общую активность и поведение ребенка, были приняты родителями. Результаты наблюдения за приемными родителями показали, что они относятся больше к интровертированному типу (погруженность в свои мысли, направленность личности на себя). Я провела беседу о проявлении данных типов. Приемные родители подтвердили мою гипотезу и сообщили, что им бывает сложно принять «другой характер» ребенка и они не всегда последовательны в воспитательных действиях. Из беседы было также выяснено, что приемные родители часто сравнивают Алину со Светланой не в ее пользу, оценивают личность, но не поступки ребенка. С моими предположениями о том, что данные факторы могут влиять на родительско-детские, сиблинговые взаимоотношения и поведение ребенка, приемные родители согласились.

В процессе работы с семьей были проведены консультации для приемных родителей о физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста, об особенностях адаптации ребенка в приемной семье, о способах реагирования взрослых в конфликтах, о стилях семейного воспитания, были рассмотрены темы: «Навыки управления «трудным» поведением ребенка», «Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье», «Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей», «Формирование благоприятного психологического климата в семье», «Привязанность и принятие. Психологические особенности приемной семьи», «Эмоциональное выгорание родителей». Родителям даны рекомендации, направленные на улучшение родительско-детских взаимоотношений.

Алина посетила цикл коррекционно-развивающих занятий с элементами арт-терапии, направленных на стабилизацию эмоционального фона, коррекцию детско-родительских взаимоотношений, улучшение поведения. Алина с удовольствием посещала занятия, она стала более спокойной, уравновешенной и внимательной, уровень агрессии снизился. Работа с материалами арт-терапии – шерстью, камнями, карточками, рисунками, коллажами, тканью, медитативное рисование и др. позволяли деликатно работать с травмирующим опытом ребенка, помогли самовыражению, раскрыли скрытые таланты девочки. Алина начала посещать кружок бисероплетения в школе и радовать членов семьи и меня результатами своей творческой деятельности. Уходы из дома прекратились, на запреты девочка стала реагировать мягче, улучшились отношения с сестрой. Приемные родители согласились взять в семью котенка. Алина назвала своего нового пушистого друга Джесси.

Приемные родители повысили уровень родительской компетентности по вопросам взаимодействия с дочерью, осознали собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных трудностей, связанных с воспитанием Алины. Произошли изменения в межличностном взаимодействии между членами семьи, улучшился психологический климат в семье. Повторное диагностическое обследование членов семьи подтвердило положительную динамику в семейной ситуации. ​​​​​​​

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.