Конспект ООД «Мир сказок В.Сутеева»
Конспект ООД «Мир сказок В.Сутеева»
Цель: расширение представлений о творчестве В.Сутеева.
Задачи:
Образовательные:
1. Рaсширять знaния дeтей о сказках писателя;
2. Закреплять знание содержания сказок В. Сутеева;
3. Закреплять умение детей исполнять роли персонажей произведений писателя;
3. Уточнять значение слов: артист, рассказчик, иллюстратор, художник;
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
2. Развивать умение высказывать суждения, делать выводы;
Воспитательные:
1. Воспитывать умение договариваться друг с другом;
2. Воспитывать познавательный интерес к художественной литературе;
4. Вызвать эмоциональный отклик у детей.
Оборудование: проектор, видео с мультфильмом “Кораблик” (https://yandex.ru/video/preview/9719750008013389504), игрушка котенок, книги В.Сутеева, портрет В.Сутеева, аудиозапись голоса кота, магнитные доски, условные обозначения на карточках: рот (2 шт.), рука (2 шт.), восклицательный знак (2 шт.), мнемотаблица «Рассказывание сказки В.Сутеева «Три котенка», сундучок, маски утенка и цыпленка, атрибуты для инсценировки: червяк, бабочка; половинки скорлупы грецкого ореха, пластилин, трубочки для лимонада, «листочки» для паруса из цветной бумаги.
Форма организации: подгруппа
Целевая аудитория: 4 - 5 лет (средняя группа).
Заинтересованная аудитория: воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Ход организованной образовательной деятельности
Открытый вход в деятельность
1. Сюрпризный момент
Дети в свободной игровой деятельности.
Выставка книг В.Сутеева, его портрет. Звучит аудиозапись мяуканья кота. Дети прислушиваются, удивляются.
2. Создание проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, кто сказал «Мяу»? (ответы детей)
В руках у воспитателя появляется игрушка котенок.
- Вот кто сказал «Мяу»! Ребята, в какой сказке мы встречались с котенком, который говорит: «Мяу»? Верно, в сказке «Кто сказал Мяу?» А кто ее написал? (ответы детей). Ее написал детский писатель Владимир Сутеев (показ портрета писателя).
Вопросы для беседы:
- А кто такой писатель?
- А кто живет в книгах?
- А чтобы нам узнать, как выглядят герои сказок и рассказов, что нужно сделать?
- Как называются картинки в книгах?
В.: В.Сутеев написал много интересных сказок про животных для вас. Какие сказки В.Сутеева вы знаете? («Кто сказал «Мяу!», «Утенок и Цыпленок», «Три котенка»). Вы помните, что он не только писал их, но и рисовал к ним иллюстрации. Какие животные у Сутеева получаются в сказках? (смешные, веселые, их хочется потрогать). Ребята, вы бы хотели научиться создавать сказку? А что для этого нужно уметь делать? (ответы детей).
Для этого нужно уметь рассказывать сказку, показывать ее и придумывать к ней иллюстрации. Обозначим эти части создания сказки специальными знаками. Как вы думаете, что обозначает знак «рот»? (говорить, рассказывать), «рука» - (что-то делать, показывать), «восклицательный знак» (черточка с точкой внизу)? (ответы детей). Таким знаком часто обозначают то, что человек думает или что-то придумал.
Воспитатель крепит на магнитную доску условные обозначения: рот (рассказывать), руки (показывать), восклицательный знак (придумывать).
- Попробуем свои силы? (ответы детей)
3. Рассказывание сказки «Три котенка» по мнемотаблице
На магнитной доске мннемотаблица для рассказывания сказки В.Сутеева «Три котенка» и символ «рот».
В.: Ребята, вы видите первый символ?
Дети подходят к магнитной доске с мнемотаблицей.
- Что здесь нужно делать? Верно, рассказать что-то по картинкам. Вы можете угадать, о чем эти картинки, о ком по ним можно рассказать? (ответы детей) Верно, о трех котятах из сказки «Три котенка» В. Сутеева. Кто попробует рассказать ее?
2-3 ребенка рассказывают по мнемотаблице сказку «Три котенка».
- У вас здорово получается, ребята! Вы научились рассказывать сказки. Как называется человек, который что-то рассказывает? (ответы детей) Такой человек называется РАССКАЗЧИК. Что еще нужно уметь при создании сказки? Верно, уметь ее показывать. Какой знак будем искать? («рука»)
4. Игра – инсценировка “Утенок и цыпленок”
Дети находят сундучок с изображением символа «руки». Внутри маски утенка и цыпленка, атрибуты для инсценировки: червяк, бабочка.
В.: Ребята, молодцы! Вы нашли сундучок со вторым символом. Скорей открывайте его – посмотрим, что в нем?
Дети достают содержимое сундучка, желающие инсценируют сказку «Утенок и цыпленок» (драматизация проводится 2 раза )
- Ребята, как называются люди, которые исполняют разные роли в спектаклях? (ответы детей) Вы настоящие артисты, отлично показали сказку! Заслуживаете бурных аплодисментов! (дети аплодируют)
5. Просмотр мультфильма
Дети замечают символ «восклицательный знак» у экрана проектора.
В.: Что осталось сделать, чтобы до конца создать сказку? (ответы детей) Правильно, придумать иллюстрации. Но, чтобы их придумать, нужно знать, о чем сказка, верно? (ответы детей). Вы называли сказки В.Сутеева, которые мы с вами читали, инсценировали. А сейчас предлагаю вам познакомиться еще с одной сказкой писателя – «Кораблик». Только мы будем смотреть ее, а не читать. Согласны?
Дети смотрят мультфильм «Кораблик» до момента «… думали-думали и придумали»
Вопросы для беседы:
- Как вы думаете, что придумали герои сказки?
- Из чего они могут сделать кораблик?
- Как вы думаете герои сказки – друзья?
- Вам хочется узнать, что же было дальше?
Дети смотрят мультфильм до конца.
Беседа:
- Вам понравилась сказка?
- Как она называется?
- Почему она так называется?
- Назовите героев этой сказки.
- Как вы думаете, мы можем создать иллюстрацию к этому мультфильму?
- Какую? (кораблик).
6. Практическая деятельность детей
На столах приготовлены материалы для поделки «Кораблик»: половинки скорлупы грецкого ореха, пластилин, трубочки для лимонада, «листочки» для паруса из цветной бумаги.
В.: Ребята, вы сегодня были рассказчиками, актерами, теперь представьте себя художниками – иллюстраторами. Мультфильмы по сказкам бывают рисованные и кукольные, и художники – иллюстраторы создают иллюстрации к ним рисованные или с помощью разных предметов.? Вы решили создать иллюстрацию к этой сказке - кораблик друзей. Как ее можно создать? Правильно, нарисовать. А еще как? (ответы детей). У нас есть скорлупки орехов, трубочки, пластилин и цветная бумага. Из этого материала у нас получится кораблик? Тогда приступайте к работе!
Дети изготавливают поделку.
- Замечательные кораблики у вас получились! Такие же, как в сказке!
7. Итог занятия. Рефлексия. Открытый выход
Вопросы для беседы:
- Чем вы сегодня занимались, ребята?
- Что нужно уметь для создания сказки?
- Иллюстрацию к какой сказке В.Сутеева вы создали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Кому вы можете об этом рассказать?
В.: А можем мы рассказать о том, как создавать сказку, ребятам из другой группы? (ответы детей). Пригласим их к себе?
Дети приглашают ребят из другой группы.
Список использованной литературы:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
Кораблик / В.Г.Сутеев ; рисунки автора – ООО «Издательство АСТ», 2013. – 47 с.: ил.;
Список использованных интернет-источников:
https://yandex.ru/video/preview/9719750008013389504;
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/05/10/v-mire-skazok-v-g-suteeva