12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матвеюк Валентина Сергеевна87
Россия, Хакасия респ., с. Шира
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
2

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 09 «Физика»

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение  Республики Хакасия  «Аграрный техникум»   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОУД. 09   ФИЗИКА

по специальности  среднего профессионального образования

35.02.16  «Эксплуатация и ремонт с/ х  машин и оборудования

 

Шира, 2018

 

Рассмотрено

на заседании ЦК

общеобразовательных дисциплин

Протокол №__от                     «____»__________________20__г.

_____________________

 

Утверждаю

Зам. директора по УР

__________

«___»_____________20__г.

 

 

            Рабочая программа общеобразовательной   учебной дисциплины ОУД. 09 «Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки  России от 17 мая 2012 г. № 413),  Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования (далее – ФГОС по ТОП-50)                 35.02.16  «Эксплуатация и ремонт с/ х  машин и оборудования»,

примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО», регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. )

 

Организация-разработчик: ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»

Разработчик: Матвеюк В.С., преподаватель ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка………………………………………………………………………… 4

           Общая характеристика учебной дисциплины………………….…………………...….6

           Место учебной дисциплины в учебном плане     …………………… ……………….6

           Результаты освоения учебной дисциплины…………………………………………....8

          Содержание учебной дисциплины……………………………………………………...11

Тематическое планирование………………………………………………………………….. 17

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся...................... ……18

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей  программы      учебной дисциплины ……………………………………   ……………………………………21

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………  . 22

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

             Рабочая  программа общеобразовательной учебной дисциплина ОУД.09 «Физика»    предназначена для изучения физики в ГАПОУ РХ  «Аграрный техникум», реализующего образовательную программу среднего общего образования, в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО),  на базе основного общего образования, а также в соответствии с  общеобразовательной  программой ГАПОУ РХ  «Аграрный техникум» и на основании  «Положения о разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин в пределах реализации программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС СОО и ФГОС СПО  с учетом получаемой профессии или специальности  ГАПОУ РХ  «Аграрный техникум» при подготовке по специальности: 35.02.16  «Эксплуатация и ремонт с/ х  машин и оборудования».

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины ОУД. 09 «Физика», в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»  (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки  России от 17.03.2015 № 06-259).

Рабочая программа  ОУД.09 «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Содержание рабочей  программы ОУД. 09 «Физика» направлено на достижение следующих целей:

   освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, ле­жащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

   овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять экспе­рименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств ве­ществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;

   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно­стей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием раз­личных источников информации и современных информационных технологий;

   воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использова­ния достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходи­мости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

   использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, ра­ционального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профес­сиональной деятельности.

 

В рабочую  программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по  подготовки специалистов среднего звена технического профиля.

 

Общая характеристика учебной дисциплины

В основе учебной дисциплины ОУД.09 «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физи­ческой картине мира, а также выработка умений применять физические знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа созда­ния и использования информационных и коммуникационных технологий  — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивили­зации.

Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружаю­щего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литера­туре и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, система­тизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить обучающихся с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных свя­зей, причем на уровне, как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину,  которая предоставляет меж­дисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, био­логии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника,  основы автоматизации производства и др.).

Учебная дисциплина ОУД.09  «Физика» создает уни­версальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения обучающихся.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина ОУД.09  «Физика» формирует у обучающихся  подлинно научное мировоззрение.

К  профессионально ориентированному содержанию  предмета  физики относятся  темы: «Механика», «Основы молекулярной физики и термодинамики»,  «Электродинамика».

Для специальности  технического профиля    35.02.16  «Эксплуатация и ремонт с/ х  машин и оборудования»:

  • для осуществления поиска и использования информации  о физических явления, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • для  решения практических задач по физике в  стандартных и нестандартных ситуация, связанных с профессиональной деятельностью, и готовность нести за них ответственность;
  • для планирования  выполнения  работ исполнителями;
  • для ведения  утвержденной учетно-отчетной  документации;
  • для чтения  технической документации, чертежей, принципов работы типовых электронных устройств;
  • в использовании новых открытий и  технологий в области техники, и для  объяснения  важности  новых открытий во благо человека.

               Профессиональная составляющая реализуется  в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнении практических работ, решении практико-ориентированных расчетных задач и т.д.) и  при самостоятельной работе обучающихся   (написании рефератов, подготовке сообщений, написанию и защите проектов).

            Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторны­ми работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 09   «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).

 

Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина ОУД. 09  «Физика» является учебным предметом по выбору из обя­зательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего обра­зования.

В ГАПОУ РХ  «Аграрный техникум»,  реализующем образова­тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина ОУД. 09  «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В учебных планах  ППССЗ место учебной дисциплины ОУД. 09   «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для  специальностей СПО технического профиля профессионального образования.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД. 09 «Физика» обеспечивает достижение обучающимися  следующих результатов:

·         личностных:

ü  чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физи­ческой науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятель­ности и быту при обращении с приборами и устройствами;

ü  готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из­бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли фи­зических компетенций в этом;

ü  умение использовать достижения современной физической науки и физиче­ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

ü  умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, исполь­зуя для этого доступные источники информации;

ü  умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше­нию общих задач;

ü  умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен­ку уровня собственного интеллектуального развития;

ü  сформированности экологического мышления.

·         метапредметных:

ü    использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения,

 

 

описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окру­жающей действительности;

ü  использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систе­матизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, фор­мулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

ü  умение использовать различные источники для получения физической ин­формации, оценивать ее достоверность;

ü  умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

ü  умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представ­ляемой информации;

предметных:

ü  сформированности представлений о роли и месте физики в современной на­учной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Все­ленной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

ü  владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

ü  владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

ü  умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и де­лать выводы;

ü  сформированности умения решать физические задачи;

ü  сформированности умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

ü  сформированности собственной позиции по отношению к физической инфор­мации, получаемой из разных источников.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

Физика — фундаментальная наука о природе.

Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира.

 Значение физики при освоении специальности технического профиля  35.02.16  «Эксплуатация и ремонт с/ х  машин и оборудования».

1. Механика

Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Вто­рой закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы из­мерения массы тел. Силы в механике.

Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движе­ние. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. При­менение законов сохранения.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

  1. Лабораторная  работа

Изучение закона сохранения импульса

2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической тео­рии газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль темпе­ратуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Аб­солютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхност­ный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Демонстрации

Движение броуновских частиц. Диффузия.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изотермический и изобарный процессы.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Психрометр и гигрометр.

Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

  1. Лабораторная  работа

Измерение влажности воздуха.

3. Электродинамика

Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип супер­позиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потен­циалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение кон­денсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержа­ния электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и пло­щади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупровод­ников. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнит­ный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного за­ряда. Ускорители заряженных частиц.

Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электриче­ское поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

Взаимодействие заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы.

Тепловое действие электрического тока.

Полупроводниковый диод.

Транзистор.

Взаимодействие проводников с токами. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. Электромагнитная индукция.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктив­ности проводника.

Трансформатор.

  1. Лабораторная  работа

Изучение явления электромагнитной индукции. Измерение индуктивности катушки.

4. Колебания и волны

Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные си­стемы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Урав­нение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Пре­вращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные ко­лебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изо­бретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнит­ных волн.

Демонстрации

Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс.

Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний и высота тона звука. Свободные электромагнитные колебания.

  1. Лабораторная  работа

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

5. Оптика

Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и прелом­ления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Ис­пользование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. По­ляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поля­роиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

Демонстрации

Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Спектроскоп.

 5. Лабораторная  работа

 Изучение интерференции и дифракции света.

6. Элементы квантовой физики

Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектри­ческий эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атом­ных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.

Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного рас­пада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. По­лучение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радио­активных излучений. Элементарные частицы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры различных веществ.

 

 

Примерные  темы рефератов (докладов)

   Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

   Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

   Астероиды.

   Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

   Биполярные транзисторы.

   Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

   Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

   Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

   Дифракция в нашей жизни.

   Жидкие кристаллы.

   Законы Кирхгофа для электрической цепи.

   Законы сохранения в механике.

   Значение открытий Галилея.

   Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

   Исаак Ньютон — создатель классической физики.

   Использование электроэнергии в транспорте.

   Классификация и характеристики элементарных частиц.

   Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

   Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

   Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

   Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.

   Модели атома. Опыт Резерфорда.

   Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

   Молния — газовый разряд в природных условиях.

   Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад­ной науки и техники.

   Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

   Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.

   Нильс Бор — один из создателей современной физики.

   Оптические явления в природе.

   Плазма — четвертое состояние вещества.

   Полупроводниковые датчики температуры.

   Применение ядерных реакторов.

   Природа ферромагнетизма.

   Производство, передача и использование электроэнергии.

   Пьезоэлектрический эффект его применение.

   Развитие средств связи и радио.

   Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

   Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

   Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.

   Свет — электромагнитная волна.

   Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.

   Современная физическая картина мира.

   Современные средства связи.

   Трансформаторы.

   Ультразвук (получение, свойства, применение).

   Фотоэлементы.

   Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

   Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.

   Черные дыры.

   Шкала электромагнитных волн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные темы  индивидуальных  проектов

1.         Применение законов физики в способе очистки масла в смазочной системе в двигателе трактора.

2.        Принципы действия сельскохозяйственных машин, их мощность и энерговооруженность; 

3.        Физические методы учёта и регулирования температуры и влажности, их значение в сельском хозяйстве в Ширинском районе; 

4.        Физические основы осушения, увлажнения, орошения и других мелиоративных мероприятий в Ширинском районе; 

5.         Механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства на основе применения законов физики; 

6.        Использовании электрической энергии в животноводстве, в тепличных хозяйствах;

7.        Сельскохозяйственных машины и экология

8.        Задачи по физике с экологическим содержанием

9.        Таинственная энергетика пирамид.

10.    Экологические проблемы и возможные пути их решения. (В республики Хакасия и Ширинском районе)

 

 

 

 

 

 

 

 

тематическое планирование

 

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 09 «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получени­ем среднего общего образования (ППССЗ) объём образовательной  нагрузки обучающихся составляет:

по специальностям СПО технического профиля — 122 час, включая работу обучающихся во взаимодействии с преподавателем -  116час, консультации – 6час.

 

Тематический план

 

Вид учебной работы

Количество часов

Введение

4

1. Механика

24

2. Молекулярная физика. Термодинамика

14

3. Электродинамика

30

4. Колебания и волны

18

5. Оптика

14

6. Элементы квантовой физики

12

Итого

116

Консультации

6

Промежуточная аттестация в форме экзамена

Итого:

122

     

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся  (на уровне учебных действий)

Введение

Умения постановки целей деятельности, планирования соб­ственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организа­ции самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логи­чески обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анали­зировать мнения собеседников, признавая право другого челове­ка на иное мнение.

Произведение измерения физических величин и оценка грани­цы погрешностей измерений.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины

мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Использование Интернета для поиска информации

1. МЕХАНИКА

Кинематика

Представление механического движения тела уравнениями за­висимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зави­симости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускоре­ния тела по графикам зависимости координат и проекций скоро­сти от времени. Определение координат пройденного пути, ско­рости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.

Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопере­менного движений.

Указание использования поступательного и вращательного дви­жений в технике.

Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей.

Представление информации о видах движения в виде таблицы

Законы сохранения в механике

Применение закона сохранения импульса для вычисления изме­нений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при рас­четах результатов взаимодействий тел гравитационными сила­ми и силами упругости.

Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых использу­ются законы сохранения

2. основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V).

Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов.

Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и за­конов МКТ

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения вну­тренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости

р (V).

Вычисление работы газа, совершенной при изменении состоя­ния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Де­монстрация роли физики в создании и совершенствовании те­пловых двигателей.

Изложение сути экологических проблем, обусловленных рабо­той тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участво­вать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых использу­ют учебный материал «Основы термодинамики»

Свойства паров, жидко­стей, твердых тел

Измерение влажности воздуха.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в  другое.

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.

Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессио­нального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов

3. электродинамика

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических за­рядов.

Вычисление напряженности электрического поля одного и не­скольких точечных электрических зарядов.

 

Вычисление потенциала электрического поля одного и несколь­ких точечных электрических зарядов. Измерение разности по­тенциалов.

Измерение энергии электрического поля заряженного конденса­тора.

Вычисление энергии электрического поля заряженного конден­сатора.

Разработка плана и возможной схемы действий эксперимен­тального определения электроемкости конденсатора и диэлек­трической проницаемости вещества.

Проведение сравнительного анализа гравитационного и элек­тростатического полей

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в ка­ком — в режиме потребителя.

Определение температуры нити накаливания. Измерение элек­трического заряда электрона.. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых дио­дов и триодов.

Использование Интернета для поиска информации о перспекти­вах развития полупроводниковой техники.

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, дей­ствующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движу­щийся в магнитном поле.

Исследование явлений электромагнитной индукции, самоин­дукции.

Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа дей­ствия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, жи­вотных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

Проведение сравнительного анализа свойств электростатическо­го, магнитного и вихревого электрических полей.

4. колебания и волны

Механические колеба­ния

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пру­жине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабаты­вать и предъявлять информацию в соответствии с поставленны­ми задачами.

Приведение примеров автоколебательных механических си­стем. Проведение классификации колебаний

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифрак­ции механических волн.

Представление областей применения ультразвука и перспекти­вы его использования в различных областях науки, техники, в медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздей­ствием звуковых волн на организм человека

Электромагнитные колебания

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Исследование явления электрического резонанса в последова­тельной цепи.

Проведение аналогии между физическими величинами, харак­теризующими механическую и электромагнитную колебатель­ные системы.

Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора. Исследова­ние принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современ­ных способах передачи электроэнергии

Электромагнитные волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного теле­фона.

Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физи­ки объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнит­ных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных иссле­дованиях Вселенной

5. ОПТИКА

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.

Определение спектральных границ чувствительности человече­ского глаза.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции све­та. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые ис­пользованы при изучении указанных явлений

6. элементы квантовой физики

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.

Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от часто­ты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется без-инерционность фотоэффекта.

Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной фи­зики

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водоро­да и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра.

Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.

Использование Интернета для поиска информации о перспекти­вах применения лазера

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гей­гера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Определение заряда и массового числа атомного ядра, возни­кающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.

Определение продуктов ядерной реакции.

Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, меди­цине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологи­ческим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физи­ческим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.).

Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, цен­ностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

 

 

учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы учебной дисциплины

 

Освоение рабочей программы учебной дисциплины ОУД. 09  «Физика» осуществляется  в профессиональной образовательной организации ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования в учебном кабинете физики,  предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,

В кабинете есть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса  просматривают визуальную информацию по физике, создают презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей програм­мы учебной дисциплины ОУД. 09 «Физика», входят:

   информационно-коммуникативные средства;

   экранно-звуковые пособия;

   комплект электроснабжения кабинета физики;

   демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

   лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

   библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины ОУД. 09 «Физика», рекомендованные или до­пущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

В процессе освоения рабочей программы учебной дисциплины ОУД. 09 «Физика» обучающиеся  имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имею­щимся в свободном доступе в библиотеке и  в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

 

 

Рекомендуемая литература

 

 

Для обучающихся

Основные источники:

  Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.

Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.

 

Дополнительные источники:

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электрон­ный учебник для образовательных учреждений сред.проф. образования. — М., 2013.

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сбор­ник задач: электрон­.учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М.,

2012.

Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: электрон­.учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2012.

         Для преподавателей

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова­нии в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального го­сударственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

 4. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации по­лучения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

 

Интернет- ресурсы

www. ru/book (Электронная библиотечная система).

www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).

www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).

www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).

www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ

 

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.