Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОХРАНА ТРУДА
по профессии среднего профессионального образования
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 02. Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии среднего профессионального образования 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, квалификация – слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля.
Организация-разработчик: ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
Разработчики:
Чернякова Ю.В. - преподаватель ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
Рекомендовано группой методических кафедр Технологии наземного транспорта и строительства ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
Протокол № 4 от 20 ноября 2019 г.
Рекомендовано Экспертным советом ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
Протокол № 3 от 27 ноября 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. ОХРАНА ТРУДА
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (ОПЦ) структуры программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: способствовать развитию профессиональных компетенций обучающихся, необходимых для реализации профессиональной деятельности, вооружение будущих выпускников теоретическими и практическими знаниями по общим вопросам охраны труда, пожарной безопасности, правилам внутреннего трудового распорядка.
Учебная дисциплина Охрана труда наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
воздействие негативных факторов на человека;
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами;
правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности;
экологические нормы и правила организации труда на предприятиях.
Изучение дисциплины способствует развитию соответствующих ей профессиональных компетенций:
Освоение учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
Код | Компетенция |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. ОХРАНА ТРУДА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 36 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 36 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 34 |
практические занятия | 2 |
самостоятельная работа | 0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02. Охрана труда
Наименование тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Опасные и вредные производственные факторы | | | ||
Тема 1. 1. Воздействие негативных факторов на человека | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ПК 1.1-1.5 ОК 1-7 ОК 9,10 |
Воздействие опасных и вредных производственных факторов на автотранспортных предприятиях на организм человека. Контролирование санитарно-гигиенических условий труда. Основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Виды воздействий вредных веществ на организм. | 2 | |||
Тема 1.2. Производственный травматизм и профессиональные заболевания. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.5 ПК 3.1-3.5 ОК 1-7 ОК 9,10 |
Производственный травматизм и профессиональные заболевания. Расследование профессионального заболевания и оформление материалов. Профилактика производственного травматизма. | 2 | |||
Тема 1.3. Методы и средства защиты. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.5 ПК 3.1-3.5 ОК 1-7 ОК 9,10 |
Средства коллективной и индивидуальной защиты, личной гигиены. Задачи средств защиты. | 2 | |||
Практическая работа№1 | 3 | |||
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Инструктаж слесаря по ремонту автомобиля | 2 | | ||
Раздел 2. Обеспечение безопасных условий труда в сфере производственной деятельности | | | ||
Тема 2.1. Безопасные условия труда | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.5 ПК 3.1-3.5 ОК 1-7 ОК 9,10 |
Условия труда. Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств. Основные требования к территориям, производственным, административным и санитарно-бытовым помещениям. | 2 | |||
Безопасная эксплуатация производственного оборудования на предприятиях по эксплуатации, ремонту и обслуживанию автомобилей. | 2 | |||
Вентиляция. Освещение производственных помещений. Отопление помещений. Электробезопасность автотранспортных предприятий. Действие электрического тока на организм человека. | 2 | |||
Пожарная безопасность и пожарная профилактика. Причины возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях. Первичные средства пожаротушения | 2 | |||
Тема 2.2. Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях автомобильного транспорта | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.5 ПК 3.1-3.5 ОК 1-7 ОК 9,10 |
Основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Анализ травм опасных и вредных факторов на рабочих местах Обучение работников автомобильно-транспортных предприятий безопасности труда | 2 | |||
Раздел 3. Управление безопасностью труда | | | ||
Тема 3.1. Правовые и нормативные основы охраны труда на предприятии. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.5 ПК 3.1-3.5 ОК 1-7 ОК 9,10 |
Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Основополагающие документы по охране труда. | 2 | |||
Государственное управление охраной труда. Организация работы по охране труда по охране труда на предприятии. | 2 | |||
Рабочее время, время отдыха и правила внутренне5го распорядка. Надзор и контроль за охраной труда. Ответственность за нарушение законодательства по охране РФ о труде и охране труда. | 2 | |||
Тема 3.2. Организационные основы охраны труда на предприятии | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.5 ПК 3.1-3.5 ОК 1-7 ОК 9,10 |
Виды инструктажей по охране труда , порядок их проведения и оформления. Организация работы по охране труда на предприятии. Служба охраны труда. | 2-3 | |||
Разработка мероприятий по охране труда на предприятии. Надзор и контроль за охраной труда на предприятии. Ответственность за нарушение охраны труда. Организация обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда работников предприятия. | 2-3 | 2 | ||
Санитарно-бытовое обеспечение работников специальной одеждой. Санитарно-бытовые помещения и их содержание. | 2-3 | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 1 | | ||
ВСЕГО: | 36 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
ПЭВМ:
HP Celeron DX 2300 MTC 420 (L2512k)\5300-512Mb-DDR2\HDD 80Gb SATA7200\DVD-ROM\Мышь\Клавиатура\наушники\Monitor HP TFT 17" L1740 - Intel Core2Duo 1G RAM\320G HDD\DVD-RW Плазменная панель Samsung 42" PS-42V6SX/BWT.
Локальная сеть под управлением ОС Windows 7.
Программные средства:
GIMP 2.6.11.
Inkscape 0.46.
Microsoft Office Pro 2003.
Microsoft Visual Basic 2008 Express.
Microsoft Visual C++ 2008 Express.
NetSupport School.
OpenOffice.org 3.1.
OpenProject.
Paint.NET 3.36.
Scribus 1.3.3.13.
VirtualDub 1.7.7.
КОМПАС-3D LT V11.
Доступ к:
Электронной библиотеке.
Локальной информационной сети (Intranet).
Портфолио педагогов.
Учебно-программная документация.
Материалы УМК:
Контрольно-оценочные средства.
Методические рекомендации для обучающихся по направлениям образовательной деятельности.
Цифровые образовательные ресурсы.
Учебно-наглядные пособия:
макеты средств коллективной защиты;
массогабаритные макеты автомата;
образцы средств индивидуальной защиты кожи и средств индивидуальной защиты органов дыхания;
плакаты;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Нормативно-правовые источники
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 31.09.2019).
Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 31.10.2019).
Трудовой кодекс Российской федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963504:1 (дата обращения: 31.09.2019).
Учебная литература
Графкина, М.В. Охрана труда: Автомобильный автотранспорт: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / М.В.Графкина. – 5-е изд.,стер. – Москва: Академия,2018. – 176с. – ISBN 978-54468-7407-1.
Туревский, И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие / среднее профессиональное образование И.С. Туревский. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 240 с.
ISBN 978-5-8199-0755-9 (ИД ФОРУМ)
ISBN 978-5-16013609-7( ИНФРА - М, print)
ISBN 978-5-16101659-6 ( ИНФРА –М, online)
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурс «Охрана труда в России». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.Ohranatruda.ru (дата обращения: 04.10.2019).
Охрана труда по трудовому праву [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://truddoc.narod.ru (дата обращения: 04.10.2019).
Интернет-проект Техдок.ру, посвященный вопросам охраны труда и промышленной безопасности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tehdoc.ru (дата обращения: 04.10.2019).
Интернет-ресурс, посвященный вопросам охраны труда, новым эффективным приёмами и схемам при работе в области охраны труда. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://блог-инженера.рф (дата обращения: 14.10.2019).
Информационно –правовой портал «Гарант.ру». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.10.2019).)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. ОХРАНА ТРУДА
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | Примеры форм и методов контроля и оценки • Тестирование • Контрольная работа …. • Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента) • Оценка выполнения практических задания(работы) • Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией… • Решение ситуационной задачи…. |
воздействие негативных факторов на человека; -правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; -меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами; -правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности; -экологические нормы и правила организации труда на предприятиях. | ||
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: | ||
применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; -соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. | ||
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Правильное применение нормативных локальных актов и верное заполнение документации установленного образца по охране труда. | участие в диалогах-дискуссиях на занятиях; письменные работы; устные ответы учащихся; подготовка презентаций; тестирование; |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Безошибочное осуществление поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Верное планирование и реализация собственного профессионального и личностного развития Определение траектории профессионального развития и самообразования. | |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Гибкий подход к работе в коллективе и команде, эффективное взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами. Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельности | |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Грамотное устное и письменное изложение своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке | |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. | Понимание значимости своей профессии. Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей . Уверенное проявление гражданско-патриотической позиции, демонстрация осознанного поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. | |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности. Обеспечение ресурсосбережения на рабочем месте. | |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Безошибочное использование информационных технологии в профессиональной деятельности, ответственное оформление учетно-отчетной документации для решения профессиональных задач | |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | Умелое использование профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. Определение экономической привлекательности своей специальности, поиск мест и способов самореализации и саморазвития. | |
ПК 1.1-1.5. Определять техническое состояние: автомобильных двигателей, автомобильных трансмиссий, ходовой части и механизмов управления автомобилей, электрических и электронных систем автомобилей. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ. | Уверенный подбор нужного инструмента/оборудования, правильная подготовка к работе, умелая проверка технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов | участие в диалогах-дискуссиях на занятиях; письменные работы; устные ответы учащихся; подготовка презентаций; тестирование; |
ПК 2.1 - 2.5. Осуществлять техническое обслуживание: автомобильных двигателей, электрических и электронных систем автомобилей, автомобильных трансмиссий, ходовой части и механизмов управления автомобилей. | Соблюдение мер пожарной безопасности, проведение профилактических мероприятий по предотвращению несчастных случаев. Уверенный подбор нужного инструмента технологического оборудования, производственного оборудования, правильная подготовка к работе, умелая проверка инвентаря, инструментов и т.д. | |
ПК 3.1 - 3.5. Производить текущий ремонт: автомобильных двигателей, узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей, автомобильных трансмиссий, ходовой части и механизмов управления автомобилей, ремонт и окраску кузовов. | Уверенный подбор нужного инструмента/оборудования, правильная подготовка к работе, умелая проверка технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов |