12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фильчагина Елена Юрьевна786
Россия, Оренбургская обл., Орск
1

Описание педагогического опыта по теме "Формирование правильного и беглого чтения младших школьников"
















«Формирование правильного и беглого чтения младших школьников»














Работу выполнила:

учитель высшей категории

МОАУ «СОШ №29г.Орска»

Фильчагина Елена Юрьевна





Презентация:

Слайд 1-3

Статья 66. «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)».

Слайд 4-6

t1643478880aa.gif

Правильность - плавное чтение

без искажений, влияющих на смысл

читаемого.

Беглость — это скорость чтения,

обусловливающая понимание

прочитанного.

Сознательность чтения — это понимание замысла автора, осознание

художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и

осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность — это способность средствами устной речи передать

слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение

к нему.

Качества чтения:




















Слайд 7

Правильность чтения

На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникать из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, при чтении слогов, (слов) ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.

На втором этапе (слог плюс слово) можно обнаружить ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперед, то возвращаясь назад. Преобладает орфографический способ чтения (слово читается так, как написано). Поэтому необходимо вводить орфоэпическое чтение (произносить слова так, как говорим).

На третьем этапе происходит преодоление орфографического чтения, начинается орфоэпическое чтение, увеличивается скорость чтения.



Слайд 8

Ошибки, возникающие при послоговом способе чтения

1. Замена букв, имеющих одинаковые элементы, если ребенок не твердо знает буквы. Н-р: вместо П читает Н или Т, вместо Ш – Щ. Нужно с ребенком внимательно проанализировать, в чем сходство, а в чем различие этих букв, сконструировать буквы из палочек, пластилина и т.д.

2. Замена букв, когда ребенок слабо различает звуки. По звонкости и глухости: З-С, П-Б. По сходству звучания или произношения: Ч-ТЬ-Щ, Ж-З, Ш-С, Ч-Щ, Р-Л, Ц-С и др.

3. Замены, связанные с неправильной артикуляцией (произношением) отдельных звуков: Р-Л, Л-В. Консультация у логопеда.

4. Низкий самоконтроль (может быть на всех этапах обучения чтению). Это беда «шустрых» ребят, невнимательных. Перестановка букв, перескакивание через строку.

Слайд 9-10

t1643478880ab.png

Слайд 11

Артикуляция

Недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарат причина, тормозящая скорость чтения. Речь невнятная, темп речи медленный.

Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом.

Слайд 12

Регрессии- это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Самый распространенный недостаток. Текст прочитывается дважды,

как трудный, так и легкий. Глаза совершают движение назад,

хотя нет никакой необходимости в этом.

Причины регрессий.

Сила привычки.

Кажущиеся трудности текста.

Отсутствие внимания.

Для устранения первой причины понадобится карточка.



t1643478880ac.jpg



Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, затем ребенком. Взгляд назад не возвращается, т.к. карточка закрывает прочитанное.

Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются.

Слайд 13

Поле зрения

Это количество информации, которую фиксирует глаз за один взор.

Период формирования послогового чтения благоприятен для увеличения поля зрения.

Числовые и буквенные пирамиды. Положить пирамиду перед ребенком и сказать: «Посмотри внимательно в центр первой строки, а теперь, не отводя взгляда от центра, скажи, какие цифры находятся слева и справа от центра. Взгляд влево и вправо отводить нельзя»



t1643478880ad.jpg

Слайд 14-15

Цифровые таблицы.

Работа с таблицей состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. Подготовительный этап содержит требование: взгляд фиксировать в центре на заштрихованном квадрате. Спросить, видит ли ребенок всю таблицу целиком. Предложить назвать, не переводя взгляда с центра, те цифры, которые он видит. Исполнительный этап: показывать ребенку квадрат, он называет, какие там цифры. Взгляд зафиксирован на заштрихованном квадрате. Можно использовать таблицы с буквами.

t1643478880ae.jpg t1643478880af.jpg

Слайд 16-17

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

1. Читается вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандаша по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

2. Перед ребенком таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел. В тетради у ребенка написан ряд чисел от 1 до 25. Нужно рассмотреть таблицу и сравнить с числами в тетради. Числа, которых нет в таблице, нужно в тетради зачеркнуть.

t1643478880ag.jpg

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.





t1643478880ah.jpg

Слайд 18

Развитие зрительной памяти

Зрительные диктанты по картинкам и словам;

Корректурная проба;

Чтение предложений без гласных;

Методика «анаграммы»;

Чтение текста «задом наперёд»

Чтение текста из перемешавшихся букв…

Слайд 19-20

Зрительные диктанты по картинкам и словам

t1643478880ai.jpg

Слайд 21-22 Найди слово

БВОСЛИКРПОСЛОНДГНЛВОЛКУАОКАРАСЬ

ВОРОНАПРСГАЛКАСКРГРАЧТНОМЫШЬНТТ

ДИВАНТСТСТУЛТНКРАНСТОЛТРОКРЕСЛОТ

ТОРТСИХЛЕБСТЛБУЛКАРСКРОВАТЬПИРОГС

ЧЬОМУХОМОРТНРЫЖИКНГБОРОВИКНГУЖП

ШОАСКАЗКАРТБАСНЯРООКНОРНЗАГАДКАР

Слайд 23-27

ФОТОГЛАЗ

а) прочитать слова; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру;

Слайд 28-29

ЧТЕНИЕ НАОБОРОТ

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

Это следует начинать с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно вводя более длинные слова, а потом уже можно переходить к чтению наоборот и текста.

Упражнение тренирует внимание при чтении, учит воспринимать слово как картинку, а не отдельные буквы. 

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Слайд 30-31

ПЕРЕМЕШАННЫЕ БУКВЫ

Текст с перемешанными буквами возможно читать только на большой скорости. Если читать такой текст по буквам, то, скорее всего, содержание останется скрытым. Если же скользить взглядом по тексту, то понимание будет на высоком уровне.

Поэтому, при использовании в работе данного вида я прочитываю текст сама, затем предлагаю прочитать про себя, а потом вслух прочитываем вслух (цепочкой, парами, выборочно…).

t1643478880aj.png

Слайд 32-33

Антиципация

Многие слова мы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, предвосхищением, по – другому – смысловой догадкой. Чтобы определить, владеет ли ребенок приемом антиципации, использует ли ее при чтении, предложите ему следующий текст.

t1643478880ak.png

Понаблюдайте, как долго думает ребенок. Зафиксируйте время, затем дайте тот же текст, но без пропусков букв. Вновь заметьте время. Время сравните. Если разрыв не превышает 15-20 сек., ребенок использует прием антиципации

ШТОРКА

Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами. Пропуски отмечаются пробелами или точками.
В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:
1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например,

старик,

внучка;

2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.
Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.
Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее

Слайд 34

ЧТЕНИЕ С РЕШЕТКОЙ

Тренажер «Решетка» представляет собой комплект четырехугольников,

"Чтение с решеткой" предназначена для младших школьников, способствует увеличению объема зрительного восприятия, улучшению техники чтения, способствует развитию смысловой догадки.

Чтение с решеткой. Размер решетки должен быть с печатный лист. На листе вырезаются вертикальные столбцы шириной 0,5 см и отверстия шириной в 1-2 см. Решетка накладывается на печатный текст, скрывая части слов. Ребенок читает текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части. Используйте чтение текстов и рассказов с решеткой по 15-20 минут ежедневно. ОЧЕНЬ ВАЖНО! При работе с решеткой ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, настаивать на скорости чтения.

t1643478880al.jpg

Слайд 35-36

ВВЕРХ НОГАМИ

Обычный текст переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача учащихся, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

Это упражнение способствует: формированию в памяти детей целостных эталонов букв; развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Слайд 37-40

Приемы чтения

- «Найти слова»

На отдельных карточках написаны слова и бессмысленные буквосочетания. Ребенку нужно отделить слова от буквосочетаний.

- «Составь слова»

Из разрезанных частей составить слова.

- Чтение строк с прикрытой верхней или нижней половиной

Слайд 41-42

ТЕКСТ ВЕРТУШКА (2 слайда)

Задача каждого ребенка: успеть прочитать предложения, из которых составить текст. Работа может быть в парах, групповая.

Слайд: успеть прочесть открывающиеся предложения.

Слайд: чтение крутящихся букв, из которых нужно составить слова, а затем текст. Данный метод применяю при групповой работе.

Слайд 43-45

ТЕКСТ С НАЛОЖЕНИЕМ

При данном методе работы желательно использовать интерактивную доску с проектором.

Чтение наложенных друг на друга слов: написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

Данный вид работы можно применять со 2 класса.

t1643478880am.png

Слайд 46

НЕТ ПОРЯДКА

В каждом предложении нужно переставить слова так, чтобы предложение стало понятным и красивым.



Слайд 47-50

Работа над темпом чтения

-Чтение слогов;

-Чтение скороговорок;

-Чтение-спринт;

-Чтение-разведка;

-Чтение с подсчётом слов;

-Чтение с отстукиванием ритма;

-Чтение с напевами…

t1643478880an.png



t1643478880ao.png

Слайд 51

Чтение – спринт

Памятка:

Плотно сожми губы и зубы;

Читай только глазами;

Читай как можно быстрей;

Ответь на вопросы к тексту.

Слайд 52

Чтение – разведка

Памятка:

Плотно сожми губы и зубы;

Поставь пальцы на начало и конец строки;

Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Демонстрация видеоролика

Опубликовано


Размер файла: 1003.85 Кбайт

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.