Доклад «Опыт использования современных технологий педагогического общения учителя с родителями обучающихся»
презентация
PPT / 4.95 Мб
/data/files/y1601746861.ppt (презентация)Доклад
«Опыт использования современных технологий педагогического общения классного руководителя с родителями обучающихся»
В настоящее время классный руководитель должен находиться в эпицентре инновационной образовательной деятельности. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями.
Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое главное, экономить драгоценное время. Поэтому любой современный классный руководитель должен владеть компьютерной грамотностью. Пока мои знания в этом направлении не столь глубоки, всячески стараюсь пополнять их. Последние дистанционные курсы «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного педагога» я прошла в июле, а осенью, участвуя в областном сетевом проекте «Авторская школа», с интересом слушала выступление Винокуровой С.А. «Возможности использования современных ИКТ», часто обращаюсь к завучам школы и получаю помощь, за что очень благодарна.
По-прежнему работа с родителями учащихся является одной из самых важных в деятельности классного руководителя. Традиционные формы работы мы все по-прежнему активно используем. А я хочу обратить ваше внимание на современные технологии педагогического общения с родителями. На сегодняшний день применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования. Дети и родители легче идут на контакт, если в учителе, классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии.
Я, классный руководитель 9 класса, как и каждый присутствующий здесь, не мыслю свою работу без использования ИКТ: беру информацию из Интернета, диагностики, использую за основу различные презентации, использую возможности для общения с родителями. Почему?
Вижу преимущества использования ИКТ:
• Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты.
• Делают диалог с родителями более современным, разнообразным, насыщенным.
• Значительно расширяют возможности предъявления информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
• Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления мероприятий.
Родителям очень нравятся просмотры презентаций, видеороликов, слайд-шоу, музыкальное оформление. Применение компьютера сосредотачивает их внимание, активизирует их восприятие, внимание, расширяет кругозор, даёт возможность увидеть изучаемый и важный вопрос во всём великолепии, тем самым развивается интерес к поставленной задаче. Опрос и анкетирования родителей показывают, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в воспитательной работе способствует повышению их интереса ко всему происходящему в школе.
Для успешного выполнения функциональных и должностных обязанностей современного классного руководителя, которые, кажется, не имеют границ, на первый план выходит своевременное оповещение и интерактивное взаимодействие со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учащимися, их родителями и учителями. С введением электронного журнала во все образовательные учреждения родители без особого труда могут отслеживать успеваемость своего ребенка. Современные электронные дневники предоставляют возможность родителям и учащимся обмениваться сообщениями с преподавателями, получать индивидуальные домашние задания и т. д. Но они охватывают только учебную составляющую образовательного процесса.
Скоростной ритм современной жизни диктует поиск оптимальных форм организации не только информационно-учебного, но и воспитательного пространства класса и школы в целом. В настоящее время все образовательные учреждения имеют свои сайты, на которых родители могут ознакомиться с информацией, касающейся ОУ и образовательного процесса, задать интересующие их вопросы, и получить на них ответы от классного руководителя, социального педагога, психолога и т.д. Сайт является визитной карточкой, источником информации о школе, своеобразным электронным портретом нашей школы, в котором отражена ее насыщенная, интересная и творческая жизнь. Родители моего класса частые гости на сайте школы, здесь они узнают последние школьные новости, о деятельности класса как урочной, так и внеурочной, имеют возможность увидеть фоторепортажи с мероприятий. Он стал «пространством диалога» между родителями, администрацией, педагогами. Кроме того полезную информацию могут почерпнуть родители на моём личном сайте, который находится в социальной сети работников образования nsportal.ru.
В наше время, когда родители целый день заняты на работе, оперативная связь между классным руководителем и родителями учеников – очень актуальна. Я часто прибегаю к помощи сотового телефона. Список номеров родителей каждого ученика уточняется, в любой момент могу связаться с ними. Однако такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации:
• сообщения о полученных оценках и результатах работы школьника в классе,
• информирование родителей о прогулах учащихся,
• информирование об изменениях в расписании,
• замечания и благодарности от учителей,
• приглашения на родительские собрания и на общешкольные мероприятия.
К недостаткам можно отнести такие моменты:
звонок может оказаться несвоевременным, если родитель будет занят на работе или другими срочными делами — в таком случае информация может быть воспринята неадекватно;
индивидуальный характер связи — обзванивать придется каждого по отдельности;
отсутствие возможности коллективного общения;
денежные затраты.
С помощью мобильного телефона можно также организовать смс-рассылку сообщений, поскольку такая функция есть в каждом телефоне. При этом способе доступна только двусторонняя связь. Также к недостаткам такого способа связи следует отнести ограниченный объем передаваемой информации.
Некоторые мои коллеги организуют классные сообщества в соцсетях (на базе ресурсов «Одноклассники», «В контакте» и т.д.), создают группу с ограниченным доступом и предлагают всем родителям зарегистрироваться в данном сообществе. Это многосторонний способ связи, поскольку родители не только смогут видеть сообщения, размещаемые учителем, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. К его положительным сторонам также относится:
размещаемые сообщения доступны для просмотра всем участникам группы;
можно вести дискуссию;
ознакомиться с информацией, как и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;
можно выкладывать видео и фото;
высокая скорость доставки информации.
Недостатками можно считать такие моменты:
необходимость постоянно мониторить записи в группе;
неофициальный статус такого общения;
отсутствие подтверждения того, что все родители своевременно ознакомились с сообщением;
невозможность обсуждать в группе информацию личного характера, однако это можно сделать путем отправки личного сообщения.
Общения с родителями посредством социальных сетей, электронной почты в моей практике пока нет . Объясняется это тем, что данные ресурсы соцсетей ближе молодым родителям. Но стоит об этом подумать!
Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание, где дается анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной и внеклассной деятельности. Не секрет, что большинство родителей не любят их посещать. Всегда находятся причины, по которым они не могут (или не хотят) присутствовать. И собрать всех – вот моя задача. Одним из выходов в этой ситуации и является использование ИКТ: предлагая диаграммы успеваемости и качества знаний, применяя фотоколлажи и видеоматериалы из жизни класса, презентации и видеофильмы по обсуждаемой проблеме можно сделать родительское собрание ярким событием, вызывающим тем самым у родителей желание прийти вновь. И что не менее важно: слова кл. руководителя подкрепляются видеофильмами, подготовленными специалистами. Намного убедительнее звучали выступления с применением средств мультимедиа на собраниях в нашем классе по темам «Роль общения в жизни школьника», «Осознанное родительство», «Чтение – это важно!», «Мобильные телефоны в жизни подростков». Нужно отметить ещё одно нововведение, к которому я отношусь положительно, родительские собрания в онлайн-режиме. В этом учебном году для нашего класса актуальна тема профориентации. Понравилось многим родителям Всероссийское родительское собрание по данной теме проекта «За собой». Проведено оно было в ноябре 2017 г. на высоком профессиональном уровне с участием психолога и разработчиков онлайн-тестирований по профориентации. Оно доступно для просмотра и сейчас в разделе видео «Центра занятости молодёжи г. Москвы». 25 декабря в областном онлайн-собрании о процедуре ГИА в 9 и 11 классах участвовала группа родителей нашего класса. Собрания, лектории, совместные классные часы, классные праздники с участием родителей с использование ИКТ отличаются яркостью, зрелищностью, глубиной восприятия. Конечно, от классного руководителя требуется умение не только собрать информацию, обработать, но и преподнести ее.
Таким образом, использование ИКТ в работе классного руководителя с родителями – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд воспитателя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать любую деятельность, увеличить эффективность воспитательного процесса.
Нам, классным руководителям XXI века, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование». Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца, как нет предела развитию ИКТ. Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.
5