Доклад «Использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности»
КГБОУ «Тинская школа-интернат»
Доклад по теме:
«Использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности»
Подготовила: учитель I категории Сенцова Н.В.
Мир, в котором живет современный ребенок, постоянно обновляется и изменяется. Найти значимое и важное в этой жизни для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная задача современного педагога!
Учитель – это главный организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в школе. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
Поиск новых технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ актуален в настоящее время. Современному учителю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.
В своей внеурочной деятельности с детьми ОВЗ я использую несколько видов образовательных инновационных технологий.
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированные технологии и др;
В первую очередь, большую роль отвожу игровым технологиям. Они занимают ведущее место в работе с детьми. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
Во внеурочной деятельности включаю различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.
Нравятся ребятам игры: «На что похоже», «Волшебный мешочек», «Хлопни-топни», «Рыбалка», «Отгадай», «Кто быстрее?», «Найди фигуру», «Игра в снежки», «Собери картинку», «Кто больше составит примеров?» и др способствующие развитию когнитивных процессов. Также любят дети сюжетно-дидактические, игры-инсценировки: типа «Магазин», «Семья», «Больница», где дети выполняют определенные роли. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов. Очень интересны игры-путешествия, а также использование интерактивных викторин (викторину по сказкам).
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Мною была составлена папка игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».
Во время совместной деятельности провожу игру «Три медведя». Она дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи.
Игровая деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей с ОВЗ сенсорных и пространственных ощущений, восприятия, индивидуальных творческих способностей, трудолюбия, художественно-образному типу мышления. На кружке «Пластилиновые чудеса» я использую пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаз и руки, координации движений, их точность. Игры в пластилинографике полезны для детей со слабыми мышцами рук. Работа с пластилином является подготовительной работой к овладению разными инструментами. Во внеурочной деятельности коррекционно-развивающего направления «Знайка» использую Шнуровку – это идеальная игрушка для развития руки и развития устной речи. Игры с пуговицами развивают усидчивость, воображение, творческие способности, мышление. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики использую игры с прищепками: "Веселые прищепки", "Пальчиковый бассейн" эти игры развивают не только мелкую моторику но и научат считать, развивать фантазию, Также различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев. Полезна пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии, что способствует синхронизации работы полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
В совместной игровой деятельности я использую различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки, с помощью кисти, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Большой интерес для детей представляет игры в конструировании (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки с мелкими деталями конструктора, мозаикой, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий – собирание и игры с пазлами, нанизывание бусин на леску. Провожу игры с песком, манкой. Рисование на этих материалах позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ОВЗ, «неговорящих» детей, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.
Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям. Применение ИКТ с детьми ОВЗ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с школьниками позволяет мне повысить наглядность материала; разнообразить содержание и формы подачи материала.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ включает в себя с одной стороны- просмотр иллюстраций, презентаций и видеоматериалов на разные темы и образовательные задачи. Я использую показ воспитанникам презентаций на темы «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Посуда». «Транспорт. Материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для работы с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Я широко в работе использую для детей компьютерные игры по развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, восприятия («Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Загадки-отгадки» и др.).
Использование компьютерных игр делает внеурочную деятельность интересной и выразительной. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Таким образом, использование информационных технологий позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает обязательное использование здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе. Неотъемлемой частью внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ является:
- использование физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр во время непосредственно образовательной деятельности,
- пальчиковой гимнастики для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи, пространственного мышления, внимания,
- гимнастики для глаз, способствующей снятию статического напряжения мышц глаз.
- дыхательной и артикуляционной гимнастики,
-релаксационных упражнений для психического здоровья детей.
В своей внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Цветок здоровья» использую комплексную оздоровительную работу с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, упражнения на развитие мышц тела; дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, формирую у школьников отношения к здоровому образу жизни.
Для восстановления работоспособности, снятия эмоционального напряжения у детей, их успокоения во время занятий проводятся релаксационные упражнения. Подбираю релаксационные упражнения на сосредоточение на дыхании, на расслабление мышц лица, на расслабление мышц шеи, на расслабление мышц рук, на расслабление мышц ног, на расслабление всего организма.
Так же важными технологиями в моей работе является педагогические технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников и индивидуально-дифференцированного подхода.
Планирование внеурочной работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей обучающихся. Учитываю индивидуально-психологические особенности школьников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика т.е. учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)
Учебный материал не одинаков для всех участников, занятия проводятся в индивидуальной форме, поэтому на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаешься, предоставляется возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана учеником, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). Дифференцированно делю обучающихся на условные группы с индивидуальными типологическими особенностями (аудиалы, визуалы, кинестеты), а также учитываю уровень развития каждого ребенка. На основании этого разрабатываю разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Заключение.
Учитель, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать такие выводы: такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в моей педагогической практике не только облегчает труд учителя. Но и создает более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышается мотивация детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, это все будет способствовать его успешной социализации в обществе.