Статья «Опыт наставничества в ДОУ»
Опыт наставничества в образовании
Я бы хотела начать свою статью с понятия «наставничество» Что это такое? Актуально ли оно на данный момент в образовании? Что может предложить наставник в дошкольном учреждении?
Наставничество – это, прежде всего взаимодействие двух сторон или социальные отношения, в которых более опытный человек помогает менее сведущему. Наставник (ментор) помогает усвоить новые знания, умения и навыки. Помогает специалисту стать более компетентным, как в профессиональном плане, так и в широком круге вопросов личностного развития.
Наставничество в образовании в современных условиях предусматривает сопровождение и поддержку молодых педагогических работников и педагогов с небольшим опытом работы или без него. Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, целым набором компетенций, позволяющих качественно выполнять задачи наставничества. Наставляемый в свою очередь перенимает данный опыт.
Наставничество способствует развитию, воспитанию и профессиональной адаптации молодого педагога. Наставник – это мотивация, профессиональные компетенции, потенциал и мудрый совет. Наставляемый – это специалист, стремящийся к самостоятельной ответственной профессиональной деятельности.
Наставничество в дошкольном учреждении - работа с впервые принятыми воспитателями и другими педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики дошкольного воспитания. Молодой специалист - начинающий воспитатель (или дугой педагогический работник), как правило, овладевший знаниями основ своей профессии. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания, умения и навыки.
В нашем дошкольном образовательном учреждении значительную долю занимают специализированные группы по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коллектив опытных учителей-логопедов осуществляет наставничество молодых воспитателей ДОУ на постоянной основе. В рамках нашего опыта наставничества, мы осуществили проект по развитию речевой среды в группах. Основной целью проекта было повышение компетенций в вопросе формирования и развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Речь, общение может развиваться, если обеспечена полноценная речевая среда воспитания, адекватные педагогические условия, обеспечение всестороннего познавательного и интеллектуального развития личности ребенка. Восприятие, мышление, память, внимание, эмоциональный фон создают почву для свободного владения языком, т.е. базу речи. Потребность в общении формируется и стимулируется окружением ребенка. Для свободного владения речью, ребенок должен, прежде всего, овладеть различными видами деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-трудовой (конструированием), художественной, навыками самообслуживания. Влияние среды на речевое развитие дошкольника достаточно велико: совершаемая на ее основе разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.
Основные направления работы в рамках проекта:
Презентация содержания критериев речевой среды по возрастам воспитанников, представление рекомендаций для педагогов ДОУ.
Анализ содержания и оснащения речевой среды в группах ДОУ.
Мастер-класс «Воздушная струя». Практические рекомендации по созданию тренажеров на развитие дыхания.
Мастер-класс «Звучалки и шумелки». Практические рекомендации по созданию пособий на формирование и развитие фонематического слуха.
Консультация для педагогов ДОУ «Артикуляционные упражнения для дошкольников». Практические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми разной возрастной категории.
Конкурсный смотр речевой среды в группах ДОУ «Ярмарка пособий».
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах организации предметно-развивающей среды, создание пособий по развитию речевого дыхания, артикуляции, фонематического слуха, игр и картотек различных игр на развитие речи, развитие творческого потенциала и пополнение развивающей предметно-пространственной среды групп – основные положительные результаты проекта в рамках опыта наставничества.