Статья «Опыт наставничества в образовании»

3
0
Материал опубликован 1 February 2023 в группе

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«КИНГИСЕППСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА»











«ОПЫТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ»









Преподаватель:

Дмитриева Ю.В.





















г Кингисепп, 2023г.

«Что может быть честнее и благороднее,

как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?»

Марк Фабий Квинтилиан

В современных условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Особую значимость приобретает проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках не только отдельного предприятия или образовательной организации, но и их совместной деятельности в процессе развития форм дуального обучения в контексте повышения конкурентоспособности выпускников – будущих специалистов. В нашем колледже действует линия: педагог или мастер, приходящий с предприятия. Такая система наставничества – представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Главная проблема заключается в том, что такие мастера или преподаватели постоянно меняются, ввиду повышения по карьерной лестнице или большой загруженностью.

В нашем колледже разработана методика и содержание работы с молодыми специалистами, приходящими с предприятия АО «ЕвроХим-Северо-Запад», исходя из условий образовательной организации и потенциала молодого специалиста, а также содействия наиболее скорейшему профессиональному становлению молодого педагога.

В конце года, благодаря такому взаимодействию прошел первый выпуск переподготовки по Программе обучения работников, приходящих с производства, призеров и победителей чемпионатов профессионального мастерства по освоению компетенций, обеспечивающих реализацию мероприятий ФП «Профессионалитет», в том числе в части получения педагогических навыков. Неотъемлемыми компонентами «Профессионалитета» являются наставничество, приоритет практической подготовки, оптимизация сроков подготовки кадров, целевое обучение и гарантированное трудоустройство на предприятиях-заказчиках, развитие материально-техническое базы колледжей и техникумов с учетом технологических особенностей производств.

На базе нашего колледжа, в мастерских лаборатории по контрольно –измерительным приборам и автоматике, работники, приходящие с производства, сдавали демоэкзамен. Преподавателями колледжа были разработаны материалы для подготовки к демоэкзамену и задания для демоэкзамена.

Методические рекомендации были составлены в целях достижения сквозного результата «Разработана целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» федеральных проектов «Профессионалитет», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» Министерством просвещения Российской Федерации и на основании методических рекомендаций по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145).

Целью внедрения целевой модели наставничества в нашем колледже является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Такая преемственность продолжается и на самом предприятии, когда личность вчерашнего студента, а ныне молодого специалиста в «ЕвроХим», поддерживается развитием по Индивидуальному плану под руководством наставника на 2 года.

Задачи реализации целевой модели наставничества в колледже:

улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;

подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;

раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;

создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.

Как указано в реализации программы наставничества в системе образования Российской Федерации с учетом российского законодательства, социально-экономических и других условий, наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:

принцип научности предполагает применение научно обоснованных и проверенных технологий;

принцип системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;

принцип стратегической целостности определяет необходимость единой целостной стратегии реализации программы наставничества;

принцип легитимности, требующий соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права; принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает честность и открытость взаимоотношений, не допускает покушений на тайну личной жизни, какого-либо воздействия или взаимодействия обманным путем;

принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей;

принцип продвижения благополучия и безопасности подростка (принцип «не навреди») предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому (никакие обстоятельства или интересы наставника, или программы не могут перекрыть интересы наставляемого);

принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;

принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, направленный на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого собственной траектории развития, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;

принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.

Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Внедрение программ наставничества в системе СПО, да в образовательные организации России обеспечит системность и преемственность наставнических отношений и программ. Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе проблемы молодого специалиста в новом коллективе, проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

В программе ФП «Профессионалитет» - программа наставничества способствует решению следующих задач:

раскрытие потенциала каждого наставляемого;

преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;

адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;

повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;

создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);

формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности;

формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах;

создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры;

адаптация учителя в новом педагогическом коллективе;

плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.

При реализации программы наставничества выявлены следующие проблемы (с чем сталкиваются наши преподаватели, а также работники, приходящие с производства):

низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;

низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;

трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;

низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества; низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие – невостребованность на рынке;

отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи;

невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.

Надеемся, что с помощью внедрения наставнических программ в образовательные организации и на предприятия нашего района можно добиться комплексного улучшения образовательных и экономических результатов. Таким образом, можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными системами и поколениями, чувство сопричастности к жизни и развитию района.

В конце хотелось бы закончить словами Николая Латанского: «Наставник — это секретное «оружие» самых успешных людей планеты»!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.