Мастер-класс «Опыт организации занятий «Ассоциации текстовой грамотности», направленных на развитие лингвистических компетенций»
Опыт организации занятий «Ассоциации текстовой грамотности», направленных на развитие лингвистических компетенций Из опыта организации мероприятий духовно-нравственной направленности Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №10» города Советска Калининградской области Гошева Т.Н. , учитель русского языка и литературы
Лингвистическая компетенция результат осмысления речевого опыта знание основ науки о русском языке усвоение комплекса лингвистических понятий формирование представлений о том, как русский язык устроен, как он изменяется, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку и к народу, его носителю включает в себя и элементы истории науки о русском языке.
Важно «учить мыслить». «Внутренняя цель изучения грамматики отечественного языка вытекает из того ее значения, которое мы признали за грамматикой как началом самонаблюдений человека над собственным мышлением и выражением его в словах». Быстрова Е.А.( доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО)
«Владение языком на уровне концептов составляет мировоззрение человека, определяет его образ жизни, отношение к себе и окружающему миру, его поступки и дела». А.М.Шуралёв «Слово в русской культуре – нечто большее, чем имя вещей». Д.С.Лихачёв
Вывод. Таким образом, работа с концептами, концептуализация (вычленение основы, первосмысла или принципа, заложенного в основе чего-нибудь), помогает раскрепостить мышление ученика, сделать его внеплоскостным, гибким, помогает на практике осознать, что не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием.
Погружение - активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. P.M. Грановская Метод погружения опирается на три принципа: • удовольствие и релаксацию на занятиях, • единство сознательного и подсознательного, • двустороннюю связь в процессе обучения
Работа с концептами, концептуализация (вычленение основы, первосмысла или принципа, заложенного в основе чего-нибудь), соприродна уроку литературы, органична ему. Погружаясь в текст через слово, интерпретируя литературное произведение, ученики постигают концепты, то есть некие художественные смыслы. Этот подход помогает школьникам в постижении законов искусства слова, а также выводит на просторы серьёзных философских обобщений. Работа с концептами, концептуализация (вычленение основы, первосмысла или принципа, заложенного в основе чего-нибудь), соприродна уроку литературы, органична ему. Погружаясь в текст через слово, интерпретируя литературное произведение, ученики постигают концепты, то есть некие художественные смыслы. Этот подход помогает школьникам в постижении законов искусства слова, а также выводит на просторы серьёзных философских обобщений. Так и возникли мои уроки “погружения” через СЛОВО в текст художественного произведения.
Не только разные языки концептуализируют действительность по-разному, но за одним и тем же словом одного языка в умах разных людей могут стоять разные концепты. Погружение в «классику»
В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно. Н.В.Гоголь Правнуки Победы
Благодарность за МИРНОЕ небо, за цветущий МАЙ, за ПОБЕДУ, которую нам подарили наши ПРАПРАБАБУШКИ И ПРАПРАДУДУШКИ.