Мастер-класс «Опыт организации занятий «Ассоциации текстовой грамотности», направленных на развитие лингвистических компетенций»
Пояснительная записка к презентации
Гошева Т.Н., высшая категория,
учитель русского языка и литературы.
25.10.1017
Опыт организации занятий «Ассоциации текстовой грамотности», направленных на развитие лингвистических компетенций.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Своё выступление мне хотелось бы начать стихотворением Ивана Алексеевича Бунина.
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И.А.Бунин
Позвольте спросить Вас, о чём же мы с Вами сегодня будем говорить? Всё верно, о роли слова в жизни общества, а значит и человека.. Тема нашего разговора «Опыт организации занятий «Ассоциации текстовой грамотности», направленных на развитие лингвистических компетенций».
Давайте определимся, что такое ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ компетенция. Лингвистическая компетенция трактуется в методике преподавания русского языка неоднозначно. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако в преподавании русского языка как родного более перспективно их разграничение.
Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Но не только. Лингвистическая компетенция предполагает также формирование представлений о том, как русский язык устроен, как он изменяется, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку и к народу, его носителю. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке.
Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков. Усвоение знаний о языке ни в коей мере не является самоцелью. Важно «учить мыслить». «Внутренняя цель изучения грамматики отечественного языка вытекает из того ее значения, которое мы признали за грамматикой как началом самонаблюдений человека над собственным мышлением и выражением его в словах».
(Быстрова Е.А., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО)
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.
Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит в известной степени условный характер. Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, погружение в слова, в грамматические конструкции в конкретных условиях общения.
Размышляя над первой фразой Евангелия от Иоанна «В начале было Слово», Д. С. Лихачев неоднократно подчеркивал: «Слово в русской культуре — нечто большее, чем имя вещей». Чтобы помочь ученику понять глубинное значение СЛОВА, я использую два методических приёма:
- приём «погружения» в СЛОВО через текст художественного произведения; (технологии концентрированного обучения)
- приём концептуализации (эти приёмы из технологии критического мышления).
«Владение языком на уровне концептов составляет мировоззрение человека, определяет его образ жизни, отношение к себе и окружающему миру, его поступки и дела». А.М.Шуралёв (Александр Михайлович Шуралёв, доктор педагогических наук, писатель, поэт)
Итак, уважаемые коллеги, начнём с определения :
концепт – это смысловая концентрация слова, его взаимосвязь с другими словами языка, его взаимосвязь с другими словами текста.
Таким образом, работа с концептами, концептуализация (вычленение основы, первосмысла или принципа, заложенного в основе чего-нибудь), помогает раскрепостить мышление ученика, сделать его внеплоскостным, гибким, помогает на практике осознать, что не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием.
Анализ педагогической литературы показывает, что понятие учебного «погружения» практически не сформулировано. Более того, разные авторы под этим понимают разные методы.
Начало упоминания термина в этом смысле относится к началу 80–х годов в связи с экспериментальной работой М.П. Щетинина. Позднее это
направление выражается в многочисленных моделях:
«погружение» в сравнение,
межпредметные «погружения» (А.И. Тубельский),
метапредметные «погружения»,
эвристические «погружения» (А.В. Хуторской),
выездные «погружения» (А.А. Остапенко, Л.Н. Снегурова),
«погружения» в образ (С.А. Терскова, Е.В. Шубина),
«погружение» как средство коллективного способа обучения (С.Д. Месяц),
«погружение» в культуру (Е.Б. Евладова) и т.д.
Подробное описание «погружения» дано P.M. Грановской. Под «погружением» она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры» отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся ни убеждение, «метод погружения в значительной мере опирается на внушение». Результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. «Метод погружения опирается на три принципа:
удовольствие и релаксацию на занятиях,
единство сознательного и подсознательного,
двустороннюю связь в процессе обучения».
Эффективность «погружения» зависит от группового сотрудничества, возможного лишь в условиях максимальной доброжелательности и тактичности.
Работа с концептами, концептуализация (вычленение основы, первосмысла или принципа, заложенного в основе чего-нибудь), соприродна уроку литературы, органична ему. Погружаясь в текст через слово, интерпретируя литературное произведение, ученики постигают концепты, то есть некие художественные смыслы. Этот подход помогает школьникам в постижении законов искусства слова, а также выводит на просторы серьёзных философских обобщений. Для меня лично очень важно, что данный метод применим как к общеобразовательным программам, так и к воспитательным.
Ну, а теперь немного из опыта работы.
Погружение в классику.
Урок в рамках эстетической грамотности. Классика на каждом шагу. В школьном дворе мы на асфальте писали строчки из стихотворений об осени. Об этом погружении я вычитала на сайте одной из библиотек. Мне понравилось, понравилось и детям. Мы написали, а учащиеся, расходясь после уроков по домам, с удовольствием читали эти удивительные, вечные строки об осени.
2. «Правнуки Победы» проект - межпредметное погружение. (история, литература, русский язык, истоки)
Погружение началось со слов ПОБЕДА, СЕМЬЯ, ПАМЯТЬ.
Целевая группа – жители г. Советска, читатели СМИ от Калининградской области до Сахалина и камчатки. Сроки реализации: январь – май 2017 г.
Алгоритм погружения.
Этапы проекта |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 этап. Предварительная работа 2 этап Коллективное планирование |
1.Беседа с редактором газеты «Хроники Амбера». 2.Организовать разговор с учениками на тему «Война в истории моей семьи» 2. Беседа с родителями на родительском собрании на тему «Война в истории моей семьи». Рассказать о проекте «Правнуки Победы». |
Предлагают свои варианты ответов на поставленные учителем вопросы. Родители поддерживают идею учителя. |
3 этап. Практический |
Обработка и оформление статей в СМИ. Вёрстка колонки в газете. |
Подготовка своих статей для газеты. |
4 этап. Аналитический |
Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы |
Каждый член коллектива высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее. |
5 этап. Ближайшее последствие. |
Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом классном часе в рамках работы над проектом. Экскурсия в 11 Форт г.Калининграда. Продолжить работу в том же направлении (военно-патриотическое воспитание). Предложить новый проект «Как прекрасен этот мир, посмотри!» Напечатать в газете и на сайте лицея о данном проекте. Оформить выставку в библиотеке (статьи из газет «Хроники Амбера» проекта «Правнуки Победы»). Продолжить ведение фотоальбома по проекту. |
Необходимо отметить важность сопровождения всех этапов погружения педагогом, родителями, родственниками.
Обоснование целесообразности осуществления данного проекта-погружения и результаты
Формирование патриотического сознания россиян должно стать той цементирующей силой, с помощью которой достигается единство общества, сплочение народа, обеспечение национальной безопасности. Сегодня истинная патриотическая обязанность всех: желать, чтобы наше Отечество было не только материально, но главное – нравственно и духовно сильным. Реализация Проекта военно-патриотического воспитания молодежи «Правнуки Победы»- путь в этом направлении.
День Победы… Праздник со слезами радости и скорби… Горе и радость рядом в этот день. Всё дальше и дальше от нас парад Победы. Растёт новое поколение правнуков и праправнуков Победы. Вот уже несколько месяцев жители нашего города, читая газету «Хроники Амбера», видят на страницах знакомые лица детей своих друзей. «Правнуки Победы» – это совместный проект газеты «Хроники Амбера», классного руководителя Татьяны Николаевны Гошевой, учеников 5 «В» класса МАОУ «Лицея №10» г.Советска и их родителей.
С радостью и энтузиазмом откликнулся и детский, и родительский коллектив 5-В класса на предложение рассказать о своих прабабушках и прадедушках. Рассказать о тех, кто воевал и восстанавливал нашу область, о тех детях войны, которые прошли через концентрационные лагеря и страшный голод войны. Это дань памяти и уважения всем, кто ковал Победу на фронтах и в тылу. Это наша благодарность всем, кто дожил до сегодняшнего дня, и тем, кто так и не увидел своих внуков.
Проект не носит одноразовую акцию. Ребята собирали материал о своих родственниках, с восторгом рассказывали о них на классных часах. Ученики с интересом слушали воспоминания своих бабушек и дедушек с приставками ПРА-. У детей горели газа, когда они приносили в школу их фотографии и награды. Каждый чувствовал свою причастность к этому удивительному празднику.
Бабушка Ани Конюховой, рассказывая ей о своём тяжёлом детстве, погладила её по голове и сказала: «Жизнь продолжается без бомбёжек, без расстрелов, без крови, без ужасов войны. Цените всё это, молодёжь! Мы отстрадали, отбоялись за вас, чтобы вы жили счастливо. Не забывайте об этом никогда! И людей, которые прошли сквозь горнило войны помните!»
И ребята ПОМНЯТ. 4 мая на классном часе Гошев С.А., член Союза писателей России, рассказал ребятам о своей встрече с А. Маресьевым, сама жизнь которого есть подвиг. Детские воспоминания писателя проникли в души ребят. А после классного часа мы пришли к мемориалу «Танк», чтобы положить цветы как знак благодарности за МИРНОЕ небо, за цветущий МАЙ, за ПОБЕДУ, которую нам подарили наши ПРАПРАБАБУШКИ И ПРАПРАДУДУШКИ.
Концепт нашего погружения статьи о своих прабабушках и прадедушках в газете и, конечно, отзывы читателей. (Презентация проекта)
Используя погружение как способ организации учебной деятельности в практике преподавания, мы приобрели опыт работы в модели межпредметных погружений.
Осваивая метод погружения, приобрели опыт работы в режиме индивидуальных погружений по предметам, которые являются основой освоения профильных стандартов и дают уникальный опыт совместной деятельности учащихся и педагогов в рамках предметной учебной деятельности.
Метод погружения даёт преимущества для учащихся: возможность самореализации, взаимное обогащение знаниями при работе в группе, экономию учебного и личного времени, увеличение объема учебных знаний с учётом индивидуальных особенностей, повышает уровень мотивации к учебе.
Я считаем, что именно метода погружения перспективен в преподавании предметов естественно-научного цикла.
Таким образом, на современном уровне «инновационности» образование рассматривается как деятельность, которая определяется степенью развития деятельностных структур личности и одновременно «работает» на развитие деятельностных способностей. Важно не только передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет получать необходимую информацию.
Каждый педагог - творец технологии. Работа по созданию своей технологии невозможна без творчества. Для педагога, который научился адаптировать технологии в своей работе, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развитии.
Всё в наших руках, удачи Вам, коллеги!
СПАСИБО за внимание!