Программа летнего лагеря дневного пребывания «Солнечный» (1–4 класс)
Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Программа
летнего лагеря дневного пребывания
«Солнечный»
Пояснительная записка
Лагерь дневного пребывания является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка.
Необходимость разработки данной Программы была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала младших школьников и педагогов в реализации цели Программы.
Центром воспитательной работы Лагеря является ребёнок и его стремление к самореализации. Пребывание в Лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Перед коллективом Лагеря стоит цель – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга школьников во время летних каникул. Выбрано основное направление воспитания детей и подростков в летний период: «Радужный мир детства».
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- Освоить культурные, духовные традиции своего народа;
- Воспитать многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, и физическом отношениях;
- Сформировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну;
- Воспитать у учащихся интернациональные чувства.
- В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов разных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов.
Программа профильного Лагеря опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Солнечный» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в течение дня;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Участники реализации Программы
Программа ориентирована на школьников 1-4 классов, в том числе детей с девиантным поведением. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Кадровое обеспечение Программы
Из числа педагогических работников Школы приказом директора школы
назначаются: начальник лагеря, старший воспитатель, воспитатели.
Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведёт документацию, отвечает за организацию питания воспитанников, охрану труда в Лагере.
Старший воспитатель и воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану Лагеря: организуют досуговые мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной и антитеррористической безопасности.
Медицинский работник, назначенный приказом МУЗ ЦРБ, осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями к организации безопасного пребывания детей в Лагере.
Охрана жизни и здоровья детей
Весь персонал Лагеря несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в Лагере.
Педагогические сотрудники, работающие в Лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности.
Начальник Лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников, воспитатели проводят инструктаж для детей с последующей регистрацией в журналах установленного образца.
Организация питания осуществляется на базе столовой Школы.
Ожидаемые результаты
- занятость в летний период обучающихся 1- 4 классов;
- укрепление здоровья детей в летний период, привитие навыков здорового образа жизни;
- привитие навыков самообслуживания.
- развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
- формирование толерантного отношения друг к другу, укрепление дружбы между детьми разных возрастов;
- воспитание чувства патриотизма, уважение к родной природе
- профилактика детской и подростковой безнадзорности и правонарушений в летний период.
- привитие внимательного отношения к своему здоровью.
Содержание программы
Программа «Солнечный» работает по «гражданско – патриотическому» направлению. В это направление входят мероприятия, пропагандирующие патриотизм, героизм, забота о здоровье. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуемой в течение лагерной смены продолжительностью 14 дней.
Направление работы |
Методы реализации |
«Строим безопасный дом» |
* инструктаж по охране труда: «Правила электро и пожарной безопасности», игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре», «Правила поведения на прогулках и в походах», «Правила при поездках в автотранспорте», и др. * инструктаж по ОБЖ: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи» и др. |
«Здоровье прежде всего или вперёд за здоровым образом жизни!» |
* ежедневный осмотр детей медицинским работником; * утренняя зарядка; * беседы медицинского работника: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «О вредных привычках», «Как беречь глаза?» * спортивно-массовые мероприятия: спартакиада «Салют, лагерь!», «Час русской игры», спортивные часы: «Стадион неожиданностей», «Весёлые старты», шахматный турнир, спортивный КВН, игры на воздухе и т.п. |
«Будем вместе мы дружить – будет веселее жить!» |
* Коммуникативные игры на знакомство: конкурсная программа «Давайте познакомимся!»; «Снежный ком», огонёк «Расскажи мне о себе». * Игры на выявление лидеров: «Верёвочка», «Карабас» и др. * Игры на сплочение детского коллектива: «Зоопарк», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона» и др.; * «День именинника» и т.п. |
«Весёлое настроение» |
КТД: * «Путешествие по сказкам»; * «Звёздный дождь»; * «Фабрика звёзд» * и др. |
«В гостях у Знайки» |
* интеллектуальные игры; * тематические библиотечные часы; * игровая программа по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный». |
«Путешествие вокруг «Солнечного» города |
* экскурсии в пожарную часть г.Анапа; * беседа «Символика Российской Федерации»; * конкурс рисунков – «Мой город – курорт Анапа!» и др. |
План работы лагеря дневного пребывания «Солнечный»
Профильная смена: гражданско — патриотическое направление
|
День первый – День безопасности. «Открытие лагерной смены» |
1. Здравствуйте - это мы! Торжественная линейка с использованием Кубанской символики (Гимн Краснодарского края, герб, флаг). 2. Знакомство детей с организацией лагеря, распределение поручений, выбор актива, песни, речёвки, эмблемы 3. Инструктаж «Безопасность учащихся на учебном участке». 4. Эвакуация 5. Игра «Давайте знакомиться, будем дружить». Заполнение анкеты «Твои планы на смену» 6. Конкурс рисунков на асфальте «Анапа – город солнца!» |
День второй – «День противопожарной безопасности» |
1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья « Мой рост и мой вес» 3. Инструктаж «Профилактика негативных ситуаций на воде, дома, в общественных местах». 4. Беседа: «Искру тушим до пожара – беду отводим до удара» 5. Конкурс рисунков и коллажей «Твоя безопасность ». 6. Подвижные игры на воздухе. «Не ходите, зайцы, в огород!», «Краски» |
День третий – «20 июля - Международный день шахмат». |
1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Солнечный ожог» 3. Инструктаж «Безопасность учащихся в комнате досуга» 4. Шахматный турнир. 5. Игра «В мире спорта и сказок». 6. Подвижные игры на воздухе. «Орехи, шишки и грибы», «Воробьи и вороны» |
День четвертый – «День моря» |
1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Как ухаживать за кожей лица и рук», «Гигиена в доме» 3. Инструктаж «Правила дорожно – транспортной безопасности» 4. Весёлые старты «Лету – физкульт – ура!» 5. Конкурс коллажей и плакатов «Синее море» 6. Подвижные игры на воздухе «Рыбаки и рыбки», «Великаны и гномы» |
День пятый –– «День здоровья: Береги здоровье смолоду». |
1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Три ступеньки, ведущие вниз» (о вредных привычках) 3. Инструктаж «ТБ при обнаружении старых мин, гранат, снарядов, взрыв – пакетов. 4. Игра «Легкая атлетика - королева спорта». 5. Акция «Здоровая молодежь – здоровая Кубань». Акция «Парки Кубани» (в Ореховую рощу) 6. Подвижные игры на воздухе «Наседка и коршун», «Не давайте мяч водящему» |
День шестой – «Все «малышки» любят книжки» |
1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Как беречь глаза» 3. Беседа «Я – ребенок, я – человек». Мое любимое стихотворение». 4. Игровая программа «В гостях у сказки» 5. Инструктаж «Правила безопасности на занятиях в спортивной секции» 6. Выпуск отрядного альбома: «Раз страничка, два страничка — будет книжечка» 7. Подвижные игры на воздухе «Кузнечики», «Бегемотики бежали» |
День седьмой – «День ПДД» |
1. Утренняя зарядка 2. Минутки здоровья «Зелёная аптека» 3. Инструктаж « ТБ по охране труда, проведению массовых мероприятий» 4. Викторина «Азбуку дорожную знать каждому положено» - по ПДД 5. Эвакуация 6. Конкурс рисунков на асфальте «Рисуем дорожные знаки» 7. Подвижные игры на воздухе. «Бездомный заяц", «Здравствуйте» |
День восьмой - День краеведения»
|
1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья ««Аптека под ногами» 3. Инструктаж «ТБ по охране труда при проведении прогулок, экскурсий, походов». 4. Акция: Зовём друг друга в гости. Просмотр видеоролика «Прошлое и настоящее моей малой Родины» 5. «Литературная гостиная «Дом, в котором я живу, - частичка моей Родины» (Анапа) 6. Конкурс рисунков «Мой родной край. Достопримечательности Анапы» 7. Подвижные игры на воздухе. «Ну, погоди!», «Лес, болото, озеро» |
День девятый - «День Крещения Руси» |
1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» 3. Беседа «Россия-Родина моя». День крещения Руси. 4. Инструктаж Безопасное поведение с электроприборами. 5. Викторина «По родному краю». Чтение стихов о России, Родине. 6. Конкурс сочинений, рисунков «Что значит Родина для тебя». 7. Подвижные игры на воздухе «Раз, два, три — замри!», «Сантики – фантики – лимпопо» |
День десятый - «День спорта» |
1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья «Профилактика переутомляемости. Режим дня» 3. Инструктаж «Правила безопасности на реке, водоемах» 4. Спортивная акция «Дети против вредных привычек». 5. Спортивное ориентирование на местности - игра (Поиск клада) 6. Оформление книжки раскладушки «Формула ЗОЖ». |
День одиннадцатый - «День экологии» |
1. Утренняя зарядка 2. Минутка здоровья « Уход за руками и ногами» 3. Инструктаж «Безопасность во время бури, урагана, грома» 4. Экологическая экспедиция: По страницам Красной книги Краснодарского края «Они могут исчезнуть навсегда» 5. «В мастерской лесных гномов» - изготовление поделок из природного материала 6. Подвижные игры на воздухе «Совушка-сова», «Сосед справа» |
День двенадцатый - «День загадок и фантазий» |
1 Утренняя зарядка. 2. Минутка здоровья «Закаливание» 3. Инструктаж по правилам пожарной безопасности 4. Игровое ассорти «Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть» 5. Конкурс актерского мастерства. Ярмарка талантов «Кто во что горазд». 6. Подвижные игры на воздухе «"Жмурки", «Маша и Яша» |
День тринадцатый - «В гостях у Самоделкина» |
1. Утренняя зарядка 2. Минутки здоровья «О пользе лесных насаждений» 3. Инструктаж по обеспечению безопасности терроризма, ЧС. 4. Конкурс «Дело мастера боится» (работа с бумагой - оригами) 5. Подвижные игры на воздухе "День и ночь", «Удочка» |
День четырнадцатый - Закрытие лагерной смены |
1. Утренняя зарядка 2. Инструктаж по охране труда при перевозке обучающихся автомобильным транспортом. 3. Конкурс рисунков «Праздник урожая», «Разноцветное лето». 4. Экскурсия в «Центр противопожарной пропаганды и общественных связей». 5. Заполнение анкеты «Чему я научился в лагере» 6. Торжественное закрытие смены |
Виктория Александровна