Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания (1–4 классы)
Утверждаю
Директор МБОУ ООШ наименование
____________________И.О. Фамилия
__________0000 г.
Программа
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
МБОУ ООШ наименование «название»,
тематическая смена «Кораблик»
Пояснительная записка
В последние годы возросло внимание к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных социальных условиях. Ежегодно для детей проводится летний оздоровительный лагерь дневного пребывания, который функционирует на базе нашей школы. Для взрослых весна и лето – пора отпусков, а для школьников – время каникул. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это период свободного общения детей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Лето – это «маленькая жизнь!», а значит, прожить её нужно так, чтобы всем: и детям, и тем, кто будет организовывать отдых, было очень интересно.
В этом году разработана программа «Кораблик», рассчитанная
на одну смену для детей 7 – 14 лет, всего 40 человек, длительность смены
18 календарных дней. Обязательным является вовлечение трудных детей, детей – сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, а также семей группы риска. И именно лагерь, включая разновозрастных детей
в игровую и досуговую деятельность, может организовывать детей на основе их самоопределения, социализации и самореализации. Здесь преобладают такие методы как авансирование успеха, подчёркивание достижений, самооценка результатов, «расшатывание» традиционных позиционных ролей.
Пребывание в лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Разработка данной программы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Значимость летнего периода для оздоровления и духовно – нравственного воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
- принцип взаимодействия воспитателей и детей;
- принцип коллективной деятельности;
- принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
- принцип самостоятельности.
Цель программы: организация отдыха и оздоровления обучающихся школы, максимальная реализация их творческих потребностей и интересов, эффективное и педагогически грамотное проведение досуга в летний период.
Основные задачи программы:
- проводить работу с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать культуру поведения;
-формировать у ребят навыки общения и толерантности;
-прививать навыки здорового образа жизни;
-сохранить и укрепить здоровье школьников;
-провести профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы будет организована работа следующим тематическим направлениям:
- здоровый образ жизни;
-интеллектуально – творческое;
- гражданско – патриотическое;
- духовно – нравственное;
- предупредительно – профилактическое.
Кадровое обеспечение
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, организации качественного питания
и медицинской помощи. В соответствии со штатным расписанием
в реализации программы участвуют: начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря; воспитатели – организовывают работу отрядов, координируют игровую деятельность; медицинский – обеспечивает медицинскую поддержку; уборщики служебных помещений – обеспечивает чистоту лагеря; помощники воспитателей (дети, состоящие на учетах ПДН, ВШУ, дети группы «риска», волонтеры) – обеспечивают помощь
в организации работы отрядов.
Механизм реализации
Реализация цели и задач состоит в организации игры – путешествие на «Кораблике» по различным островам. Участниками игры становятся
все жители лагеря: дети, педагоги, администрация. Игра начинается
с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 18 дней. Игровой замысел – становится юнгами корабля, начальник лагеря – капитан, воспитатели – боцманы, остальные – хранители сокровищ.
Каждый житель может заработать ленточку, участвуя в разных видах деятельности. Желтую – за активность, красную – за творчество, синюю –
за помощь, зеленую-за инициативу. Ребенок может заработать ленточку, участвуя в подготовке и проведении мероприятий, в работе отрядов,
в организации зарядки и дежурства по лагерю. Каждый день – тематический. По итогам работы лагеря каждый ребенок сможет обменять накопленные ленточки на интересный сюрприз от капитана Кораблика.
Количество смен – 1 смена (июнь).
Место проведения – МБОУ ООШ наименование
Ожидаемые результаты реализации программы:
- оздоровление 40 детей;
- воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в ходе реализации программы, отсутствие случаев детского травматизма;
- развитие творческой активности каждого ребенка.
Идея смены, игровые ситуации
Приветствуем Вас, дорогой наш воспитатель! Сегодня и на 18 дней мы становимся не учителями, классными руководителями, а воспитателями лагеря.
Это значит:
- не нужно, чтобы дети сидели за партами и поднимали ручку для ответа;
- не будет звонков на перемену или урок;
- забываем про плохие оценки и плохое поведение. К вам пришел ребенок самый умный, веселый и талантливый;
- наша задача: сделать так, чтобы детям было интересно и весело!
Давайте начнем!
Игровые роли:
Начальник лагеря – капитан:
Воспитатели – боцманы:
Повар – кок:
Тех. персонал-хранители сокровищ:
Каждый отряд – это команда.
Место, где собирается отряд – каюта.
Класс капитана- кубрик
Вожатский огонек – тайный совет
Система поощрений в отряде: в конце дня вы подводите итоги. Вручаются ленты: зеленая - за инициативность, желтая – за помощь, красная – за активное участие, синяя – за творчество
Старайтесь приметить все, чтобы никто не остался без награды.
В конце смены мы подведем итоги и наградим самых лучших.
Не бойтесь быть смешными! Это очень сложно сделать, ведь мы в лагере! Здесь все необычно и ново! Веселитесь с детьми!
Дети быстро привыкнут к названиям и обозначениям, главное – с первого дня их употреблять и не забывать.
План работы
летнего лагеря МБОУ ООШ наименование
0000-0000 уч.год
День: 1 день
Основная тема дня: Открытие лагеря. Игровая программа «Кораблик отправляется в плавание»
Суббота
1 июня
8.00-8.30-Прием детей. Зарядка
8.30-8.45-Знакомство с режимом работы лагеря. Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС
8.45-9.00-Открытие лагерной смены. Игровая программа «Кораблик отправляется в плавание»
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»
10.00-13.00-Мероприятие в ДК «День защиты детей»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 2 день
Основная тема дня: «И снова здравствуйте!»
Понедельник
3 июня
8.00-8.30-Прием детей. Зарядка
8.30-8.45-Минутка здоровья «Хорошая привычка». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС
8.45-9.00-Поэтическая минутка «Лето»
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00-Литературная викторина
10.00-12.00-Рисуем иллюстрации к сказкам и рассказам
12.00-13.00-Библиотечный урок в библиотеке ДК
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 3 день
Основная тема дня: «Мимо проплывает мир».
Вторник
4 июня
8.00-8.30-Прием детей. Зарядка
8.30-8.45-Минутка здоровья «Витамины в жизни школьника». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС
8.45-9.00-Подвижные игры.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00-Конкурс рисунков «Утром вечером и днем, осторожным будь
с огнем»
10.00-12.00-Показ видеороликов ПБ
12.00-13.00-Конференция «ЧС глазами детей»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 4 день
Основная тема дня: «Даешь чистоту на корабле!»
Среда
5 июня
8.00-8.30-Прием детей. Зарядка
8.30-8.45-Минутка здоровья «Сохраним здоровье с детства». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
8.45-9.00- Конкурс загадок о природе
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00-Викторина ПДД
10.00-12.00- Конкурс рисунков «Моё любимое село»
12.00-13.00-Просмотр видеороликов БДД
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 5 день
Основная тема дня: остановка «Остров любителей моды, которые следят
за безопасностью»
Четверг
6 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45- Минутка здоровья. Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
8.45-9.00- Мероприятие «Мистер и миссис Лето»
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Беседа-инструктаж, с показом видеопрезентации на тему: «Правила поведения детей во время прогулок и походов»
10.00-12.00- прогулка «Мой родной край», минутка здоровья «Зеленая аптечка»
12.00-13.00-Выставка поделок декоративно-прикладного творчества «Такая разная одежда»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 6 день
Основная тема дня: «Остров Великих открытий»
Пятница
7 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Минутка здоровья «Органы пищеварения». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
8.45-9.00- Беседа «Достопримечательности моего города»
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Интеллектуальная викторина «Интересные факты»
10.00-12.00- Спортивные игры «Быстрее. Выше. Сильнее»
12.00-13.00-Просмотр видеофильма «Великие люди планеты»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 7 день
Основная тема дня: «Остров самых, самых»
Суббота
8 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00- Минутка здоровья «Гигиена тела». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Беседа о животных, видеоролик «Крылья, ноги, главное хвост»
10.00-13.00- Интеллектуальная игра «Самый, самый»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой.
День: 8 день
Основная тема дня: «Остров веселых светофорчиков»
Понедельник
10 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00- Минутка здоровья «Глаза-зеркало души». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Викторина ПДД «Безопасный маршрут» (инспектор ГИБДД)
10.00-13.00- Интеллектуально-развлекательная игра «Разноцветная игра»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 9 день
Основная тема дня: Остров «Книжный»
Вторник
11 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00- Митинг: «День России».
Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Викторина «Знаешь ли ты родной край?»
10.00-11.00-Викторина «Герои России»
11.00-13.00-Чтение детских книг «Сказочный мир»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 10 день
Основная тема дня: «Нас приветствует Остров вежливых людей»
Четверг
13 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00- беседа на тему: «Правила поведения на улице, в гостях». Инструктажи поОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Викторина «Вежливые слова?»
10.00-13.00- Круглый стол «Я-патриот своей страны»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 11 день
Основная тема дня: «Остров здоровых и быстрых»
Пятница
14 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00- беседа на тему: «Правила поведения при общении со сверстниками». Инструктажи поОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Викторина «Самый умный»
10.00-11.30- Диспут «Единство-наша сила» (о Родине)
11.30-12.30- Беседа «Обязанность и ответственность»
12.30-13.00-составление коллажа «Профессии важны»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 12 день
Основная тема дня: «Остров патриотов»
Суббота
15 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00- беседа на тему: «Правила поведения при ЧС». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Конкурс чтецов «С чего начинается Родина»
10.00-10 .45-правовой турнир «Права детства»
10.45-13.00-«Круглый стол», с показом видеопрезентации «Дети-герои ВОВ»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 13 день
Основная тема дня: «Остров спортсменов»
Понедельник
17 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Минутка здоровья «Сохраним зубки здоровыми». Инструктажи поОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС
8.45-9.00-Беседа «Символика нашей страны»
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Каллиграфия «Король письма»
10.00-13.00- Спортивные эстафеты на свежем воздухе
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 14 день
Основная тема дня: 10 остановка «Остров любителей музыки»
Вторник
18 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00-Минутка здоровья «Кожа человека». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Разучивание народных песен
10.00-13.00- видео-лекция «Значение музыки в нашей жизни»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Хороводные игры. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 15 день
Основная тема дня: «Остров воздушных шаров и мыльных пузырей»
Среда
20 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00- беседа на тему: «Правила поведения на улице, в гостях». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Конкурс «На самую оригинальную поделку из воздушных шаров», «На самый большой мыльный пузырь»
10.00-13.00- Географическая викторина «Наша Родина-Россия»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 16 день
Основная тема дня: «Остров самых любознательных»
Четверг
21 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00-Минутка здоровья «Скелет человека». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Занятие по ИЗО «Бумагопластика»
10.00-13.00- Математическая викторина «Математика в нашей жизни»
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Малоподвижные игры. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 17 день
Основная тема дня: «Остров итогов и открытий». Подготовка к закрытию лагеря
Пятница
22 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00- Митинг, посвященный Дню памяти и скорби.
Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Познавательная игра «Загадки древних цивилизаций»
10.00-13.00- Лекция «По морям и континентам», с показом видеофильма
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Игры по интересам. «Минутка ПДД». Уход домой
День: 18 день: «Здравствуй, родная земля», закрытие лагерной смены.
Суббота
23 июня
8.00-8.30-Прием детей.
8.30-8.45-Зарядка
8.45-9.00-Минутка здоровья «Режим дня-здоровый образ жизни». Инструктажи по ОТ и ТБ, ПБ, правила поведения в случае ЧС.
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00- Выставка рисунков, поделок «Как прекрасен этот мир»
10.00-13.00- Театр фокусов и иллюзий
13.00-13.30-Обед
13.30-14.00-Закрытие лагерной смены - Праздничное мероприятие: «Земля!». «Минутка ПДД». Уход домой.
Начальник лагеря И.О. Фамилия