Программа лагеря дневного пребывания «Пчелки»
Районный отдел образования МО Акбулакский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кайрактынская средняя общеобразовательная школа»
Акбулакского района Оренбургской области
Рассмотрено На методическом совете ОО Протокол №___ « » 2019г.
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Кайрактынская СОШ» _____В.В.Козлова |
Программа лагеря дневного пребывания «Пчелки»
«ФЕСТИВАЛЬ «ТЕАТРАЛЬ» 1 поток
(30.05.19-19.06.2019)
«Премьера» 2 поток ( 17.07.19-06.07.2019)
( программа рассчитана на детей 7-12 лет)
Автор программы:
Старшая вожатая
Е.А. Яковенко
п. Кайракты,2019
1.Пояснительная записка........................................................... .с.3
Цель и задачи программы……………………………………... с.5
Принципы и методы реализации программы……………… с.6
Формы организации деятельности детей…………………… с.7
Развитие детского самоуправления………………………….. с.7
Система мотивации и стимулирования……………………… с.9
Образовательная деятельность………………………………. с.10
2.Содержание программы смены……………………………..с.30
3.Условия реализации программы……………………………с.43
4.Оценка эффективности программы………………………..с.44
5.Список использованной литературы………………………с.47
Приложения……………………………………............................с.50
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мы никогда не должны забывать,
что театральные подмостки служат
всенародной школой.
Карло Гоцци
Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Летняя пора - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что неизведанное и удивительное рядом.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?!
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх, в общении. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Актуальность программы:
2019 год-год театра в России. В основу программы "Фестиваль «Театраль»" легла идея популяризации театрального искусства России, а также культурного, творческого, интеллектуального развития личности через погружение ребенка в мир театра. С учетом возрастных особенностей участников смены (7-12 лет) выбрана сюжетно-ролевая игра, которая позволит каждому участнику реализовать свои возможности в разных видах деятельности, развить кругозор, получить новый опыт в межличностных отношениях.
Практическая значимость программы состоит в том, что у её участника будет возможность попробовать себя в разных видах деятельности, реализовать себя в различных формах общения.
Отличие предлагаемой программы:
Нами была взята за основу программа Миникаевой Н.М.школы №3 г.Первоуральска, которая была адаптирована под условия нашей школы. Нами были добавлены мероприятия по безопасному поведению и профориентации, а также мероприятия, связанные с праздниками-1 июня День защиты детей и 12 июня – День России.
Новизна программы заключается в совмещении профессиональной и социальной проб в рамках сюжетно-ролевой игры.
Направленность программы: художественная
Адресат программы: Данная программа рассчитана на обучающихся 7-12 лет (1-6 классы), 30 человек в первом потоке. Длительность потока 21 день.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель программы: создание и развитие социально-образовательного пространства в каникулярное время для интеллектуально-творческого взаимодействия и взаимообогащения обучающихся, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья.
Задачи:
1. cоздать условия для вовлечения детей в процесс коллективно-творческой, проектной и исследовательской деятельности;
2. формировать гражданскую позицию к истории своего народа, уважительное отношение к труду и народному достоянию;
3. развивать самостоятельность и навыки самоуправления детей и подростков;
4. развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства;
5. формировать установку на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Благодаря созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, интеллектуальных и других способностей детей, участники Программы будут погружены в разнообразную деятельность через включение в сюжетно-ролевую игру; созданы условия для формирования у участников Программы активной жизненной позиции через участие в событиях смены.
Предполагается, что, получив новые знания и умения, ребята смогут реализовать их в течение учебного года как в учебных, так и внеучебных мероприятиях. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие и экологические навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.
- Принцип гуманизации: признание личности ребенка высшей ценностью воспитания, насыщение содержания воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности.
- Принцип индивидуализации - учет всех индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности, предоставление возможностей для самореализации и самораскрытия.
- Принцип вариативности - создание условий для выбора детьми различных форм деятельности, для поддержки различных инициатив.
- Принцип сотрудничества - организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
- Принцип мотивации деятельности - добровольность включения ребенка в игру, наличие осознанной цели, доверия воспитаннику.
- Принцип культуросообразности при отборе содержания занятий с детьми.
Методы реализации программы:
-методы общения (интригующий вопрос, приближение к себе);
-методы организации деятельности (конкурсы чтецов, драматизация);
-методы педагогического воздействия (психологические паузы, монологическое вступление).
- представление (презентационная деятельность),
- творчество (творческая деятельность),
- общение (коммуникативная деятельность),
- соревнование (стимулирующая деятельность).
Формы организации деятельности детей:
-Игры;
-Конкурсы;
- Мероприятия;
Развитие детского самоуправления:
В лагере для решения вопросов организации, содержания деятельности смены создаются Советы отрядов и Совет лагеря.
Советы отрядов выбираются на собрании коллектива отряда в день начала работы смены..
В течение трех дней дети узнают друг друга, адаптируются к новым условиям и готовятся к выборам высшего органа управления и президента лагеря.
Выборы президента проходят в несколько этапов.
Этап 1. Выдвижение кандидатур. Кандидатов выдвигают отряды.
Этап 2. Формирование предвыборных программ. Кандидаты формируют свои предвыборные штабы и начинают разрабатывать программу дальнейшей работы.
Этап 3. Встречи с избирателями. Кандидаты встречаются с избирателями, проводят агитацию среди воспитанников лагеря. Агитация проводится в виде концертов, «круглых столов», пресс-конференций.
Этап 4. День выборов. В день выборов кандидаты устанавливают свои предвыборные плакаты на избирательном участке. Члены лагерной избирательной комиссии оформляют избирательный участок, устанавливают урну для голосования, печатают избирательные бюллетени. Проводится голосование.
Этап 5. Итоги выборов. Идет подсчет голосов. Победителем признается тот кандидат, который набрал наибольшее количество голосов, кандидат, занявший второе место, назначается вице-президентом. По итогам выборов избранные президент и вице- президент получают соответствующий документ. После избрания президента лагеря и Советов отрядов начинает работать главный орган детского самоуправления лагеря» - Совет лагеря, в состав которого входят сотрудники лагеря и выбранные отрядами «Знайки» (командиры отрядов) и ответственные лица за различные направления деятельности.
Совет, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых и творческих дел;
- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата.
Члены Совета имеют право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своих мнений;
- на защиту своих интересов и прав. Член актива обязан ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуру поведения.
Система мотивации и стимулирования:
За победу в общелагерных конкурсах каждый отряд в зависимости от рейтинга выступления получает театральную валюту – «золотую маску». В конце смены идет подсчет масок и награждение самого успешного театра. Номинации будут у всех театров, но гран-при получит один.
Образовательная деятельность (реализация образовательного компонента) в рамках программы: по изобразительному искусству
«Разноцветная капель» в количестве 9 часов за первый поток. Дни проведения: суббота, воскресенье, понедельник с 12.15 по 12.55
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Кайрактынская средняя общеобразовательная школа»
Акбулакского района Оренбургской области
Программа кружка
по изобразительному искусству
«Разноцветная капель»
1 поток(30.05.19-19.06.2019)
Пояснительная записка
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности.
Направленность программы «Разноцветная капель» является программой художественной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, аппликации, а также о красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель:
Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.
2.Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.
3.Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.
Программа «Разноцветная капель» рассчитана на детей от 7 до 12лет. Занятия проводятся в летний период в школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программа «Разноцветная капель» рассчитана на детей от 7 до 12 лет.
Занятия проводятся в летний период в школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей
Формы занятий:
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание,
Режим занятий
Занятия в первом потоке лагеря проводятся 1 раза в неделю по 35 – 40 минут, количество часов – 9
Ожидаемые результаты:
личностные |
предметные |
метапредметные |
Ориентирование в социальных ролях Нравственно-этическое оценивание своей деятельности. Развитие наблюдательности зрительной памяти.
|
Соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. |
Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях. Участие в коллективном обсуждении |
Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию. Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности. Развитие художественного вкуса. Овладение художественными терминами. |
Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта. Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета. |
Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
|
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участию в выставках, конкурсах.
Учебно-тематическое планирование на первый поток:
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
11 |
Тематическое рисование «Пусть всегда буду Я» |
2 |
1 |
1 |
22 |
Сюжетное рисование. « Родная природа глазами детей!» |
1 |
- |
1 |
33 |
Изображение предметов способом «печатания» «Цветы в вазе» |
2 |
1 |
1 |
44 |
Пальчиковое рисование. «Красивые бабочки» |
2 |
1 |
1 |
55 |
Нетрадиционная техника рисования. Набрызг. |
2 |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
9 часов |
4 |
5 |
Содержание изучаемого курса.
1.«Пусть всегда буду Я!
Исполнение цветными карандашами, фломастерами и даже акварельными красками, что потруднее будет. Но дети рисуют от всей души, рисуют солнце, природу, детей, таких же, как они сами... А есть верная примета: если дети рисуют солнце, то они счастливы... Если маленьким художникам вдруг становится грустно, то они скорее нарисуют дождь, а не солнце, не правда ли?
2.Тематическое рисование «Родная природа глазами детей».
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения.. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Причём, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от неё. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном действии на человека на природу, которое, в свою очередь может быть и положительным ( охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и др.) Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания занятий. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
3. Рисование способом «печатания»
Детям очень нравится рисовать с помощью различных печатей и штампов. Это хороший способ разнообразить занятия рисованием. В продаже есть много различных печатей: пластиковые, деревянные. Не обязательно их покупать. Легко такие печати можно сделать своими руками из обычной картошки.
Что нужно для поделки: ровные удлиненные клубни картофеля, железные формочки для печенья, нож.
Как сделать: (дается теоретическое приготовление печати)
1. Картофель разрежьте пополам или на две неравные части. Возьмите ту, которая побольше.
2. Вдавите на срезе формочку для печенья.
3. Ножом аккуратно срежьте лишнее и удалите формочку.
Печать готова. Можно вставить какую-нибудь палочку, чтобы удобнее было держать.
Как рисовать:
Налейте краску в блюдце или крышку, обмакните в нее печать и наносите рисунок на лист бумаги.
Учителем заранее приготовлены различные печати, которые могут использовать дети.
4.Пальчиковое рисование
Польза рисования пальчиками для детей младшего возраста очевидна. Рисование таким способом прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребенка. Также во время таких занятий происходит и развитие нервной системы, которая отвечает за уверенное управление телом: хорошо сидеть, уверенно ходить, бегать. Пальчиковое рисование обостряет восприятие цвета, границ изображения. Ребенок начинает творить исходя из своего возраста, учится различным техникам рисования, которые пригодятся ему в дальнейшем при создании более взрослых и осознанных шедевров.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Бабочки являются вторыми по численности опылителями после пчел.
Сегодня на земном шаре насчитывается около 165 000 видов бабочек, и ежегодно энтомологи совершают новые открытия.
Бабочки пробуют пищу, стоя на ней. Это потому, что их датчики вкуса находятся в ногах.
Скорость полета бабочки иногда превышает 60 км/ч. Самый быстрый полет у бабочек семейства бражников.
Ученые установили, что первые ночные бабочки появились где-то 250 млн. лет назад, а дневным бабочкам насчитывается только 40 млн. лет. Много этих крылатых насекомых, похожих на современных, обитало уже 30-40 млн. лет назад на нашей планете.
Самая крупная ночная бабочка в мире — Attacus Atlas. При размахе крыльев в 30 см ее часто ошибочно принимают за птицу.
Наука о бабочках называется лепидоптерология.
5.Нетрадиционная техника рисования. Набрызг.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. Путём набрызга мы создаём некий фон для нашего дальнейшего рисунка. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ!
Способ получения изображения с помощью набрызга заключается в следующих действиях: набираем краску на зубную щётку, поворачиваем её щетинками вниз и, держа над бумагой, проводим по щетинкам любым плоским предметом по направлению к себе. Краска разбрызгивается на бумагу. Если предварительно положить силуэт, а после выполнения набрызга его снять, то оставшийся чистым силуэт на бумаге можно дорисовать по усмотрению ребёнка.
Литература.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Образовательная деятельность (реализация образовательного компонента) в рамках программы «Волшебный мир оригами»
в количестве 9 часов за второй поток. Дни проведения: суббота, воскресенье, понедельник с 12.15 по 12.55
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Кайрактынская средняя общеобразовательная школа»
Акбулакского района Оренбургской области
Программа кружка
«Волшебный мир оригами»
2 поток (17.07.19-06.07.2019)
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать,
корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное, культурное, эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована детям 7-12 лет рассчитана на 9 занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 35 минут. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны |
|
знать |
уметь |
что такое оригами |
подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами |
выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника |
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов |
пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей |
собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы |
составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
|
анализировать образец, анализировать свою работу |
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере метапредметных и предметных УУД учащиеся научатся:
соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
соблюдать правила организации рабочего места.
соблюдать правила бережного использования бумаги.
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников и дополнительной литературы
научатся различным приемам работы с бумагой.
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
работать в парах и рабочих группах.
Учебно - тематический план :
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Введение. Беседа «Чудесные превращения бумажного листа» Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
0 |
2 |
Чудесные превращения бумажного листа. Стакан. Кот |
1 |
0 |
1 |
3 |
Чудесные превращения бумажного листа. Щенок -1 Щенок -2 |
1 |
0 |
1 |
4 |
Чудесные превращения бумажного листа. Летящий голубь |
1 |
0 |
1 |
5 |
Композиция «Домашние птицы на лужайке» |
2 |
1 |
1 |
6 |
Лилия. Композиция «Водоём». |
1 |
0 |
1 |
8-9 |
Бутоны роз. Композиция «Букет роз». |
2 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
9 |
3 |
5 |
Информационно-методическое обеспечение
№ |
авторы |
название |
Год издания |
издательство |
1 |
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю |
Всё об оригами |
2012 |
Просвещение |
2 |
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. |
Игры и фокусы с бумагой |
2012 |
Учитель |
3 |
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. |
Игрушки из бумаги |
2012 |
Просвещение |
4 |
Богатеева, З.А.
|
Чудесные поделки из бумаги . Книга для воспитателей детского сада |
2011 |
Просвещение |
5 |
Сержантова, Т. Б.
|
366 моделей оригами. Книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ |
2011 |
Учитель |
6 |
Соколова, С.В.
|
Игрушки –оригамушки Книга для родителей и учителей начальных классов |
2011 |
Учитель |
7 |
. Черенкова, Е.Ф. |
Оригами для малышей. 200 простейших моделей: учебное пособие |
2010 |
Вако |
Механизм оценки результатов программы:
Критериями оценки качества реализации программы могут являться те аспекты, которые свидетельствуют о ее результативности, позитивном восприятии программы ее участниками, о качестве деятельности, организуемой для детей и педагогов.
Критерии эффективности:
Ценностно-целевой критерий - фиксация процента участия детей в программах, сравнение динамики присутствия и активного участия в досуговых мероприятиях смены через трудовые книжки, статистические данные участия отрядов в делах.
Когнитивный критерий - путем анкетирования и устных опросов определить расширение познавательных потребностей. Проведение сравнительного анализа расширения тематики проводимых мероприятий.
Эмоционально-мотивационный критерий - сравнение уровня сплоченности коллектива, отряда, инициативности детских групп по контрольным командным мероприятиям в начале и конце смен.
Деятельности критерий - определение процентного участия детей в основной смыслообразующей деятельности.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей.
Факторы риска и меры их профилактики:
№ |
Факторы риска |
Меры профилактики |
1 |
Плохая погода, не позволяющая активно отдыхать |
Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении. |
2 |
Пассивность |
Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы: стимулирование мотивации. |
3 |
Усталость педагогического коллектива |
Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях. |
4 |
Утомляемость детей |
Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и др. |
5 |
Эмоциональное сгорание |
Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности. |
6 |
Травматизм |
Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей. |
7 |
Недостаточность спортивного и игрового инвентаря |
Своевременное и достаточное обеспечение. |
8 |
Подвижные игры на улице |
Чередование игр на улице и в помещении. |
2.Содержание программы смены:
Модель игрового взаимодействия 1 потока:
Сюжет смены заключается в организации и проведении Фестиваля «ТЕАТРАЛЬ» на территории лагеря «Пчелки».
Изначально все участники Программы делятся на 2 отряда по 15 человека. Деятельность каждого отряда сопровождают два педагога. По отрядам ребята распределяются с учетом возраста. Все отряды становятся театрами, которым придется показать своё мастерство, участвуя в мероприятиях Фестиваля. Каждый ребенок-это маленький актер, который попробует себя и в других театральных профессиях: сценарист, гример, бутафор, декоратор. Каждый театр готовит свое проектное задание - спектакль – подарок для всех участников Фестиваля. Вся деятельность Фестиваля отражается в прессе Фестиваля, а также на театральных афишах.
Данная программа позволит реализовать два важных момента:
1. дать возможность любому участнику Программы во время сюжетно-ролевой игры попробовать себя в разных ролях;
2. определить наиболее активных, инициативных участников Программы, которые смогут самостоятельно подготовить и поставить спектакль. Оба этих момента помогут ребенку самоутвердиться, проявив себя в конкурентной борьбе; научиться проектировать собственную деятельность, ставя цели, определяя способы их достижения; адаптироваться в разных коллективах, которые будут создаваться в течение смены.
Ход реализации программы смены:
Смена разделена на 4 тематических отрезка:
- сценарий спектакля
- декорации спектакля
- секреты актерского мастерства.
-премии и конкурсы
Каждой теме отдается несколько дней, во время которых участники Программы участвуют в различных событиях: это и конкурсные мероприятия, и общелагерные игры, и отрядные.
За победу в общелагерных конкурсах каждый отряд в зависимости от рейтинга выступления получает театральную валюту – «золотую маску». В конце смены идет подсчет масок и награждение самого успешного театра. Номинации будут у всех театров, но гран-при получит один.
Каждый день, начиная все отряды будут получать письма из Министерства Культуры, в которых будет информация по теме смены и задания, которые нужно будет выполнить отрядам. Во время ежедневных массовых событий участники Программы будут вспоминать информацию из писем (развитие кругозора). Среди заданий, которые нужно будет выполнить каждому отряду – театру, будут индивидуальные, групповые и коллективные.
Режим дня
Лагеря дневного пребывания «Пчелки»
2019 год
Время |
Мероприятия |
08.30-09.00
|
Прием детей |
09.00-09.15 |
Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку! |
09.15-09.35 |
Завтрак. Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сытно и красиво! |
09.35-10.00 |
Трудовой десант Мы без дела не сидим!
|
10.00-11.20 |
Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей!
|
11.20-12.15 |
Подвижные игры. Лишь услышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы! |
12.15-13.00
|
Отрядные мероприятия. Кружки. |
13.00-13.30 |
Обед. Нас столовая зовет: суп отличный и компот! |
13.30-14.30 |
«Занятия по интересам. Подведение итогов дня. |
ПЛАН- СЕТКА 1 смены «Театраль» 30.05.19-19.06.2019
30.05 |
31.05 |
01.06 |
02.06 03.06. 04.06 Сценарий спектакля |
||
1 день Знакомство с режимом дня .Инструктажи по технике безопасности в лагере, по антитеррористическим мерам, безопасному поведению в окружающей среде. .игровая программа «Бродячие актеры»
|
2 день «С чего начинается театр?» Оформление отрядного уголка. Подготовка «Визитки». «Веселые старты» Мастер класс «Театральный амулет»
|
3 день Подготовка к открытию Фестиваля Праздничное мероприятие «Планета детства» ко дню защиты детей
Кружок «Разноцветная Капель»
|
4 день Открытие Фестиваля «ТЕАТРАЛЬ» Игровая программа «Искатели приключений»
Кружок «Разноцветная Капель»
|
5 день Секреты написания сценария Конкурс сценариев «Летняя сказка»
Кружок «Разноцветная Капель»
|
6 день Создание сценария спектакля Подвижные игры Профилактические беседы о вреде табакокурения, алкоголизме и наркомании СДК площадка «Дружба»
|
05.06 |
06.06 07.06 08.06 09.06 10.06 Декорации спектакля |
|||||
7 день Воплощение сценария «Закулисье» СДК площадка «Дружба»
|
8 день Конкурс афиш к спектаклю Круглый стол «Все профессии важны»
|
9 день Дополненная реальность (конкурс рисунков на асфальте» Беседа о ПДД Конкурс масок |
10 день Конкурс мистерий «Обыкновенное чудо»
Кружок «Разноцветная Капель»
|
11 день Галерея портретов Театральная Fo toZone Игровая программа «Гримерка» Кружок «Разноцветная Капель»
|
12 день Конкурс «Балетная туфелька»
Кружок «Разноцветная Капель»
|
|
11.06 |
12.06 |
13.06 14.06 15.06 Секреты актерского мастерства
|
16.06 |
|||
13 день Игровая программа «Экспромт»
СДК площадка «Дружба»
|
14 день Викторина «Это ты, моя Россия!» Литературная страничка «Читаем о Родине» СДК площадка «Дружба»
|
15 день Игровая программа «Театральный реквизит» Тренинги «Береги имущество от пожара», «Мои действия во время пожара»
|
16 день Игровая программа Инсценировка сказок «Юный возраст – таланту не помеха» |
17 день Конкурс артистов-парадистов. Кружок «Разноцветная Капель»
|
18 день Конкурс рисунков «А в нашем лагере» Веселые старты
Кружок «Разноцветная Капель»
|
|
Премии
17.06 |
и
18.06 |
конкурсы
19.06 |
|
|||
19 день Театральный КВН
Кружок «Разноцветная Капель»
|
20 день Подготовка к закрытию смены Конкурс «Театральная премия» Шашечный турнир СДК площадка «Дружба»
|
21 день Закрытие смены. Фестиваль Вручение премии Фестиваля «Золотая маска»
СДК площадка «Дружба»
|
Модель игрового взаимодействия 2 потока:
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Премьера» в форме сюжетно - ролевой игры.
Дети «попадают» в театр под названием «Премьера». Им необходимо за поток получить звание начинающего актера. Для этого каждый из ребят должен показать свое умение выступать на сцене, петь, импровизировать и т.д. В течение всего времени проводятся конкурсы, познавательные и спортивные игры.
Словарь смены:
лагерь – театр;
дети в лагере – студенты театрального училища;
педагоги – профессор.
начальник лагеря – ректор.
ПЛАН- СЕТКА 2 смены «Премьера». 17.07.19-06.07.2019
17.07 |
18.07 |
19.07 |
20.07 21.07. 22.07
|
|||||||
1 день Знакомство с режимом дня .Инструктажи по технике безопасности в лагере, по антитеррористическим мерам, безопасному поведению в окружающей среде. Викторина «Театр»; СДК игровая площадка «Дружба»
|
2 день «Подготовка к открытию смены» Оформление отрядного уголка. «Веселые старты»
|
3 день Праздничное мероприятие ,посвященное открытию смены «Ура,каникулы!»
Конкурс плакатов «А в нашем лагере»
|
4 день Мастер - класс по изготовлению моделей одежды из бросового материала; · Викторина «В мире моды»; Кружок «Волшебный мир оригами»
|
5 день Конкурс театральной песни. -Мастер - класс «Фотография» Кружок «Волшебный мир оригами |
6 день Минутка здоровья « Режим дня » Маршрутная игра по станциям
Кружок «Волшебный мир оригами |
|||||
23.07 |
24.07 25.07 26.07 27.07 28.07
|
|||||||||
7 день 1. Минутка здоровья «Книги о здоровье» 2. Конкурс рисунков «Волшебные краски»
3. Игра-путешествие «В гостях у сказки» СДК игровая площадка «Дружба»
|
8 день 1. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног» 2. · Конкурс «Мисс лагеря».
СДК игровая площадка «Дружба» |
9 день 1. Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики» 2. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия» 3. Спортивно-игровой праздник «Символика России» |
10 день 1.Беседа «Смех – лучшее лекарство» 2. Викторина «Устами младенца» 3. Юмористический конкурс «Эти забавные животные» |
11 день Беседа «Профессии моих родителей» Кружок «Волшебный мир оригами Презентация заметок о лагере. «Дни в лагере…»
|
12 день 1.Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?» 2.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков» 3.Развлекательная игра «Зов джунглей» Кружок «Волшебный мир оригами
|
|||||
29.07 |
30.07 |
31.07 01.08 02.08
|
03.08 |
|||||||
13 день · Театральный капустник. Развлекательная игра «Весёлые старты» Кружок «Волшебный мир оригами
|
14 день · Конкурс экологических миниатюр. · Конкурс поделок из бросового материала на тему «Мусор в посёлке»;
СДК игровая площадка «Дружба |
15 день
Показ презентаций о тружениках тыла нашего села. 2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры».
СДК игровая площадка «Дружба» |
16 день Конкурс театров кукол «Творческая волна» .Конкурс чтецов «И пробуждается поэзия во мне»
|
17 день
Подвижные игры на воздухе
«Пластилиновый зоопарк»-поделки из пластилина
|
18 день .Игры народов России Кружок «Волшебный мир оригами
|
|||||
04.08 |
05.08 |
06.08 |
|
|||||||
19 день 1.Минутка здоровья «Закаливание» 2. «Межпланетный турнир» -соревнования команд 3.Беседа о истории олимпийских игр Кружок «Волшебный мир оригами |
20 день Подготовка к закрытию смены
1.Конкурс рисунков «Мои каникулы» Кружок «Волшебный |
21 день Закрытие смены. Гала - концерт «Лучшее…» Вручение удостоверений начинающих актеров. СДК площадка «Дружба»
|
3.Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение программы:
Приказом назначаются начальник лагеря,2 воспитателя,1 вожатый.
Требования к работникам - педагогическое образование, стаж педагогической работы не менее 1 года, опыт работы в ДОЛ.
До начала работы в лагере персонал знакомится с должностными инструкциями, проходит инструктажи по пожарной безопасности.
Ежедневно после ухода детей организуются планерки для подведения итога дня, решения рабочих вопросов.
Партнеры реализации программы :
Работники СДК, библиотекарь п.Кайракты (работа детской игровой площадки «Дружба» вторник-среда с 11.00 до 12.00)
Работники ФАПа п.Кайракты (медицинский осмотр детей, проведение профилактических бесед)
Информационно-методическое обеспечение программы:
- должностные инструкции всех участников процесса;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
- разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов;
- подбор реквизита для работы в лагере.
Ресурсное обеспечение программы:
-настольные игры;
-спортивный инвентарь;
-телевизор;
_-канцелярские принадлежности;
Наградная продукция: дипломы, медали, удостоверения, благодарственные письма.
4.Оценка эффективности программы:
Предполагается поэтапное отслеживание эффективности педагогических воздействий. Прежде всего, в рамках ежедневных планерок и педсоветов (раз в неделю). Обязательны рефлексия мероприятий; мониторинг «Трудовых книжек» (дневников); входное и итоговое анкетирования (см. в Приложениях):
На первом этапе (организационный период) – это анкета, которую проводят в отрядах воспитатели: ожидания, готовность личного участия и т.д.
На втором этапе (основной период) – получение информации о состоянии участника Программы, степени его удовлетворенности из Книжки актера.
На третьем этапе (заключительный период) – это анкета, которую проводят в отрядах воспитатели: оправдались ли ожидания участника Программы, личные приращения.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере.
На большой карте, где отмечается остановки – тематические дни, существует ещё и «барометр Фестиваля». В конце каждого дня дети и педагоги отмечают на этом барометре, как, по их мнению, прошёл день.
Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
Оценка качества дела педагогами.
Оценка дела детьми.
Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком по цветовой шкале. Получив «картинку» качества прошедшего дела (дня), можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые были недостаточно высоко оценены.
Параметры для оценки педагогов:
Организация работы.
Содержательная насыщенность.
Эмоциональность.
Включённость детей.
Качество.
Параметры для оценки детей:
Важно.
Интересно.
Дружно.
Полезно.
Система обратной связи:
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей.
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
«Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
Афанасьев С.П. Триста творческих конкурсов / издание второе / С.Афанасьев, С. Коморин – Кострома, 1999.
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие – М., 2000.
Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
В помощь организатору детского оздоровительного лагеря / под ред. А.М. Воробьева – М., 2000.
Гаврилова, Т.П. Педагогическая диагностика личности ребенка и временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере / Т.П. Гаврилова, Т.Я. Шихова – Пермь, 2001.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М., 2008.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. Книга современного руководителя. Феникс. 2006.
Долгих, В.Н. Рейтинговая программа личностного роста «Я – это Я» / В.Н. Долгих – Пермь, 2000.
Журналы «Завуч», «Классный руководитель».
Журналы «Педсовет», «Последний звонок», «Игры. Конкурсы».
И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. – М., 1986.
Методические журналы: «Последний звонок» «Педсовет» «Классный руководитель» «Народное образование»
Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
Санникова, А.И. Формирование благоприятного психологического климата ученического коллектива как важное условие развития творческого потенциала школьников / А.И. Санникова // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: сб. статей и тезисов конференции. – Казань; Йошкар-Ола: Центр инновационных технологий, 2001.- С. 146-160.
Сысоева, М.Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря / М.Е Сысоева. – М., 1999.
Тетерский С.В. , Ромашина Ю.В. «Я в команде» Нижний Новгород 2009 г.
Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
Черных В., Твой скаутский путь. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1996
Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести… Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. – 64с.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. Мозайка детского отдыха. – М., 2005
Лагерные игры на все вкусы: https://summercamp.ru
Как написать синопсис: http://www.you-author.com/sinopsis-chto-eto-takoe-i-kak-ego-napisat/
Что такое мистерия: http://www.litdic.ru/misteriya/
Театральные приметы и суеверия: https://www.culture.ru/materials/55657/teatralnie-primeti-i-sueveriya, http://amnesia.pavelbers.com/Teatr%2016%20Akterskie%20sueverija.htm
Комедия дель арте: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ
-
«С чего начинается театр?»: данная программа в актовом зале предполагает знакомство участников Программы с тематическими особенностями смены.
«Гримерка»: игровая программа в актовом зале предполагает знакомство с профессиями гримера и костюмера. Состоит из нескольких частей, на сцену приглашаются желающие.
«Бродячие актеры»: игровая программа на территории лагеря предполагает развитие коллективных отношений, работает на сплочение отряда – театра. В ходе игры все театры получают вводную: появилась Золотая контрамарка, которая, к сожалению, оказалась разорвана. Если театр сможет собрать все кусочки, то получит подарок (это мороженое). Чтобы получить кусочек Золотой контрамарки, нужно выполнить задание, в котором участвует весь отряд. Задания разноплановые. Каждое задание выполняется в определенном месте лагеря. После выполнения задания в Редакцию Театра (кабинет старшего воспитателя) прибегает вожатый и демонстрирует видео с выполненным заданием. Если все условия соблюдены, отряд получает кусочек Золотой контрамарки и новое задание. Побеждает отряд, который первым соберет все кусочки Золотой контрамарки, но подарок получат все.
«Экспромт»: игровая программа в актовом зале предполагает инсценировки без подготовки. Участвуют все желающие.
«Театральный реквизит»: игровая программа на территории лагеря предполагает коллективный поиск различных предметов, которые будут помечены надписью «Реквизит». Это первый этап игры. На втором этапе все собираются в актовом зале, чтобы все найденные предметы – реквизит «сдать на склад», при этом надо объяснить, кому этот реквизит может принадлежать. Побеждает тот, кто собрал и объяснил больше всего таких находок.
СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНЫХ СОБЫТИЙ
-
-
Конкурс сценариев (агон): конкурсная программа в актовом зале предполагает представление отрядами своих «историй», которые могут стать сценариями для постановки в конце смены. В ходе подготовки к конкурсу проводится МК «Что такое синопсис?», в котором участники Программы не только знакомятся с термином, но и пробуют сочинять свои «истории». МК проводится для всех желающих. На конкурс отряд может представить до 5 «историй» от авторов, а также авторских коллективов. Лучшая «история» выбирается голосованием.
-
Критерии работы для авторов: 1) Имена героев, их характеристика; 2) Место и время событий; 3) Ключевые события; 4) Обязательный конец «истории».
Важно понимать, что в отрядах попробовать себя в придумывании «истории» сможет каждый! Там же происходит отбор тех «историй», которые отряд будет представлять на сцене.
Критерии представления «истории»: Со сцены в микрофон автору или авторской группе нужно представить свою историю строго по пунктам, данным выше. Для наглядности можно использовать свои рисунки, музыку. Рисунки проецируются на экран с помощью проектора.
После представления всех «историй» проходит голосование.
-
-
Конкурс мистерий «Обыкновенное чудо»: конкурсная программа в актовом зале предполагает представление отрядами своих мистерий. В письме участники Программы получают информацию о средневековых мистериях. В переводе мистерия - таинство, поэтому в конкурсе нужно показать сценку, в основе сюжета которой лежит какая-либо тайна, чудо, волшебство.
Праздничный маскарад (конкурс масок): данная конкурсно-игровая программа на стадионе предполагает 2 этапа. Первый этап – это представление своих маскарадных костюмов (костюмы). Второй этап – игры и танцы. Третий этап – конкурс масок. От каждого отряда представляется одна маска.
-
Критерии представления маски: Нужно подготовить дефиле участника конкурса, представляющего маску, выбрать соответствующее музыкальное сопровождение, во время дефиле другой участник или группа участников рассказывают о созданной отрядом маске: тематическое направление, материалы, из которых выполнена маска. Возможен розыгрыш сценки.
-
-
Театральная FotoZone: конкурсная программа на территории лагеря предполагает коллективное выполнение творческих заданий: в основе заданий – сделать фото. Первый этап – повторить данные фото (в основном, это будут театральные фотографии), второй этап – сфотографироваться всем отрядом в заданных условиях (например, так, чтобы видны были только глаза), третий – ассоциативные фото (например, сфотографировать немую сцену). Каждое задание имеет «цену», побеждает тот, кто наберет больше всего баллов. Победителей может несколько: стоит определить их на каждом этапе.
Конкурс «Балетная туфелька»: конкурсная программа в актовом зале предполагает представление отрядами истории, рассказанной средствами танца. Не допускается использование речи, простоев. История должна быть узнаваема.
Конкурс «Театральная премия» (название и символ): конкурсная программа в актовом зале предполагает выполнение творческих заданий и последующее их представление на сцене. Первое задание: придумать свою театральную премию, её название, номинации. Второе задание: придумать символ этой премии и сделать своими руками. Представление на сцене проходит в произвольной форме.
Конкурс афиш к спектаклю: конкурсная программа предполагает создание отрядами афиш к спектаклю, который будет поставлен по «истории», выбранной в начале смены. К этому времени будет известно название спектакля, уточнена сюжетная линия. Перед конкурсной программой проводится МК «Как оформить афишу?» Афиши развешиваются на втором этаже, где располагаются отрядные комнаты. Выбор победителя проводится следующим образом: каждый отряд-театр коллегиально решает, кому отдать 3 место, кому 2, кому 1. За себя голосовать нельзя. Подсчет проводит старший воспитатель: за 1 место - 3 балла, за 2 место – 2 балла, за 3 место – 1 балл.
-
Каждый отряд-театр имеет право на репетицию своего конкурсного номера. Время репетиций расписывается накануне.
Специально оформленные для смены артефакты
Золотая контрамарка
Трудовая книжка (дневник участника Программы)
Дипломы, сертификаты, гран-при и другие виды поощрений участников Программы.
Театральная валюта - маска
Письма из Министерства Культуры на каждый день, расписание МК.
День |
Событие смены |
Тема письма (практически весь материал есть на просторах Интернета) |
МК (проводит воспитатель) |
1 |
Начало смены. Вожатский концерт «Закулисье. Пролог» |
Что такое театр? Как себя вести в театре? |
|
2 |
Игровая программа «С чего начинается театр?» |
Театральные приметы и суеверия |
|
3 |
Представление отрядов-театров (театральные суеверия) |
Театральные профессии |
|
4 |
Игровая программа на стадионе «Театр. Фест» |
Античный театр. Соревнования драматургов. |
МК «Что такое синопсис?» (для всех желающих) |
5 |
Конкурс сценариев (агон) |
Необычная профессия: гримёр |
МК «Как написать сценарий?» (для сценарной группы, которая готовит текст постановки) |
6 |
Игровая программа «Гримерка» |
Средневековый театр |
|
7 |
Конкурс мистерий «Обыкновенное чудо» |
Искусство средневековых гистрионов |
|
8 |
Игровая программа «Бродячие актеры» |
Комедия дель арте |
МК «Как сделать маску своими руками?» (для всех желающих) |
9 |
Праздничный маскарад (конкурс масок) |
Марионетки и другие куклы |
|
10 |
Конкурс театров теней или кукол |
Виды театрального искусства |
|
11 |
Театральная FotoZone |
Недолгая жизнь пуант |
|
12 |
Конкурс «Балетная туфелька» |
Пантомима |
|
13 |
Игровая программа «Экспромт» |
Театральные премии и конкурсы |
|
14 |
Конкурс «Театральная премия» (название и символ) |
Реквизит и бутафория |
|
15 |
Игровая программа «Театральный реквизит» |
Откуда мы узнаем о спектакле? |
МК «Как оформить афишу?» (для всех желающих) |
16 |
Конкурс афиш к спектаклю |
Театральные юбилеи - 2018 |
|
17 |
Премьера спектакля спец. труппы |
Международный день театра |
|
18 |
Закрытие смены. Вожатско-воспитательский концерт «Закулисье. Эпилог» |
Письмо о закрытии театрального сезона |
|
Могут быть запланированы и другие МК, если есть такая возможность, например, МК по гриму, балету и т.д.
ИГРОВАЯ ИЕРАРХИЯ участников Программы
Начальник лагеря – Министр Культуры
Старший воспитатель – Заместитель Министра Культуры
Воспитатели – художественные руководители театров
Вожатые – заместитель худрука
Участники Программы – работники театра
ВХОДНАЯ И ИТОГОВАЯ АНКЕТЫ
Дорогой друг!
Ну, что ж, вот ты и попал в летний лагерь при лицее. Чтобы смена оказалась для тебя интересной и полезной, постарайся ответить честно на предложенные вопросы.
Напиши свои имя и фамилию ________________________________________________
Как тебе хочется, чтобы тебя называли в отряде? ________________________________
Чем ты увлекаешься? ________________________________________________________
Легко ли ты входишь в новый коллектив? _______________________________________
Чего ты ждешь от этой смены? ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем бы ты хотел заниматься в отряде? __________________________________________
Чему ты можешь научить ребят из своего отряда? ________________________________
Есть ли в отряде знакомые тебе ребята? _________________________________________
Готов ли ты помогать другим ребятам из отряда? _________________________________
Бывал ли ты в театре? Если да, то на каком спектакле? _____________________________
_____________________________________________________________________________________
Интересного и деятельного отдыха!
Дорогой друг!
Хоть это грустно, но наша смена подходит к концу. Нам очень хочется узнать, как тебе отдыхалось в лагере на смене «Закулисье»!
Напиши свои имя и фамилию _____________________________________________________
Удалось ли тебе подружиться с ребятами из отряда? _________________________________
Было ли тебе сложно или страшно общаться с ребятами? _____________________________
Были ли люди (взрослые или дети), которые помогали тебе преодолевать их? ______________________________________________________________________________
Какое событие из жизни лагеря тебе запомнилось больше всего? _____________________
____________________________________________________________________________________
Какое мероприятие из жизни отряда тебе запомнилось больше всего? _________________
_____________________________________________________________________________________
Чему ты научился за эту смену? ___________________________________________________
Кому бы ты хотел сказать «спасибо» за эту смену? ___________________________________
Что, по твоему мнению, нужно убрать из лагерной жизни? _____________________________
Оправдались ли твои ожидания в ходе этой смены? __________________________________
Спасибо за ответы!
Светлана Александровна Максимова