Публикация «Развитие детской одаренности младших школьников в процессе изучения краеведческого материала»
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
И. А. Шарко
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2
с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края
Аннотация. Статья посвящена проблеме создание условий для развития одаренности, интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников через изучение краеведческого материала; описана система работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности на ступени начального общего образования.
Ключевые слова: развитие, одаренность, интеллектуальные способности, краеведение, исследовательская деятельность, научное общество учащихся, исследовательские проекты, экскурсии, занятия – праздники.
DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING LOCAL HISTORY MATERIAL
Abstract. The article is devoted to the problem of creating the conditions for the development of giftedness, intellectual and creative abilities in younger students through local history design and research activities; The system of work with students who have shown outstanding abilities at the stage of primary general education is described.
Key words: development, giftedness, intellectual abilities, local history, research activities, scientific society of students, research projects, excursions, classes-holidays.
Главной целью усовершенствования образования в начальной школе является развитие творческих способностей личности обучающегося, его одаренности, ведь России необходимы грамотные люди с оригинальным и нестандартным видением мира, развитым воображением, имеющим свою точку зрения.
Самое необычное и загадочное явление – детская одарённость! Неспроста многие века детскую одарённость рассматривали, как божий дар. Передо мной, как неравнодушным учителем, встал вопрос, как же обучать детей, как же создать условия, чтобы в мои воспитанники стали полноценной личностью, с высокими нравственными принципами и духовностью? Какие затронуть струны детской души, чтобы мои дети чувствовали сопричастность к культурному наследию наших предков, нашего народа, выросли настоящими патриотами своей Родины? Какие создать условия, чтобы раскрыть потенциал каждого ребёнка в классе, чтобы каждый из малышей мог самореализоваться и раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности?
Я решила в работе с одаренными детьми использовать краеведческий материал, тогда занятия с детьми становятся оживленными, интересными. Многие занятия проходят в интересной, нетрадиционной форме, это и занятия-праздники, и викторины, экскурсии.
Занятия-праздники провожу уже с первого класса. Этому предшествует большая работа, к которой привлекаю родителей своего класса, вместе мы изготавливаем костюмы, распределяем роли, сочиняем и придумываем, изучаем краеведческий материал. Родители с удовольствием участвуют, получают заряд положительных эмоций и незабываемые впечатления. Затем из таких коллективных интересных и необычных праздников складывается «Летопись нашего класса».
Так, традиционно мы под Новый год ходим «В лес за ёлкой». Цели нашего праздника-путешествия в том, чтобы раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; сформировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о природе; прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней; работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки. В конце путешествия нас ждет чай с целебными травами на костре и различные угощения.
Праздники «Масленица», «Колядки» и т.д. стараемся проводить так, как их проводили наша предки. Для этого изучаем историческую литературу, проводим интервью со старожилами нашего села, собираем краеведческий материал в соседних сёлах - во время экскурсий.
Экскурсии помогают интегрировать процесс обучения с реальной жизнью младших школьников. Предметом экскурсии могут быть памятники, памятные места нашего района, села, относящиеся к различным историческим событиям, музеи. Конечно ведётся большая подготовительная работа при отборе материала, желающие ребята могут выступить в роли экскурсоводов. А чтобы закрепить изученное, мы после экскурсии составляем ребусы, словари, сочиняем загадки, проводим исследования и работаем над проектами. Приведу пример исследовательских работ: «Из истории фраз и выражений», «Почему так говорят?», «Фразеологизмы нашего района», «Одежда наших предков», «Родной свой край люби и знай!», «Опалёнными дорогами войны», «Апанасенковские курганы», «Наш край от древности до современности».
Одну из главных ролей в развитии детской одарённости через региональный компонент я считаю – сочинения! Очень нравятся детям сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки. Сначала учимся сочинять коллективно, а затем уже происходит связь с личным опытом ребёнка, и работа носит самостоятельный характер. Примеры сочинений: «Освобождение села Дивное. Как это было», «Интервью с героем», «Ночь в школьном музее», «Назад в прошлое», «Представьте себе, что…». На начальных этапах творческим процессом руковожу я, это 1-2 класс, а в 3-4 классе ребята уже более самостоятельны в своих действиях.
В прошлом году мы всем классом участвовали в инновационном годовом проекте «Мой край родной: от древности до современности!». В рамках проекта я разработала целую систему событий, которая позволяет включать детей в деятельность, связанную с проживанием календарного цикла: «Праздник урожая», «Рождество», «Пасха», «Масленица» - в традициях русского народа нашей местности. Цель: организация деятельности учащихся через знакомство с культурой русского народа нашего края; формирование у подрастающего поколения любви к России, к малой Родине, к природе, культуре; воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему России, края, района; воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей. Разнообразие видов деятельности при участии в проекте, делает проект особенно привлекательным и дает возможность каждому ребенку проявить себя. Главный критерий успешности проекта – интерес детей к данной теме и желание продолжить проектную деятельность в следующем учебном году.
Я считаю, что мой опыт работы с одарёнными детьми помогает найти и развить зоны успешности, одаренности каждого ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, что идёт в одном направлении с главной целью современного образования. Каждому ребенку хочется чувствовать себя значимым, успешным и способным, и проектная деятельность позволяет это сделать наилучшим образом.
Современные школьники любят подражать взрослым, им хочется быть журналистами, репортёрами, вести свои блоги, репортажи. Заметив это, я решила использовать ролевую игру для развития одарённости своих малышей. Ребята выступают в роли экскурсоводов, сами готовят «Репортаж с места событий» о событии или историческом памятнике, как бы проводя заочную экскурсию.
В этом году мы решили снимать экскурсии-видеоролики и одну такую виртуальную экскурсию "Нам есть, кем гордиться, нам есть, что хранить" отправили на наш районный конкурс «Родной свой край люби и знай!», на котором заняли 1 место.
Виртуальная экскурсия "Нам есть, кем гордиться, нам есть, что хранить" показывает, что очень важно сохранить память о Детях - героях Великой Отечественной Войны, чтобы будущие поколения нашей Родины помнили свою историю: чего стоило нынешнее мирное небо над головой и кто есть такие, настоящие герои в этой жизни.
С помощью виртуальной экскурсии мы постарались рассказать о юном герое нашего Апанасенковского района - Ване Ускове, чья воинская доблесть стояла в одном строю с мужеством взрослых, и в свои юные годы он уже осознавал причастность своей судьбы к судьбе Отечества.
Дети – герои ВОВ показали нам на своём примере, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мы с ребятами за активную жизненную позицию, основанную на любви к своей малой Родине, уважении к ее истории, помним и гордимся героями Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.!
Главная идея в моей работе с одарёнными детьми заключается в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников через применение регионального компонента, ведь использование краеведческого материала способствует творческому развитию младшего школьника, формированию у ребёнка патриотизма, особого уважительного отношения к своему народу, осознанию своего места в этом мире и обществе, значение своего района и края в истории и культуре Российского государства, накоплению и систематизации краеведческих знаний, решению задач нравственного, интеллектуального и эстетического развития младших школьников.
Методы моей работы позволяют ребятам саморазвиваться, а подготовка к различным конкурсам и олимпиадам, праздникам и конференциям побуждает развитие коммуникативных компетенций, обучающиеся умеют держать себя на публике, имеют навыки групповой работы.
Мои обучающиеся ежегодно становятся победителями на конкурсах и исследовательских краеведческих, что доказывает эффективность работы по данному направлению.
Список литературы
Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с.
Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации // Российское образование. 2007. № 1.
Новых С. Н. Проектная деятельность как условие развития социальных компетентностей личности // Сибирский учитель. 2011. № 2
Поштарева Т. В. Воспитание с опорой на национальные традиции // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 10.