Опыт работы учителя трудового обучения в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»
Опыт работы учителя трудового обучения Гончаровой Е. Г. ОКОУ «Курская школа» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: в статье рассматриваются специальные интерактивные средства обучения и виды оборудования в обновленной мастерской, способствующие созданию комфортных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599) для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть созданы специальные условия получения образования, все дети должны получать одинаково качественное образование.
В современном мире важным фактором работы с детьми с ОВЗ - их социализация. Для этого в образовательных учреждениях должна быть создана доступная среда с оптимальными комфортными условиями для каждого ученика, сохраняя здоровье учащихся и адаптироваться под конкретные особенности и возможности каждого, включая в себя не только безбарьерный доступ, но и наличие специальных средств обучения.
С 2022 года Курская школа является участником реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», инициированного президентом Владимиром Путиным, направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Его работа в рамках нового нацпроекта «Молодежь и дети».
Одним из факторов создания специальных условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), является организация коррекционно-развивающей среды. Отличным помощником в создании обновлённой коррекционно - развивающей среды для эффективной работы с детьми с ОВЗ стало оборудование, полученное в ходе реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», и позволило обновить материально - техническую базу школы предметной области «Технология».
Применение полученного оборудования, в т.ч. и интерактивного, позволяет оптимизировать педагогический процесс, дифференцировать, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить продуктивность учебной деятельности.
В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» для уроков профессионально-трудового обучения по учебной программе швейное дело приобретено следующее оборудование: мультимедиакомплект (проектор+интерактивная доска+ноутбук) DLP-HDMI, бытовой оверлок JAGUAR 087 DW, промышленная одноигольная прямострочная швейная машина JACK, гладильная доска с электрическим соединителем на металлической основе «Валенсия 2».
В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мною учителем трудового обучения были проведены открытые уроки, мастер-классы, мероприятия и проводятся занятия в обновленной мастерской, используя на уроках новое оборудование.
В ходе занятий широко применяется мультимедиакомплект (проектор, интерактивная доска, ноутбук) DLP-HDMI.
Современная модель интерактивной доски с проектором представляет собой объединение в один рабочий инструмент проектора, широкоформатного сенсорного экрана и персонального ноутбука. На дисплее ноутбука отображается рабочее поле или изучаемый материал, а проектор проецирует картинку на большой сенсорный экран. Он отлично подходит для просмотра всевозможных изображений – слайдов, фотографий, презентаций, фильмов.
Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, интернет-ресурсами. Экран предусматривает прямую проекцию, при которой учащиеся и проектор находятся по одну сторону. Этот тип проекции обеспечивает яркое и красочное изображение. Ученики видят всё происходящее на экране и могут взаимодействовать с ним.
Сметанные срезы деталей изделий учащиеся стачивают и обрабатывают на оверлоке JAGUAR 087 DW.
Оверлок JAGUAR 087 DW - это бытовая краеобметочная швейная машина цепного стежка с использованием четырех нитей, которая выполняет несколько функций: обметывает, срезает края ткани и стачивает.
Оверлок оснащен ножами для одновременной обрезки края ткани в процессе обмётки, что значительно увеличивает эстетичность обрабатываемого края. Одним шагом оверлок обрезает излишки ткани, стачивает и обметывает детали изделия. Все это позволяет учащимся выполнять одну операцию вместо трёх.
Особенностью оверлока Jaguar 087 DW является уникальная система регулировки коэффициента дифференциальной подачи. Благодаря этой системе, обучающиеся получают ровные обметанные и стачанные срезы, что значительно улучшает качество шитья и делает процесс более комфортным и эффективным. Простое и удобное управление оверлоком обеспечивается поворотными переключателями на корпусе устройства, которые позволяют легко настроить оптимальное натяжение нитей.
Встроенная лампа в машине обеспечивает хорошее освещение рабочей зоны, что значительно упрощает работу даже в условиях недостаточной освещенности, что позволяет сохранять здоровье учащихся.
Выполнив ручные работы по обработке срезов изделия, например при обработке срезов швом вподгибку с закрытым срезом далее учащиеся прокладывают машинную строчку на расстоянии 1-2 мм от края внутреннего подгиба, закрепив начало и конец строчки.
Машинную строчку обучающиеся выполняют на промышленной одноигольной прямострочной швейной машине JACK, которая поставляется в комплекте с промышленным столом, что позволяет располагать на поверхности стола все детали изготавливаемых изделий.
Простой и удобный блок кнопочного управления на корпусе машины, позволяет обучающимся с нарушениями мелкой моторики рук свободно выполнять приемы включения и выключения машины.
Автоматические функции: обрезка нити (нажатием пяткой на педаль) и автоматическая система смазки позволяют освободить руки и экономить время.
Рычаг обратного хода — это специальный механизм, который позволяет быстро и легко изменить направление движения иглы и предназначен для закрепления строчки в начале и в конце шва. Он расположен на корпусе швейной машины и имеет удобный размер для детей с ограниченными возможностями здоровья.
LED подсветка – этот светильник обеспечивает отличную подсветку швейного стола, что позволяет работать детям с нарушениями зрения. Благодаря яркому и равномерному свету, можно выполнять пошив изделий в любое время суток без усталости глаз.
Особое внимание необходимо уделить безопасной системе эксплуатации. Все разъемы и штекеры блока управления швейной машиной расположены на задней части машины и защищены крышкой, что соответствует нормам безопасности.
Учащимся нравится работать на промышленной швейной машине JACK, так как она аккуратная и тихая в работе, и имеет низкий уровень вибрации и шума.
Для заутюживания швов и утюжки готового изделия учащиеся использовали гладильную доску с электрическим соединителем на металлической основе «Валенсия 2».
Гладильная доска с плавной регулировкой по высоте, с широкой EURO подставкой под утюг, переносным подрукавником и полкой для белья, а колеса на опорах для удобного перемещения в сложенном виде.
Переносной нарукавник (гладильный рукав) имеет форму узкого прямоугольника с закругленными краями. Конструкция приспособления позволяет легко надевать на него нарукавник (рукав) разной ширины.
Утюжить на мини-доске достаточно удобно. Для этого необходимо натянуть на нее ту часть одежды, которую следует погладить, аккуратно расправить, чтобы на ткани не было складок, и пройтись утюгом. Например, чтобы проутюжить другую сторону нарукавника, достаточно просто перекрутить его. Таким образом ученицы успешно освоили приемы работы утюгом на гладильной доске и съемным нарукавником.
Приобретение современного оборудования, механизмов и инструментов существенно расширило содержание программы с учетом практико-ориентированного подхода.
Оборудование, полученное в ходе реализации регионального проекта «Современная школа», помогает оптимизировать педагогический процесс, дифференцировать и индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития, а также повысить продуктивность учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Комфортная среда в образовательном учреждении позволяет детям учиться, получать знания, сделать правильный выбор профессии и облегчает процесс социализации детей в обществе.
Мнение учащихся по работе на новом оборудовании
Разинькова Олеся 7 класс.
- Мы только недавно стали учиться работать на промышленной швейной машине. Мне очень нравится работать на этой машине, потому что она аккуратная и тихая в работе, можно легко обрезать нитки, нажав пяткой на педаль и легко поднимать лапку с помощью рычага, нажимая на него правой ногой, освободив руки. Еще нравится утюжить изделия на гладильной доске, это очень удобно.
Рубцова Каролина 7 класс.
- Мне понравилось работать на оверлоке. Я недавно начала работать на этой машине. На оверлоке можно сразу обрезать срезы ткани с помощью ножа, соединять детали и обметывать срезы. Хорошо все делать на одной машине. Шов получается ровный и красивый.
Морозова Вероника 8 класс.
- Мне нравится шить изделия на уроках труда. Я хочу после 9 класса пойти учить в училище по специальности «Швея». Люблю шить на промышленной швейной машине, потому что она удобная, тихая, можно ногой регулировать скорость. Нравится обрезать нитки нажатием пятки на педаль, рычаг закрепки удобный, большой, мягкий, а на оверлоке сразу выполнять три операции: обрезать срезы деталей, соединять детали, обметывать срезы.
Васильева Полина 9 класс.
- Мне нравится шить на промышленной швейной машине. На ней работать гораздо легче, чем на бытовой швейной машине, она бесшумная, имеет плавный ход. Очень нравится работать на оверлоке, потому что он сразу обрезает срезы, стачивает детали и обметывает срезы, поэтому на практическую работу времени тратится меньше.
Елена Алексеевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Ивлиева Наталия Алексеевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Елена Владимировна
Елена Гаврииловна Гончарова