12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эдие247
По специальности я Психолог, работаю Заведующей психолого-медико-педагогической комиссии.
Россия, Крым респ.
3

Применение технологий «Из опыта работы школы по внедрению инклюзивного обучения»

«Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того,

жизнь создает для себя школу и приспособляет ее

к своим потребностям и стремлениям».

                                                                                                                         Д.И.Писарев

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

Термин “инклюзия” в переводе с английского языка означает “включенность”. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте.

Инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование – это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.

Из опыта работы МБОУ « Школы-лицея»

Мы практикуем инклюзивное обучение второй год. За это время у нас появилось четыре ученика обучающихся по программе ЗПР, находящиеся в инклюзивных классах.

Три ученика обучаются в начальной школе (2,3 классы), один ученик обучается в пятом классе.

Инклюзивное образование строим в соответствии нормативной базы:

«Конвенция о правах ребенка»

«Конвенция ООН о правах инвалидов»

Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года

Декларация прав ребенка

Программа Доступная среда для инвалидов

Конвенция непрерывного образования

У нас есть свой консилиум ПМПк. В ПМПк принимают участие директор, заместители директора, учителя предметники инклюзивных классов, классные руководители, родители, психолог, учитель-логопед, медсестра. Командный подход к работе. Ученики нашей школы обучаются по адаптированным программам, принимают участие в общешкольных мероприятиях, соревнованиях. Одной из наших задач стоит социализация этих ребят, чтоб они чувствовали себя полноценно включенными в жизнь школы. Ребята взаимодействуют с одноклассниками, которые им всячески помогают, подсказывают. Очень важным аспектом является толерантное воспитание. Ученики с ограниченными возможностями никогда не ощущают злобности, упреков и косых взглядов со стороны. Мы видим результат своей работы, т.к. тесно взаимодействуем с родителями учеников, которые в свою очередь так же занимаются воспитанием детей.

Мы ставим долгосрочную цель и краткосрочные задачи, благодаря которым легко наблюдается динамика работы.

Из опыта работы мы поняли что:

В процессе инклюзивного обучения нужно:

применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;

применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;

уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;

применять способы поэтапного усвоения нового материала;

давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;

предоставлять учащимся большую свободу выбора;

внедрять принципы демократических отношений в школе;

уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;

использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;

исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся;

оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми;

привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность;

опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.

Рекомендации учителям

Учебная программа:

сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);

четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;

акцентирование внимания на задании (например, “Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны”);

предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

Письменные задания

использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;

обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;

дополнение печатных материалов видео и диафильмами;

обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;

Оценка знаний

использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

акцентирование внимания на хороших оценках;

разрешение переделать задание, с которым он не справился;

оценка переделанных работ;

использование системы оценок достижений учащихся.

Для благоприятной социализации детей с ограниченными возможностями следует формировать толерантное отношение социума:

Включение детей в общешкольные культурно-массовые мероприятия;

Организация совместной деятельности родителей и детей;

Создание инклюзивного образовательного пространства для работы с родителями и детьми.

Результаты инклюзии: У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов. Мероприятия направлены на включение ученика. Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков. Педагоги общего преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков. Существуют процедуры оценки эффективности.

Очень важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового образца, дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.