Сотрудничество с родителями: опыт взаимодействия
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные
методы и формы работы»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Каскад"
Сотрудничество с родителями: опыт взаимодействия
(Из опыта работы семейного
семейного клуба «Родительский час»)
Автор: Кузнецова Галина Ивановна,
педагог ДО высшей категории
Березники, 2021г.
Если спросить любую маму, о том, какими бы она хотела видеть своих детей, я уверена, что она скажет: здоровыми и счастливыми. Только вот почему-то понимание этого «счастья» у родителей и детей в большинстве случаев – разное.
В нашем обществе, еще со времен советского государства с его культом образования, сложился стереотип: главное мерило детского успеха – школьные оценки, потом – поступление в престижный вуз, потом – высокооплачиваемая работа. Сейчас, когда вузов стало много и их выпускники – больше не штучный товар, найти работу становится все труднее. Но пока это ничего не меняет. Сомнительный алгоритм «высокие оценки – несомненный жизненный успех» остается непоколебимым.
Российского родителя даже не убедит, что Альберт Эйнштейн плохо учился в школе. Выдающийся физик, учёный, академик, один из создателей водородной бомбы Андрей Дмитриевич Сахаров был тугодумом, и всё делал медленно... Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, фонографа и кинокамеры, в восемь лет ушел из школы, школьные учителя оценивали его умственные способности ниже среднего. Английский математик, физик, алхимик и историк Исаак Ньютон в школе, как известно, был весьма посредственным учеником. Президент США Авраам Линкольн проучился в школе всего пять лет. Английский писатель и драматург Бернард Шоу ушел из школы, потому что она слишком напоминала ему тюрьму. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль был «троечником». Один из самых богатых людей планеты, основатель компании «Майкрософт», Билл Гейтс был отчислен из колледжа за систематическую неуспеваемость. Основатель компании Apple и соавтор культовых iPhone и iPad Стив Джобс тоже не получил высшего образования. Знаменитого режиссера и продюсера, создающего фильмы, ставшие классикой жанра, Стивена Спилберга из-за низких оценок не приняли в университет Южной Калифорнии. Высшее образование он все-таки только 35 лет спустя (однако, настойчив!). Новозеландский режиссер Питер Джексон, автор трилогии «Властелин колец», сам ушел из университета, потому что не хотел «тратить время на какую-то ерунду», а хотел снимать кино.
Это не значит, что всякий неуспевающий ребенок – будущий Эйнштейн или Сахаров. Но тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом – часто бывает очень глубоким ребенком.
Над ребенком «дамокловым мечом» висит еще один стереотип: родителей нельзя подвести, их ожидания надо оправдать.
Но имеют ли право родители требовать от своего ребенка такого подвига? Они говорят: «У нас не получилось, но он-то должен состояться!» И эта их неудовлетворенность, несостоятельность, а иногда и просто желание выделиться в своем кругу («Посмотрите, какой у меня гениальный ребенок! В 3 года может назвать 30 видов динозавров, в 4 – столицы всех государств, а в 5 спутники всех планет Солнечной системы с их диаметрами и орбитами), эти родительские амбиции заставляют ребенка заниматься на ненавистном фортепиано вместо любимого футбола, учить английский язык вместо занятий в кружке «Умелые руки». Но кто ж его (ребенка) спрашивает! Ведь неумело вышитым лоскутком на тусовке или в социальных сетях не похвастаться… Правда, справедливости ради, стоит заметить, что в те же 3 года этот бедный «гениальный» ребенок не умеет здороваться и благодарить за угощение, в 4 не умеет самостоятельно одеваться и умываться, а в семь искренне не понимает, с какой это стати чужая бабушка просит уступить ей место в автобусе!
Со временем этап быстрых успехов проходит, ребенок становится старше, и в большинстве своем он не только не социализирован и не адаптирован в среде сверстников, но и становится «неуспевающим» учеником в школе. Добавьте сюда надломленную в раннем детстве психику, а возможно, и подорванное здоровье, чувство неуверенности в своих силах, глубокое понимание и переживания, что он «не оправдал надежд» родителей, неумение описывать свои эмоции и чувства, неспособность общаться с другими детьми…
Помните, с какого вопроса началась эта статья? Вы хотите ТАКОГО счастья для СВОЕГО ребенка? А если это Ваш ученик?
Вопрос почти риторический. Но именно этим вопросом я задалась еще несколько лет назад. И ответ на него решила искать не в одиночку, а вместе с родителями тех, кому посвятила добрую часть своей жизни – подростков.
И появилась общая идея, может быть не инновационная, но вполне себя оправдавшая за несколько лет – создать семейный клуб «Родительский час».
Это не традиционные родительские собрания, которые положено проводить как минимум два раза в год. Это действительно неформальное объединение родителей и педагогов, которым есть о чем спросить, и есть чем поделиться.
Семейный клуб работает с 2014 года. Тематика встреч определяется в конце учебного года и корректируется в сентябре с учетом пожеланий родителей первокурсников (родители подростков 5-6 класса).
У нас есть «писаные» и «неписаные» правила, которые мы обязуемся и неуклонно стараемся соблюдать. Например, абсолютная добровольность (выбор за родителем – интересна ему сегодняшняя тема или нет). Доброжелательность (встреча участников семейного клуба – не место выяснения отношений, для этого есть индивидуальные или малогрупповые формы). Желание учиться (невзирая на возраст, родительский опыт и социальное положение) и делиться. Конфиденциальность (всё, что произносится на встрече – достояние только этого круга родителей, и не подлежит обсуждению за его рамками). И некоторые другие правила.
Мы с родителями принципиально избегаем слов «собрание», «заседание». У нас всегда «встречи». И на эти встречи я приглашаю специалистов – врачей, психологов, специалистов социальных служб, юристов, профессиональных ведущих-организаторов детских праздников и др. Своим опытом семейного воспитания (не обязательно всегда позитивным) делятся родители одаренных детей, детей с ОВЗ, многодетные родители (в том числе родители, которые когда-то были моими выпускниками, и сейчас у меня занимаются их дети).
Список тем встреч участников
семейного клуба «Родительский час» (2-3 встречи в год)
2014-2015 уч.г.
1. «Родителям о подготовке ребенка к ЕГЭ»
2. «Возможности дополнительного образования в развитии личности ребенка»
2015-2016 уч.г.
1. «Успешный ребенок. Кто он?»
2. Тренинг с психологом: «Повесть о первой любви….» (Психологическая поддержка в сложный для подростка период).
3. «Что читают наши дети? И читают ли вообще?» с приглашением сотрудника городской детской библиотеки.
2016-2017 уч.г.
1. «Мой ребенок – подросток», с приглашением подросткового терапевта, социального педагога, психолога и сотрудника отдела Центра занятости населения г.Березники по работе с учащейся молодежью.
2. «Мой ребенок – курсант МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», что это значит?» с выездом на теплоходе «Юнга Камы» в сосновый бор Огурдино.
2017-2018 уч.г.
1. Мастер-класс для родителей и детей. Тема «Семейный фотоальбом: Фотографии нашего детства».
2. «Вот и стали мы уже взрослыми, открываем новую страницу жизни!» с приглашением специалиста Учебного центра по подготовке и переобучению кадров АО «ВСМПО-АВИСМА», психолога и сотрудника отдела Центра занятости населения г.Березники по работе с учащейся молодежью + небольшой концерт для родителей и с участием родителей.
2018-2019 уч.г.
1. Клуб выходного дня «Вместе за здоровьем!».
2. «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик».
3. «НЕсекреты организации веселого семейного праздника» с приглашением специалиста – организатора детских и семейных праздников.
2019-2020 уч.г.
1. «Болеем и лечимся ПРАВИЛЬНО!» с приглашение руководителя Клиники традиционной медицины доктора А.А.Кравченко.
2. Ток-шоу «Опыт домашнего обучения: пять лет» (опыт семьи Телегиных, два ребенка)
3. «Как помочь ребенку при дистанционном обучении?». (В связи с ограничениями по коронавирусной инфекции проводилась дистанционно)
Опыт взаимодействия, отзывы участников клуба показал важность и необходимость этих встреч. И даже ограничения по ковиду-19 не помешали нам продолжить их, пусть и в дистанционном формате.
Примечание для жюри: Список литературы и источников не указан, так как статья написана из опыта работы. Сведения о знаменитых людях выборочно взяты из Википедии.
Приложение 1. Фотоотчёт о встречах участников семейного клуба «Родительский час»
2014-15 уч.г. Тема «Родителям о подготовке ребенка к ЕГЭ»
2014-15 уч.г. Тема: «Возможности дополнительного образования в развитии личности ребенка» (с участием детей)
2015-16 уч.г. Тренинг с психологом. Тема «Повесть о первой любви….» (Психологическая поддержка в сложный для подростка период), работа по группам)
2016-17 уч.г. Тема «Мой ребенок – подросток», с приглашением подросткового терапевта, социального педагога, психолога и сотрудника отдела Центра занятости населения г.Березники по работе с учащейся молодежью.
2016-17 уч.г. Тема «Мой ребенок – курсант МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», что это значит?», с выездом семей курсантов на теплоходе «Юнга Камы» в сосновый бор Огурдино.
2017-18 уч.г. Мастер-класс для родителей и детей. Тема «Семейный фотоальбом: Фотографии нашего детства».
2017-18 уч.г. Тема «Вот и стали мы уже взрослыми, открываем новую страницу жизни!» с приглашением специалиста Учебного центра по подготовке и переобучению кадров АО «ВСМПО-АВИСМА», психолога и сотрудника отдела Центра занятости населения г.Березники по работе с учащейся молодежью + небольшой концерт для родителей и с участием родителей.
2018-19 уч.г. Клуб выходного дня «Вместе за здоровьем!»
2018-19 уч.г. Тема «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик»: 1. Открытие – песней объединенного объединенного хора обучающихся кружков «Рулевые-мотористы» и «Обучение игре на гитаре».
2. Моё выступление по теме
2019-2020уч.г. «Болеем и лечимся ПРАВИЛЬНО!» с приглашением руководителя Клиники традиционной медицины доктора А.А.Кравченко.
Руководитель семейного клуба
«Родительский час», педагог Г.И.Кузнецова
Юлия Васильевна Воробьева
Кузнецова Галина Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна