Сотрудничество с родителями: опыт взаимодействия

14
3
Материал опубликован 5 March 2021

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные

методы и формы работы»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Каскад"


Сотрудничество с родителями: опыт взаимодействия

(Из опыта работы семейного

семейного клуба «Родительский час»)


Автор: Кузнецова Галина Ивановна,

педагог ДО высшей категории



Березники, 2021г.

Если спросить любую маму, о том, какими бы она хотела видеть своих детей, я уверена, что она скажет: здоровыми и счастливыми. Только вот почему-то понимание этого «счастья» у родителей и детей в большинстве случаев – разное.

В нашем обществе, еще со времен советского государства с его культом образования, сложился стереотип: главное мерило детского успеха – школьные оценки, потом – поступление в престижный вуз, потом – высокооплачиваемая работа. Сейчас, когда вузов стало много и их выпускники – больше не штучный товар, найти работу становится все труднее. Но пока это ничего не меняет. Сомнительный алгоритм «высокие оценки – несомненный жизненный успех» остается непоколебимым.

Российского родителя даже не убедит, что Альберт Эйнштейн плохо учился в школе. Выдающийся физик, учёный, академик, один из создателей водородной бомбы Андрей Дмитриевич Сахаров был тугодумом, и всё делал медленно... Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, фонографа и кинокамеры, в восемь лет ушел из школы, школьные учителя оценивали его умственные способности ниже среднего. Английский математик, физик, алхимик и историк Исаак Ньютон в школе, как известно, был весьма посредственным учеником. Президент США Авраам Линкольн проучился в школе всего пять лет. Английский писатель и драматург Бернард Шоу ушел из школы, потому что она слишком напоминала ему тюрьму. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль был «троечником». Один из самых богатых людей планеты, основатель компании «Майкрософт», Билл Гейтс был отчислен из колледжа за систематическую неуспеваемость. Основатель компании Apple и соавтор культовых iPhone и iPad Стив Джобс тоже не получил высшего образования. Знаменитого режиссера и продюсера, создающего фильмы, ставшие классикой жанра, Стивена Спилберга из-за низких оценок не приняли в университет Южной Калифорнии. Высшее образование он все-таки только 35 лет спустя (однако, настойчив!). Новозеландский режиссер Питер Джексон, автор трилогии «Властелин колец», сам ушел из университета, потому что не хотел «тратить время на какую-то ерунду», а хотел снимать кино.

Это не значит, что всякий неуспевающий ребенок – будущий Эйнштейн или Сахаров. Но тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом – часто бывает очень глубоким ребенком.

Над ребенком «дамокловым мечом» висит еще один стереотип: родителей нельзя подвести, их ожидания надо оправдать.

Но имеют ли право родители требовать от своего ребенка такого подвига? Они говорят: «У нас не получилось, но он-то должен состояться!» И эта их неудовлетворенность, несостоятельность, а иногда и просто желание выделиться в своем кругу («Посмотрите, какой у меня гениальный ребенок! В 3 года может назвать 30 видов динозавров, в 4 – столицы всех государств, а в 5 спутники всех планет Солнечной системы с их диаметрами и орбитами), эти родительские амбиции заставляют ребенка заниматься на ненавистном фортепиано вместо любимого футбола, учить английский язык вместо занятий в кружке «Умелые руки». Но кто ж его (ребенка) спрашивает! Ведь неумело вышитым лоскутком на тусовке или в социальных сетях не похвастаться… Правда, справедливости ради, стоит заметить, что в те же 3 года этот бедный «гениальный» ребенок не умеет здороваться и благодарить за угощение, в 4 не умеет самостоятельно одеваться и умываться, а в семь искренне не понимает, с какой это стати чужая бабушка просит уступить ей место в автобусе!

Со временем этап быстрых успехов проходит, ребенок становится старше, и в большинстве своем он не только не социализирован и не адаптирован в среде сверстников, но и становится «неуспевающим» учеником в школе. Добавьте сюда надломленную в раннем детстве психику, а возможно, и подорванное здоровье, чувство неуверенности в своих силах, глубокое понимание и переживания, что он «не оправдал надежд» родителей, неумение описывать свои эмоции и чувства, неспособность общаться с другими детьми…

Помните, с какого вопроса началась эта статья? Вы хотите ТАКОГО счастья для СВОЕГО ребенка? А если это Ваш ученик?

Вопрос почти риторический. Но именно этим вопросом я задалась еще несколько лет назад. И ответ на него решила искать не в одиночку, а вместе с родителями тех, кому посвятила добрую часть своей жизни – подростков.

И появилась общая идея, может быть не инновационная, но вполне себя оправдавшая за несколько лет – создать семейный клуб «Родительский час».

Это не традиционные родительские собрания, которые положено проводить как минимум два раза в год. Это действительно неформальное объединение родителей и педагогов, которым есть о чем спросить, и есть чем поделиться.

Семейный клуб работает с 2014 года. Тематика встреч определяется в конце учебного года и корректируется в сентябре с учетом пожеланий родителей первокурсников (родители подростков 5-6 класса).

У нас есть «писаные» и «неписаные» правила, которые мы обязуемся и неуклонно стараемся соблюдать. Например, абсолютная добровольность (выбор за родителем – интересна ему сегодняшняя тема или нет). Доброжелательность (встреча участников семейного клуба – не место выяснения отношений, для этого есть индивидуальные или малогрупповые формы). Желание учиться (невзирая на возраст, родительский опыт и социальное положение) и делиться. Конфиденциальность (всё, что произносится на встрече – достояние только этого круга родителей, и не подлежит обсуждению за его рамками). И некоторые другие правила.

Мы с родителями принципиально избегаем слов «собрание», «заседание». У нас всегда «встречи». И на эти встречи я приглашаю специалистов – врачей, психологов, специалистов социальных служб, юристов, профессиональных ведущих-организаторов детских праздников и др. Своим опытом семейного воспитания (не обязательно всегда позитивным) делятся родители одаренных детей, детей с ОВЗ, многодетные родители (в том числе родители, которые когда-то были моими выпускниками, и сейчас у меня занимаются их дети).

Список тем встреч участников

семейного клуба «Родительский час» (2-3 встречи в год)

2014-2015 уч.г.

1. «Родителям о подготовке ребенка к ЕГЭ»

2. «Возможности дополнительного образования в развитии личности ребенка»

2015-2016 уч.г.

1. «Успешный ребенок. Кто он?»

2. Тренинг с психологом: «Повесть о первой любви….» (Психологическая поддержка в сложный для подростка период).

3. «Что читают наши дети? И читают ли вообще?» с приглашением сотрудника городской детской библиотеки.

2016-2017 уч.г.

1. «Мой ребенок – подросток», с приглашением подросткового терапевта, социального педагога, психолога и сотрудника отдела Центра занятости населения г.Березники по работе с учащейся молодежью.

2. «Мой ребенок – курсант МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», что это значит?» с выездом на теплоходе «Юнга Камы» в сосновый бор Огурдино.

2017-2018 уч.г.

1. Мастер-класс для родителей и детей. Тема «Семейный фотоальбом: Фотографии нашего детства».

2. «Вот и стали мы уже взрослыми, открываем новую страницу жизни!» с приглашением специалиста Учебного центра по подготовке и переобучению кадров АО «ВСМПО-АВИСМА», психолога и сотрудника отдела Центра занятости населения г.Березники по работе с учащейся молодежью + небольшой концерт для родителей и с участием родителей.

2018-2019 уч.г.

1. Клуб выходного дня «Вместе за здоровьем!».

2. «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик».

3. «НЕсекреты организации веселого семейного праздника» с приглашением специалиста – организатора детских и семейных праздников.

2019-2020 уч.г.

1. «Болеем и лечимся ПРАВИЛЬНО!» с приглашение руководителя Клиники традиционной медицины доктора А.А.Кравченко.

2. Ток-шоу «Опыт домашнего обучения: пять лет» (опыт семьи Телегиных, два ребенка)

3. «Как помочь ребенку при дистанционном обучении?». (В связи с ограничениями по коронавирусной инфекции проводилась дистанционно)

Опыт взаимодействия, отзывы участников клуба показал важность и необходимость этих встреч. И даже ограничения по ковиду-19 не помешали нам продолжить их, пусть и в дистанционном формате.

Примечание для жюри: Список литературы и источников не указан, так как статья написана из опыта работы. Сведения о знаменитых людях выборочно взяты из Википедии. 


Приложение 1. Фотоотчёт о встречах участников семейного клуба «Родительский час»

t1614928673aa.jpg

2014-15 уч.г. Тема «Родителям о подготовке ребенка к ЕГЭ»


t1614928673ab.jpg

t1614928673ac.jpg

t1614928673ad.jpg

2014-15 уч.г. Тема: «Возможности дополнительного образования в развитии личности ребенка» (с участием детей)


t1614928673ae.jpg

t1614928673af.jpg

t1614928673ag.jpg

2015-16 уч.г. Тренинг с психологом. Тема «Повесть о первой любви….» (Психологическая поддержка в сложный для подростка период), работа по группам)


t1614928673ah.jpg 2016-17 уч.г. Тема «Мой ребенок – подросток», с приглашением подросткового терапевта, социального педагога, психолога и сотрудника отдела Центра занятости населения г.Березники по работе с учащейся молодежью.


t1614928673ai.jpg

t1614928673aj.jpg 2016-17 уч.г. Тема «Мой ребенок – курсант МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», что это значит?», с выездом семей курсантов на теплоходе «Юнга Камы» в сосновый бор Огурдино.


t1614928673ak.jpg 2017-18 уч.г. Мастер-класс для родителей и детей. Тема «Семейный фотоальбом: Фотографии нашего детства».

t1614928673am.jpgt1614928673an.jpg2017-18 уч.г. Тема «Вот и стали мы уже взрослыми, открываем новую страницу жизни!» с приглашением специалиста Учебного центра по подготовке и переобучению кадров АО «ВСМПО-АВИСМА», психолога и сотрудника отдела Центра занятости населения г.Березники по работе с учащейся молодежью + небольшой концерт для родителей и с участием родителей.

t1614928673ao.jpgt1614928673ap.jpg2018-19 уч.г. Клуб выходного дня «Вместе за здоровьем!»

t1614928673aq.jpg2018-19 уч.г. Тема «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик»: 1. Открытие – песней объединенного объединенного хора обучающихся кружков «Рулевые-мотористы» и «Обучение игре на гитаре».

t1614928673ar.jpg2. Моё выступление по теме


t1614928673as.jpg2019-2020уч.г. «Болеем и лечимся ПРАВИЛЬНО!» с приглашением руководителя Клиники традиционной медицины доктора А.А.Кравченко.


Руководитель семейного клуба

«Родительский час», педагог Г.И.Кузнецова


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

ЗдОрово у вас!

5 March 2021

Спасибо, Юлия Васильевна, приезжайте! И Вас покатаем.

5 March 2021

Дорогая Галина Ивановна, поздравляю Вас с победой в конкурсе на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»!

23 March 2021