Статья «Опорные схемы и пиктограммы в обучении истории в среднем звене»
Опорные схемы и пиктограммы в обучении истории в среднем звене
В последнее время быстрый рост объема информации приводит к сжатию учебного материала, повышение емкости знаний, представленный минимальным уровнем содержания. С целью оптимальности процесса обучения, учителя все чаще стараются изложить только суть учебной программы, а остальную её часть ученики должны изучать самостоятельно. Лишь не многие преподаватели применяют инновационные средства обучения позволяющие сократить время конспектирования и отразить при этом все необходимое, что должен узнать и усвоить ученик, сюда относятся опорные схемы и пиктограммы. Позволяющие не только краткое изложение сути учебного материала, но и способствующие облегчению запоминания и воспроизведения необходимой информации.
Установлено, что с помощью органов зрения человек лучше перерабатывает, усваивает и запоминает информацию, в 100 раз больше, чем с помощью органов слуха. Поэтому использование опорных схем и пиктограмм позволяет, максимально используя зрительную память облегчить процесс усвоения нового материала и развить дополнительный интерес к истории.
Опорные схемы – графическое изображение понятий, образов, теоретического материала с минимальным употреблением слов и зашифрованной информации, представленный разнообразным цветом, шрифтом и изложением в логической цепочке.
Можно сказать, что опорные схемы представляют собой чертеж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройство различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и людей на местности 5, с. 118.
Таким образом, представляя собой особую графическую наглядность, они способствуют зрительному закреплению получаемой информации, обличая процесс усвоения материала, перерабатывая его и запечатлевая в долговременную память 1, с. 45.
Основоположником опорных схем в обучении, является В. Ф. Шаталов, который путем применения их на практике в виде нескольких единиц информации в небольшом количестве, продемонстрировал способ облегчения и понимания материала при его запоминании и воспроизведении, что приводит к повышению успеваемости учащихся 9, с. 160.
Весь материл строиться с возможностью неоднократного его использования при работе на уроках, что способствует более глубокому раскрытию, сохранению целостность информации, оперированию не только всем материалом, но и его отдельными частями.
Отсюда можно выделить следующие правила составления опорных схем:
1. единство направления от исходных звеньев к заключительным;
2. четкое отражение информации и суждений;
3. каждое звено схемы, должно быть логически законченным, переход от одного звена к другому должен показать взаимосвязь и вытекающие из него положения. В случае если происходит раскрытие общего положения, то звенья должны быть охвачены общей рамкой.
Таким образом, при составлении опорных схем необходимо учитывать ряд требований, сюда относятся целостность, системность, емкость и краткость содержания, обеспечивая легкость в восприятии и воспроизведении. Во время составления делается акцент на визуальный ряд с краткими текстовыми комментариями, уделяется внимание этапам обучения, степени подготовленности учащихся к работе со схемами.
Выделяют несколько основных типов опорных схем.
Первый тип – технические схемы, обеспечивающие знакомство учащихся с устройством и действиями материальных объектов.
Второй тип – локальные, предназначенные для демонстрации, посредством условных обозначений, расположения и передвижения войск на полях сражений. По своему характеру они схожи с локально схематическим планом, показывающие, статичное расположение материальных объектов и широко используемое в учебниках истории.
Третий тип - логические, способствующие анализу и обобщению необходимой информаций, используемые при изучении причинно – следственных исторических связей и закономерностей. Позволяющие сформировать навыки логического аргументированного ответа.
По функциональности схемы подразделяются
поисковые – графическое изображение в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно познавательные вопросы, ответы на которые позволят учащимся логически мыслить рассуждать, более осознанно усваивать полученные знания;
сущностные - отражающие основную информацию темы, раздела или блока;
образные - конкретизирующие понимание трудных мест в учебном материале;
разъясняющие - обеспечивающие закрепление и систематизацию учебного материала.
Разнообразие указанных выше типов опорных схем позволяет учителю выбирать наиболее приемлемые, с учетом особенной класса, учебного материала.
Таким образом, опорные схемы призваны выявлять основные признаки, связи, взаимоотношения и т. п. Например, при помощи схем можно показать ход событий, этапы развития, реформы, проводимые исторической личностью в определенный период времени и т. п.
Опорные схемы направлены на эффективное решение образовательно – воспитательных задач, способствуют вариативности темпа изучения материала и его структуры, развитию творческой деятельности учащихся, сочетая в себе новые подходы к обучению.
Работа со схемами содержит в себе наличие определенных этапов
1. Анализ текса и объединение его в блоки, для удобства изучения;
2. Оформление листа с опорными сигналами;
3. Подготовка раздаточного материала.
Работы с ОС могут быть разнообразные, от создания информативных символов до плавного перехода к созданию блок – схем с ключевыми понятиями по конкретному уроку, а затем к составлению смысловой части схемы. Каждая часть схемы обозначается сквозными символами и информационными, отражающие главные факты явления, процессы. Раскрывающие взаимосвязь исторических явлений и процессов с помощью стрелок и соподчиненного порядка. В схему возможно включение заданий и вопросов, при ответе на которые учащие используют схемы 8, с. 209.
Для эффективности работы, возможно привлечение к составлению опорных схем учащихся, разделенные на небольшие группы, с целью привлечения их внимания, объединяя методику создания с разнообразными видами деятельности: дискуссия, игра и т. п. Это способствует запоминанию, усвоению и закреплению сигналов – символов. При составлении, ученикам предоставляется полная свобода фантазий, что способствует развитию творческого мышления, умения высказывать свои мысли и мнения 10, с. 149.
Для лучшего запоминания учащиеся получают аналогичное задание домой. Основная работа учащихся со схемами предполагает запоминание, воспроизведение и дешифровку информации, самостоятельную формулировку вопросов по схеме. Умение дешифровки символов в схеме служит показателем усвоения учебного материала, как одной темы, так и раздела. Для лучшего запоминания предлагается отдельные части схемы раскрасить отдельными цветами 7, с. 250.
В начале урока учащиеся повторяют опорную схему, воспроизводя ее по памяти, с целью наилучшего закрепления материала. Опорные схемы, составленные частями, дают возможность отвечать нескольким ученикам по очереди. Возможно воспроизведение данной схемы у доски одним обучающимся, направленное на индивидуальное оценивание знаний, во время проверки домашнего задания у других учащихся иным способом.
Использование ОС на уроках позволяет применять их от вводного до повторительно – обобщающего урока по каждой теме. Для урока обобщение – повторение предусмотрена схема, направленная на акцентирование внимания учащихся на главных понятиях или определениях раздела, с уже ранее используемыми символами, однако стоит учитывать, что схема предполагает сжатое изучение истории, ориентированное на два – три параграфа, то частое применение опорных схем не целесообразно 8, с. 211.
Несмотря на вышесказанное, применение схем на уроке способствует глубокому облегченному пониманию и постепенному изучению темы, с помощью которых даже «слабые» ученики могут пользоваться опорой самостоятельно. Возможно, создание специальных папок с опорными схемами, с указанием необходимого материала и которыми могут воспользоваться ученики в случае затруднения.
Однако стоит отметить, что данную условно – графическую наглядность целесообразно применять, когда ученики обладают умением установления причинно – следственных связей сложных исторических процессов 5, с. 141.
Основные идеи схемы могут быть представлены отдельными блоками, некоторые учащие могут формировать самостоятельно при работе с предыдущими схемами. Например, изучая историю какой – либо страны, мы непосредственно затрагиваем вопросы ее природных условий, хозяйство, особенности населения. Для ответа на которые, ученикам необходимо обращение к предыдущим схемам и знаниям. В заключительной части урока учащиеся переносят символы блок – схемы в тетрадь, записывая основные идеи урока. Показателем усвоения знаний служит дешифровка символов не только данного урока, но и раздела, темы 8, с. 212.
В результате апробации в среднем звене в МКОУ «СОШ №13», составление опорных схем учащимися, осуществлялось совместно со мной, записывая необходимые звенья схемы на доске, а учащиеся в тетради, во время объяснения материала, что способствовало, логическому обоснованию и изложению сути материала. Для экономии времени и места на доске, нередко звенья были представлены в печатном варианте и оформлялись с использованием магнитиков, стрелочки в этом случае изображались мелом графически.
При составлении опорных схем учитывался возраст учащихся, так как для 5 - 6 классов целесообразно использование разнообразных схем, располагающиеся в виде пирамидальной формы, линейной и т. п., для развития интереса и активизации учащихся. При составлении причинно – следственных связей особое внимание уделялось последовательности звеньев, обусловленное заучиванием излагаемого материала, данной категорией учащихся. Для 7 – 9 классов опорные схемы представляли собой, главным образом, сложное схематическое изложение материала.
Опорные схемы позволяют достаточно полно и целостно показать учебный материал, наглядное их использование, обеспечивает последовательное изложение необходимой информации по данной теме, служит опорой при выполнении творческих письменных работ, закрепляя в памяти материал по теме, активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Помимо всего вышесказанного работа с опорными конспектами способствует развитию умения выделять главное в теме, правильно определять и обозначать причинно - следственные связи, воспроизводить материал по составленным схемам.
Пиктограммы представляют собой простейшие рисунки, отражающие важнейшую необходимую для усвоения информацию и благодаря не закрепленности за ними конкретной единицы языка, обладают возможностью интерпретации на любом языке, отражая словосочетания и предложения 4, с. 25.
Знаки должны быть понятными, простыми, доступными и обозначать как конкретные, так и обобщающие понятия.
Можно сказать, что пиктограммы представляют собой простейшие рисунки, отражающие важнейшую необходимую для усвоения информацию и благодаря не закрепленности за ними конкретной единицы языка, обладают возможностью интерпретации на любом языке, отражая словосочетания и предложения 25, с. 203.
Данная наглядность передает смысловую картинку, что облегчает запоминанию учащимися, чем просто текст, воспринятый на слух, знакомит со словом, его значением, развивает речевую память, способствует быстрому обучению связной речи. Пиктограммы – символы, состоящие из элементов доступных ребёнку, обеспечивают легкость в изображении.
Применение пиктограмм наблюдается на всем протяжении истории, начиная с первобытных времен, когда древние люди с целью передачи информации изображали на стенах пещер рисунки. После появления алфавита, пиктограммы употреблялись главным образом для шифровки какой – либо информации. В современное время, чаще рисуночное письмо используется в образовательном процессе для сокращения время конспектирования и активизации работы и интереса учащихся 6, с. 44 .
Пиктограммы, отражают определенные события, представляя собой рисунок, передающий смысл одного предложения, но в совокупности своей, отражающий материал параграфа, где основной задачей является наглядная передача комплекса знаний, сохраняя и отображая целостность материала 2, с. 37.
Использование пиктограмм демонстрирует уровень запаса знаний и представлений учащихся, умение владения материалом и способом его изложения. Например, еще К. Д. Ушинский утверждал «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит», Е.И. Тихеева отмечала, что использование рисунчатого письма способствует активизации внимания детей. Это обусловлено взаимодействием нескольких зрительных образов, способствующие улучшению фиксирования и запоминания информации.
Указанный выше факт обеспечивается путем соединения зрительных образов, что способствует фиксированию учебной информации. При необходимости, учащиеся могут легко вспомнить один рисунок и постепенно воспроизвести в памяти свои знания, что объясняется развитием зрительной памяти, так например, у детей она составляет 75 %, по сравнению со слуховой 14% 3, с. 24.
Применение пиктограмм или рисуночного письма, как и любое средство обучения, имеет достоинства и недостатки. Основным достоинством является минимизация речи педагога, легкая воспроизводимось, активизация класса на уроке, повышение интереса. Использование пиктограмм способствует экономии времени, доходчивому объяснению материала и исторического явления.
Недостатком данного наглядного средства будет являться то, что не все учащиеся способны запомнить иконическое письмо и воспроизвести на уроке.
Работа с пиктограммами весьма разнообразна, так применение пиктограмм можно начинать с объяснения материала, обосновывая по ходу рассказа иконических моделей на доске, далее происходит воспроизведение учащимися в тетради и повторное объяснение рисунков учителем, домашняя работа учеников с пиктограммами и учебником, ответы учащихся по записям в тетради у доски 2, с. 40.
При работе с пиктограммами внимание учащихся фиксируется на необходимом материале, осуществляя анализ и синтез информации, а зрительное восприятие способствует облегчению логическому мышлению. Особенно при синтезе: все вычлененные элементы находятся перед глазами и учащимся легко их запомнить и воспроизвести.
Таким образом, можно выделить следующие основные этапы работы с пиктограммами
1. подробное объяснение материала и изображение его в виде картинок на доске;
2. воспроизведение учащимися в тетради;
3.повторение материала на этапе закрепления нового материала;
4. работа с пиктограммами при подготовке домашнего задания;
5. ответы учеников с помощью конспекта у доски на следующем уроке.
В результате апробации работа с пиктограммами осуществлялась в процессе объяснения нового материала путем изображения и пояснения на доске. Учащиеся воспроизводили данные записи в тетрадях, предлагали свои варианты рисунков, обсуждали и добивались согласования в случае возникновения разногласий, что способствовало активизации класса и формированию интереса к предмету истории.
Повторение рисунков осуществлялось на этапе закрепления изученного материала.
Применение данной наглядности целесообразно в 5 – 6 классах, ввиду своего возраста учащимся более интересен такой вид урока, что приводит к повышению познавательной активности, развитию логического мышления, творческих способностей. Использование рисунчатого письма создает веселую, непринужденную, продуктивную обстановку, учащиеся активно участвуют в беседе, что способствует формированию доверительных отношений, как между учащимися класса, так и учителем.
Пиктограммы отражали словосочетания, определения, полностью предложения, в частности предлоги и наречия. Для разграничения смысл одного вопроса или пункта параграфа, учащиеся изображали разными цветами, для активизации зрительной памяти и долгому закреплению информации. В процессе составления или кодировки происходил детальный разбор материала и привязка к зрительному образу, способствующее расширению процесса мышления. В первую очередь это обусловлено направлением мысли учащихся для самостоятельного поиска изображения рисунков, во вторых рисунчатое письмо способствует формированию устойчивых отношений между языковыми единицами и рисунком, что обеспечивало отражению изображения и информации в единстве.
Для лучшего усвоения и создания «эффекта неожиданности» целесообразно изображать пиктограммы последовательно с логическим их объяснением, что способствует активизации внимания учащихся за развитием событий, изображением пиктограмм и воспроизводимость в тетрадь.
Таким образом, происходит работа слуховой, зрительной, моторной памяти и мышления, осмысления материала.
Зрительное восприятие способствует прочному запоминанию материала, исключая, таким образом, заучивание его учащимися, путем зарисовки в свою тетрадь и воспроизведении при устном ответе, что способствует формированию навыков ассоциативности, образного мышления.
Для лучшего усвоения школьники продолжали работу с пиктограммами дома, при подготовке домашнего задания. Представлявшее собой не только изучение текста учебника, работу с тетрадью, но и выполнение творческого задания, выраженное в виде ответа на вопрос в виде пиктограмм, поиска и записи необходимой информации с использованием данных средств. Происходит осмысление материала и лучшее его запоминание.
Можно сказать, что иконические рисунки служат хорошим средством для изучения предмета и являются прекрасной опорой для ответа учащегося, помогая грамотно сформулировать свой ответ, сделать его более четким, полным и последовательным.
Однако стоит отметить, что применение иконических моделей не может заменить такие средства наглядности, как цветные картинки, портрет, карты и т. п., но данная наглядность выполняет свою определенную функцию, путем отражения исторических процессов, явлений, разъясняя сложные процессы, этапы путем графических изображений.
Таким образом, использование рисунчатого письма обеспечивает восприятие, понимание и довольно быстрое запоминание смысла текста, увлекает и активизирует учащихся, способствует развитию творческих способностей, логическому мышлению, формированию дружеских доверительных отношений между учащимися и учителем, в результате беседы и обсуждении пиктограмм, трансформируя урок в интересное занятие.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать, что опорные схемы и пиктограммы играют существенную роль в образовательном процессе. Применение данных дидактических средств, способствует разнообразию учебной деятельности и облегчению в усвоении материала.
Список используемой литературы
Л. Кожухов «Слово – слово – слово». Технология укрепления дидактических единиц в преподавании истории (на основе опорных конспектов) Текст // Учитель года. – 2003. - № 7.
Литвинов А.В. Из тьмы веков приходит образ Текст // Народное образование. – 1993. - № 3.
Логунова Н. П. Использование пиктограмм для обучения учащихся Текст// История и школа. – 2010. - № 12.
М. Петренко. Использование пиктограмм в речевом развитии и развитие мыслительных процессов в работе с детьми. Электронный ресурс www/ http://ped-kopilka.ru/ . Дата обращения 30 апреля 2014 г. 0:05 ч.
Методика преподавания истории в школе Текст: новая технология личностно – ориентированного исторического образования. – учебное пособие / В. В. Шоган. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 475 с.
Мыскин В. А. Пиктограммы и игры на уроке истории Текст // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 6.
П. И. Педкасистый Педагогика Текст.: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе Текст: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 240 с.
Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого Текст / В. Ф. Шаталов. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 2006. – 159 – 167 с.
Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого Текст // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.