12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шурыгина Ксения Сергеевна56
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
5

Статья «Дидактическая игра как средство педагогического контроля на уроках математики в среднем звене общеобразовательной школы»

К.С. Шурыгина

Учитель первой кв. категории

МАОУ СОШ № 105,

г. Екатеринбург, РФ,

E-mail: shurygina-kseniya@ya.ru

 

Дидактическая игра как средство педагогического контроля на уроках математики в среднем звене общеобразовательной школы

Аннотация

В статье описаны результаты опытно-поисковой работы по применению дидактической игры на этапах контроля и оценки знаний. Рассмотрена сущность дидактических игр и взгляд на данную форму работы учителей математики. Приведены примеры индивидуальных бланков для обучающихся среднего звена, используемые на этапе контроля и оценки знаний.

Ключевые слова: дидактическая игра, педагогический контроль, уровень обученности, ФГОС.

Системно-деятельностный подход является основой для реализации ФГОС, что указывает на необходимость увеличения практической составляющей образовательного процесса, без ущерба для фундаментальных знаний.  Особое внимание уделяется контролю и оценки знаний, что требует от педагога перехода от репродуктивных заданий к продуктивным. Теперь, по мимо привычных контрольных работ, следует проводить метапредметные диагностические работы, требующих от обучающегося не только познавательных, но регулятивных и коммутативных действий.

Таким образом, учителю для успешной реализации ФГОС необходимо выйти за рамки традиционных форм контроля (письменные работы, устные опросы и др.).Педагог имеет возможность использовать любые формы и средства при проведении текущего контроля, это дает большое пространство для творческого подхода к обучению. Одной из таких форм организации учебной деятельности может выступать дидактическая игра.

Дидактические игры впервые разработаны для школьного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начальной школы – О. Декроли в начале ХХ века. В середине прошлого века дидактические игры стали применяться в отечественной педагогической практике, сначала только в начальных классах, а позднее – и в средних, и в старших. Специфическим признаком дидактических игр является сочетание условного игрового плана деятельности обучающихся с ее учебной направленностью. Ограничены во времени, все подчиняются определенным правилам [6].

Педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и другие считали, что дидактическую игру не только нужно, но и необходимо применять в учебной деятельности. Игра дает возможность представлять учебный материал в совершенно новом виде. Такой урок не похож на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на уже известные факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. С возрастом потребность в игре не исчезает, меняется лишь характер и уменьшается время, которое ей уделяется. По мнению К.Д. Ушинского, «сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». Игра должна быть не просто занимательной, а органически сочетаться с серьезным, напряженным трудом, т.е. не отвлекать от учебы, а способствовать интенсификации умственной деятельности. В связи с этим игры, используемые на уроках математики, должны отвечать следующим требованиям[4]:

  • Игра должна соответствовать теме и цели учебного занятия;
  • Игра должна способствовать углублению, расширению и закреплению знаний учащихся, а также игра должна способствовать развитию умственных способностей и быть в достаточной мере занимательной, интересной;
  • Соответствовать возрастным особенностям, быть доступными, обеспечивая постепенное усложнение операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации;
  • Способствовать воспитанию целеустремленности, упорства в достижении цели, коллективизма, взаимовыручки.

Таким образом, сущность дидактической игры – это обучение через игровую деятельность.

Но, к сожалению, дидактическая игра как средство обучения в среднем звене занимает далеко не лидирующие позиции, несмотря на то, что игровые технологии активно развиваются и внедряются в образовательный процесс. Считается, что игровой вид деятельности характерен для обучающихся начальной школы, а начиная с 5го класса ведущей становится учебная деятельность. Отношение учителей к игре, как к несерьезному занятию, которое, к тому же, требует много личного времени на разработку игровых материалов для урока. Из-за сложности подготовки, многие учителя даже не берутся за организацию подобных мероприятий.

Так же имеет место одностороннее понятие дидактической игры педагогами. При просьбе перечислить виды игр на уроках были озвучены такие варианты: викторина, математическая гонка (эстафета), КВН и др. предполагающие групповую деятельность.

Для определения места дидактической игры в образовательном процессе, в частности на этапах контроля и оценки знаний, был составлен опросник для учителей математики общеобразовательных школ. Для его создания использовались googlе формы, что позволило опросить 55 математиков школ России[7].

В опросе приняли участие учителя математикис разным стажем работы, из них 36,4% опрошенных имеет стаж более 20 лет. Оказалось, что 12,7% учителей, вообще не использует дидактическую игру в процессе обучения, 36,4% применяют игру 1-2 раза в месяц, а 30,9% один раз в четверть и только 20%  использует данный вид организации учебной деятельности 1-2 раза в неделю. Наиболее распространено мнение, что дидактическую игру уместно применять на уроках обобщения и систематизации знаний, так ответили 64% опрошенных, а вот применение игр на уроках контроля считают неуместным 41,2% респондентов, при чем 28,3% считают такую замену традиционным формам контроля недопустимой. Тем не менее, данный вид учебной деятельности 47,2% математиков считают эффективным.

На основании анализа поученных результатов можно сделать вывод, что дидактическая игра на уроках математики применяется редко, при контроле и оценки знаний практически не используется, но, тем не менее, большинство респондентов считают, что игру при контроле использовать можно. То есть это та категория учителей, которая готова принять новые методики в обучении.

Отсюда возникла идея провести опытно-поисковую работу целью которой стало выявление, определение и обоснование возможности применения дидактической игры в качестве контроля и оценки знаний обучающихся на уроках математики в среднем звене.

Что, по предположению, должно было привести к повышению уровня обученности по предмету и дать возможность оценить уровень сформированности всего спектра универсальных учебных действий.

Основная задача уроков контроля и оценки:

  • выявить уровень владения материалом по данной теме.
  • получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе,
  • формирование у обучающихся умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути его совершенствования и преодоления.
  • определение эффективности используемых методов, форм и способов учебной деятельности.

Цель учителя: определить уровень сформированности у обучающихся теоретических и предметных знаний по изучаемой теме.

Цель учащихся: определить собственные достижения и трудности, связанные с выполнением учебных действий в рамках изучаемой темы.

Формы урока контроля и оценки знаний:

  • зачетный урок;
  • урок в виде викторины;
  • урок-конкурс;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческий отчет;
  • контрольная работа;
  • собеседование;
  • игра-квест
  • урок с использованием дидактических игр

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний и других УУД.

В течение 2016-2017 учебного года были проведены различные контрольные мероприятия в 5 классе. Для того чтобы полученные данные были наиболее точны, традиционная и игровая форма контроля проводились в рамках одного учебного занятия.  На начало урока обучающимся предлагалась игровая форма работы, а в конце занятия давалось задание для проведения контроля знаний в традиционной форме. Таким образом, были получены равные условия для проведения констатирующего и формирующего эксперимента опытно-поисковой работы.

После чего был подсчитан уровень обученности класса по каждой тематической единице, т.к. это один из показателей результативности обучения.

Говоря об оценке уровня обученности, была использована следующая методика расчета (ax+by+cz):n*100, где n – количество учащихся, x, y, z – соответственно общее количество отметок «5», «4», «3» в классе.

Поскольку, для проведения контроля знаний по разным темам, в качестве педагогического средства была использована дидактическая игра. Рассмотрим некоторые из них.

 

Пример №1 «Математическая раскраска».

Математическая раскраска относится к индивидуальной игре.

Математические раскраски – это черно-белые изображения различной тематики, на которых изображены арифметические действия разной сложности.  Материал можно подбирать как для мальчиков, так и для девочек. Содержание материала подбирается в зависимости от изучаемой темы. Объединение игры и математики для проведения контроля знаний всегда будет интереснее, чем традиционная форма контроля. 

Была проведена работа по распределению раскрасок на соответствующие разделы математики, изучаемые в пятых классах:

  • Сложение и вычитание натуральных чисел
  • Умножение и деление натуральных чисел
  • Степень числа
  • Сложение и вычитание дробей
  • Умножение и деление дробей

Учебная задача: определить уровень сформированности вычислительных навыков.

Игровая задача: раскрасить изображение в соответствии с номерами, присвоенными каждому цвету. Принцип математических раскрасок в том, что в каждой пустой области прописан пример или математическое выражение, которое необходимо решить. Получившийся ответ соответствует определенному цвету, которым и нужно закрасить эту область.Пример бланка раскраски представлен на рисунке 1[1].

К минусам данной формы работы можно отнести желание обучающихся отгадать нужный цвет, отсутствие у обучающихся цветных карандашей. А так же, желание сверить цвета с соседом по парте и др. Что может сказаться на объективности выставляемой отметки. Поэтому, перед началом работы с математическими раскрасками, педагог должен подготовить не только раздаточный материал, но и иметь набор цветных карандашей, на случай неготовности обучающегося к занятию.

 

 

Рисунок 1 – математическая раскраска

 

 

Пример №2  «Добрые пожелания».

Тема: координатная прямая.

Игра предназначена для контроля умений обучающихся отмечать координаты точек на координатной прямой. 

Работа индивидуальная, но материал раздается на пару обучающихся.       

Учебная задача: правильно расставить точки на координатной прямой

Игровая задача: прочитать слово, получившееся из наименований точек с заданными координатами.

Таким образом, каждая пара обучающихся после выполнения задания составляет пожелание из получившихся слов.

Таблица 1 – Пример вариантов работы «Добрые пожелания»

Минусы данной формы в том, что обучающиеся могут попытаться составить слово из букв, без попытки выполнить решение.

 

Пример №3 «Я - учитель».

Тема: линии

Игра предназначена для контроля и оценки знаний обучающихся по теме линии.

Учебная задача: расставить соответствие между рисунком и названием линии при помощи стрелок.

Игровая задача: проявить себя в роли учителя, найти ошибки в работе «двоечника» и выставить отметку.

Обучающиеся с особым вниманием и интересом относятся к заданиям такого типа, поскольку игровая ситуация меняет их социальную роль.

Пример бланка работы представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 – «Линии»

 

Пример №4 «Кроссворд».

Тема: «Четырехугольники»

Учебная задача: ответить на теоретические вопросы.

Игровая задача: составить кроссворд.

Ход игры: обучающимся предлагается составить кроссворд по вопросам приведенным в задании.

 

Вопросы к кроссворду:
1. Фигура, у которой из вершины выходят два луча.

2.Такой треугольник имеет один прямой угол.
3. Фигуры, которые совпадают при наложении.
4. Бесконечная линия, без начала и без конца.
5. Сумма длин всех сторон.
6. Прямая, ограниченная точками.
7. Единица измерения углов.
8. Их у треугольника три, а четырехугольника четыре.
9. Треугольник с тупым углом.
10. Фигура, у которой три угла.

После проведения экспериментов были сделаны соответствующие расчеты. В таблице 2 представлены результаты уровня обученности по разным темам после использования разных форм контроля.

Таблица 2 – Сравнительная таблица уровня обученности

Темы

Результаты констатирующего эксперимента

(традиционная форма контроля)

Результаты формирующего эксперименты (дидактическая игра как средство контроля)

1

Линии

74%

85%

2

Окружность и круг

68%

75%

3

Сравнение чисел. Двойное неравенство

55%

69%

4

Координатная прямая

65%

71%

5

Комбинаторные задачи

53%

62%

6

Сложение и вычитание натуральных чисел

58%

73%

7

Умножение и деление натуральных чисел

61%

65%

8

Задачи на движение

53%

60%

9

Степерь числа

55%

60%

10

Задачи на движение по реке

50%

59%

11

Вынесение общего множителя за скобки

62%

66%

12

Градус, транспортир, измерение углов

65%

70%

13

Построение углов заданной градусной меры с помощью транспортира

63%

75%

14

Многоугольники

55%

59%

15

Делители и кратные

47%

51%

16

Простые и составные числа

58%

60%

17

Признаки делимости на 10,5 и 2

66%

69%

18

Признаки делимости на 9 и 3

53%

56%

19

Классификация треугольников по сторонам и углам

62%

63%

20

Прямоугольники

52%

66%

21

Площади фигур

52%

54%

22

Изображение дробей на координатной прямой

59%

55%

23

Сокращение дробей

59%

62%

24

Сложение и вычитание дробей

50%

52%

25

Умножение и деление дробей

60%

62%

26

Столбчатые и круговые диаграммы

76%

79%

 

На рисунке 3 приведен сравнительный анализ результатов представленных в таблице 2

Рисунок 3 – Уровень обученности по каждой тематической единице

На графике видно, что сдвиг результатов по разным темам действительно произошел, но чтобы убедиться в том, что результат не случаен, были проведены расчеты при помощиТкритерия Вилкоксона.

В соответствии с Т-критерием был выявлен положительный сдвиг в уровне обученности по каждой теме у обучающихся 5  класса, где эмпирическое значение попало в зону значимости, что говорит нам о том, что применение дидактической игры на уроках контроля и оценки знаний  является результативным и эффективным.

Таким образом, выдвинутое предположение о том, что положительная динамика повышения уровня обученности при проведении контроля будет тогда, когда в качестве средства контроля будет использована дидактическая игра подтвердилось.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Бланк раскраски http://moi- raskraski.ru
  • Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
  • Горностаев, П.В. Играть или учится на уроке/ Математика в школе, 1999.
  • Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике: Учебно-методическое пособие для студентов математических специальностей/ Е.С. Петрова. – Саратов: Издательство саратовского университета, 2004. (27)
  • Усова, А.П. Игровая деятельность и ее роль в обучении и воспитании детей школьного возраста/А.П. Усова. – М., 2007.–192с.
  • Формирование интереса к учению у школьников/ под ред. А.К. Маркова. - М: Просвещение, 1986. (36)
  • Электронный ресурс «Опрос для учителей математики» https://docs.google.com/forms/d/1kNI9yJBuU0s1Oyxf_H972snE6p6UpixKxLJ7cGqIfOo/edit#responses

 /data/files/b1523343501.docx (Статья)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.