Задания на тему «Опорные сигналы и опорные конспекты на уроках истории» (6–11 класс)
Исторический материал, изложенный в учебниках только посредством слов и предложений, читается учащимися с меньшей охотой и усваивается с большими трудностями, чем тот же материал, но включающий в себя схемы, графики, рисунки, знаки, символы.
Для читателей всегда более интересно, то что подкреплено наглядностью. Это происходит потому, что у большинства людей зрительное восприятие является главным. Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем например, от уха к мозгу. Но ведь и сплошные тексты тоже читаются глазами? Но в таком случае контуры знаков и слов не воспринимаются зрительно. В отношении же рисунков, схем, знаков глаза «поступают» по другому: они могут запомнить все, что характеризует изображения.
Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но когда математик В.Ф. Шаталов, предложив свои опорные сигналы, попытался распространить сферу их применения на другие школьные дисциплины, реакция последовала весьма неоднозначная. И дело не только в том, что работе с ними он придал качественно новое содержание. Предложенный им способ работы с опорными конспектами был представлен (вольно или невольно) как чрезвычайно эффективный и универсальный. Обязательный набор операций в строгой последовательности становился главным условием успеха. Перечень необходимых действий был прост и понятен, и свои силы захотелось попробовать многим.
Как-то быстро уверовали едва ли не в магическую силу алгоритма. Ведь благодаря ему могли исчезнуть презираемые всеми тройки (не говоря уж о двойках)! Однако довольно скоро стало ясно, что те результаты, которые были заявлены, в реальной практике преподавания достигаются отнюдь не всеми.
С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание. Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного), а любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.
Система опорных конспектов для нас интересна тем, что: позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории".
Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту
компетентности и учителей, и учащихся.
Ключевыми понятиями этого метода являются:
опора – помощь и поддержка в чем- нибудь
конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего – нибудь
сигнал – то, что служит толчком к началу какого- нибудь действия
пиктограмма – условный рисунок с изображением каких – либо действий, событий, предметов
знак – предмет, изображение, метка, служащие для обозначения чего-либо
символ – предмет, действие, служащие условным обозначением какого – либо понятия, идеи
С целью максимального использования зрительной памяти в учебном процессе и развития дополнительного интереса к изучению истории, можно ввести условные знаки, обозначающие конкретные знания.
самодержавие красная армия революция религия
Целесообразно использовать общепринятые обозначения и сокращения знакового порядка: РФ (Российская Федерация); СССР (Союз Советских Социалистических Республик); СНГ (Содружество Независимых Государств); НАТО (Североатлантический блок); ВПК (Военно – промышленный комплекс); ООН (организация Объединенных Наций); ФСБ (Федеральная служба безопасности.
По конкретной теме ученикам задается домашнее задание разработать опорные сигналы. У них фантазия зачастую не беднее учительской. Уже на стадии придумывания изображений они и тексты читают, и формы знаков запоминают, что уже является хорошим началом в изучении курса.
Когда опорные сигналы готовы, начинается разработка опорного конспекта.
Опорные конспекты могут носить тематический, обобщающий и содержательно – хронологический характер.
Тематический опорный конспект рассчитан на изучение конкретной темы курса истории.
Обобщающий опорный конспект может включать содержание раздела изучаемого курса
Содержательно – хронологический опорный конспект чаще всего составляется по векам, царствованиям