Опорный лист по теме «Третий закон Менделя»

12
6
Материал опубликован 26 January 2022 в группе

Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя (закон независимого рапределения признаков)

     При дигибридном скрещивании организмы отличаются по двум парам признаков. Гены, определяющие цвет и форму горошин, неаллельные. Попробуйте в хромосомном изображении представить расположение генов в хромосомах, прочитав ещё раз определение аллельных генов. Почему гены, определяющие цвет и форму горошин, можно назвать неаллельными?

Для скрещивания Мендель брал дигомозиготные организмы по доминантному и рецессивному признакам

А- ген, определяющий желтую окраску

а – ген,определяющий зелёную окраску - это первая пара признаков

В – ген, определяющий гладкую форму

В – ген, определяющий морщинистую форму

P фенотип жёлтая гладкая  х  зеленая морщинистаяГенотип ААВВ х аавв Сколько сортов гамет и каких у этих организмов?

Гаметы  ……

F1 Генотип ……………………………….

Фенотип …………….                             Снова ………………………………… гибридов


Р фенотип        ж.гл    х     ж.гл

Генотип ……………             ……………           Вспомни гипотезу чистоты гамет и примени

Гаметы    ........  ........ ..........  ...........  ( у обоих организмов одинаковы)

   



Ав

АВ


АВ


ААВв













ав





Запиши в таблицу гаметы и возможные генотипы и фенотипы гибридов второго поколения

Обрати внимание на первую строчку из четырёх генотипов.

Какие они? ………………… А фенотип ? ………………………………

А теперь надо проследить расщепление по фенотипу:

Ж.гл………. Ж.м………….. З.гл ………….. З.м. ………….

Осталось вывести 3 закон Менделя. Для этого посчитаем отдельно соотношение по цвету и форме горошин, т.е, сколько получилось зелёных и жёлтых, гладких и морщинистых семян

Ж -…….. : З………. - ………….. Гл………. : М………….

(Так можно анализировать наследование признаков отдельно по каждому признаку при решении задач на дигибридное скрещивание)

3 закон Менделя – наследование по каждой паре признаков идёт независимо от других пар признаков.

        Понятно почему? Если нет, то нарисуйте 2 пары гомологичных хромосом, обозначьте в них аллельные гены. Теперь выделите неаллельные гены. В каких хромосомах они лежат? В разных!!!!

        А теперь решаем задачу

Какое потомство можно получить от скрещивания гетерозиготного чёрного быка со сплошной окраской головы с рыжей белоголовой коровой, если она гетерозиготна по гену белоголовости? Чёрная масть и белоголовость – доминантные признаки






























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Евгений Алексеевич, благодарю за публикацию! Оформление замечательное! Отличная помощь для коллег, особенно для начинающих!

26 January 2022

Спасибо, Раиса Поликарповна! Но при загрузке кое-что сбилось, получилось немного не так. Но главное, что это хорошая помощь ученику. Я своих прошу перед занятием сделать распечатку, а потом по ней работаем, заставляю их думать

26 January 2022

При скачивании вордовского документа всё сохраняется, как надо! Важно, что ребята сами пишут, подключают тактильные рецепторы!

26 January 2022

Согласен с Вами! И при этом экономится время для решения задач

26 January 2022

Спасибо за разработку, Евгений Алексеевич! Полезный и нужный материал даже для учителя с опытом. Воспользуюсь на следующий год... обязательно. В этом году уже изучили эту тему.

27 January 2022

Спасибо, Нина Ивановна! Я очень рад!!!

27 January 2022