Урок географии «Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей»
Урок открытия нового знания по географии на тему
«Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей»
___________________________________________________________________________________________________________
«Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей»
Ф.Бэкон
Тема | Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | ||
Методы обучения | По источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, практический. | ||
Цели | Образовательная цель: определить суть понятия «особо охраняемые природные территории», выделить виды и определить роль этих территорий в охране природы; сформировать программные знания и умения на уровне знания, понимания, применения. Деятельностная цель: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации с целью выделить главное в теме. Развивать умения определять понятия. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | ||
Задачи | 1. На основе своего жизненного опыта и приобретённых ранее знаний определить значение биологических ресурсов в жизни Земли. 2. На основе материала учебника (стр. 113-114) сформулировать понятие ООПТ. 3. Выделить виды ООПТ, определить общее и различие данных видов, составив диаграмму Венна. 4. Познакомиться с ООПТ Уральского региона, используя материал презентации. Обозначить на карте границы заповедников. 5. Проверить усвоение нового знания через выполнение контрольного задания с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. | ||
Основное содержание темы, термины и понятия | Биологические ресурсы, особо охраняемые природные территории, заповедник, биосферный заповедник, национальный парк. | ||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Познакомиться с классификацией особо охраняемых природных территорий (ООПТ); уметь раскрыть понятие «особо охраняемые природные территории», определять виды и роль этих территорий в охране природы; уметь работать с картой. | Регулятивные: - формулирование темы, цели урока; - постановка учебных задач, нацеливание на успешную деятельность; - умение принимать и сохранять последовательность действий по достижению цели; - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном (контроль); - умение различать способ и результат действия; - умение контролировать своё время и управлять им; умение оценивать свою деятельность (самоконтроль); - инициативность и самостоятельность в учебной деятельности. Познавательные: - осуществление расширенного поиска необходимой информации из разных источников; - осуществление фиксации выборочной информации в диаграмме Венна, овладение основами поискового чтения; - умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - умение устанавливать аналогии; - осуществление подведения под понятие; выдвижение гипотез и организация исследований с целью их проверки; - развитие пространственного мышления. Коммуникативные: - совершенствование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - проявление инициативы при решении проблемной ситуации; - умение принимать различные точки зрения и стремление к координации позиций; - формулирование собственной позиции; - умение брать на себя инициативу при организации совместного действия; - управление своим поведением и поведением партнёра при работе в паре (группе), приход к общему решению в совместной деятельности; - построение понятных для партнёра высказываний; - умение владеть монологической и диалогической формами речи; - умение задавать вопросы; - продуктивное содействие решению конфликтов; - следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам; - осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи. | Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Осознание границ собственного знания и незнания. Знание основ экологической культуры, формирование бережного отношения к природе, её богатствам, гордость за свою Родину. Формирование потребности в активной жизненной позиции, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды. Формирование самооценки, взаимооценки |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
Организационный этап Создать условия для возникновения потребности у обучающихся к учебной деятельности: комфортная обстановка, проверка готовности к работе. | - Приветствие обучающихся; - определение отсутствующих; - определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. - Я рада видеть вас. Урок сегодня не совсем обычный. | Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку. | Ф |
Этап мотивации к учебной деятельности (подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала). Осуществить контроль качества выполнения ДЗ, воспроизвести и зафиксировать знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, активизировать мыслительные операции. | Что мы изучали на прошлом уроке? Каковы же последствия воздействия человека на окружающую среду?
| Отвечают. Говорят о негативном воздействии человека на природу, проводят примеры (если обучающиеся назовут и позитивное воздействие, это нормально, но разговор необходимо сосредоточить затем на негативных последствиях).
| Ф |
Этап актуализации знаний, определение темы и цели урока. Подвести обучающихся к необходимости введения нового знания. | Какая же проблема возникает в связи с этим? А что предпринимают жители земли, чтобы помочь природе? |
Как уберечь живые организмы на Земле. Проблема сбережения природной среды. Опора на опыт обучающихся. (Скажут о заповедниках). | Ф И |
Этап открытия нового знания. Организовать коммуникативное взаимодействие через выполнение конкретных заданий. Результатом данной работы должно стать открытие новых знаний. | Слайд 1. Карта особо охраняемых природных территорий. (Если скажут о заповедниках, продолжить так: «Именно об этих территориях идёт речь в загадке». Если не скажут: «Отгадайте загадку».) На этой территории животные живут, Они здесь не боятся, что люди их убьют. Пространство охраняется, и безопасно тут Скажите же, ребята, как те места зовут? После того, как посмотрят карту, вопрос: - Почему выделенные территории обозначены разным цветом? Чтобы ответить на мой вопрос, поработаем с материалом учебника и презентацией. Стр. 113-114. Вопросы к тексту: Как называются территории, созданные для защиты растений и животных? С какими видами ООПТ мы познакомились в учебнике? Что такое биосферный заповедник? Что такое национальный парк? Так какова же тема нашего урока? Ребята, есть еще два вида ООПТ, с которым мы должны познакомиться – это заказник и памятник природы. Как вы думаете, почему они так называются? (Работа с презентацией). |
Обучающиеся рассматривают карту. Высказывают свои соображения. (Вероятно, выскажут соображения, что территории эти разные по назначению, охраняемым объектам и т.д.) Работа в парах. Дети скажут: «Особо охраняемые территории», учитель уточнит «ООПТ». Выводы в тетрадь писать после обсуждения. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей (Тема записывается в тетрадь). Обучающиеся записывают определения заказник и памятник природы в тетрадь. | П |
Проверка понимания и первичное закрепление нового материала. Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный сигнал, схему, таблицу, материалы раб. Тетради и др. | Учитель предлагает обобщить материал, составив диаграмму Венна. | Учащиеся продолжают работу в парах. Результаты работы обсуждаются, проговариваются. Работа обучающихся совместно оценивается по критериям: сравнение проведено полно, отмечены общие черты и различие видов ООПТ. | П |
Этап применения знаний и умений. Проверить уровень усвоения нового знания и умения его применять. | Вы познакомились с различными видами ООПТ. Сейчас мы с вами более подробно остановимся на ООПТ Уральского региона. Краткая характеристика ООПТ Уральского региона, слайд 6-17 | Работа с картой стр. 48. С помощью ручки красного цвета необходимо выделить границы и закрасить заповедники. | И |
Этап контроля и самоконтроля. Организовать контроль в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания. | Теперь заключительный этап нашей деятельности. Я предлагаю работу с контрольным заданием слайд 18 Проверить с помощью ключа и поставить себе отметку слайд 19 | Работают с информацией. Контролируют свои действия. Выставляют себе отметку. | И |
Домашнее задание. Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З. | Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию. Сделать творческую работу (стенгазета, буклет, рисунок) по одному из заповедников России (самостоятельно или в группе, группа не более 4 человек). | Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы | И |
Рефлексивно-оценочный этап Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом, оценивание обучающимися своей роли в уроке, своего самочувствия, удач и достижений. | Сегодня была плодотворная работа. Мы познакомились с понятием особо охраняемая природная территория, узнали их виды и роль в защите окружающей среды Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого. Выставляются итоговые отметки за урок. А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения: Сегодня я узнал…………….. Я удивился………………. Я хотел бы………………. Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но к концу подошел наш урок. Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо! | Учащиеся включаются в беседу с учителем. Делают свои комментарии по работе своей пары и других пар. | Ф |
Название этапа урока | Организационно-мотивационный этап | |||||||
Основная задача этапа | Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения. | |||||||
Содержание этапа | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | ||||||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | ||||||
- приветствие обучающихся; - определение отсутствующих; -определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. - Я рада видеть вас. Урок сегодня не совсем обычный. | | | Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку. УУД: самоопределение; нравственный выбор. | | ||||
Название этапа урока | Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала | |||||||
Основная задача этапа | Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений). | |||||||
Содержание этапа | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | ||||||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | ||||||
- Мы продолжаем изучение особенностей природы России. Воздействия человека на окружающую природную среду привели к сокращению живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по сохранению живых организмов на Земле является организация охраняемых природных территорий (ООПТ). Слайд 1. Карта особо охраняемых природных территорий. - Может быть, поможет загадка. На этой территории животные живут, Они здесь не боятся, что люди их убьют. Пространство охраняется, и безопасно тут Скажите же, ребята, как те места зовут?- Посмотрите на заповедники. Биосферные заповедники. - Еще одна подсказка. Обратите внимание на заповедники биосферные, как вы думаете, почему они так называются? Национальные парки. Обратите внимание на национальные парки, как вы думаете, почему они так называются? - Итак, делаем вывод о том, какая тема нашего урока. | | Вступают в диалог с учителем - дают ответы на поставленные вопросы. Учащиеся высказывают свои предположения в качестве вывода; аргументируют свои мысли; совместно формулируют тему урока и задачи. УУД: коммуникативные; познавательные | Учащиеся слушают информацию; осмысливают. УУД: самоопределение; нравственный выбор. |
| ||||
Тему урока мы определили. Наша задача рассмотреть особо охраняемые природные территории, определить их виды и роль в защите природы. Сейчас давайте посмотрим на план урока, в соответствии с которым будем знакомиться с ООПТ. (слайд 2) | Учащиеся изучают информацию, которая дана на слайде. | | Учащиеся слушают информацию; осмысливают; запоминают. | | ||||
Название этапа урока | Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений) | |||||||
Основная задача этапа | Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность. | |||||||
Содержание этапа | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | ||||||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника (параграф 19). На интерактивной доске таблица (диаграмма Венна) Слайд 3 Ребята, есть еще два вида ООПТ, с которым мы должны познакомиться – это заказник и памятник природы. Как вы думаете, почему они так называются? Зака́зник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. Слайд 4 Памятники природы – это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево. слайд 5 | Работа с текстом учебника УУД: предметные | Самостоятельно работают с информацией Организуют учебное сотрудничество в паре; распределяют работу; ставят цели, задачи. Учащиеся, выполнив задания, совместно с учителем обсуждают полученные данные УУД: познавательные; регулятивные; коммуникативные | Развивают мышление, внимание; контролируют результат своей деятельности. УУД: самоактуализация |
| ||||
Название этапа урока | Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения | |||||||
Основная задача этапа | Создание условий для применения знаний и умений учащихся по географии (национально-региональный компонент). | |||||||
Содержание этапа | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | ||||||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | ||||||
Вы познакомились с различными видами ООПТ. Сейчас мы с вами более подробно остановимся на ООПТ Уральского региона. Краткая характеристика ООПТ Уральского региона, слайд 6-17 Работа с картой стр. 48. С помощью ручки красного цвета необходимо выделить границы и закрасить заповедники. | Проводят практическую работу с помощью карт атласа УУД: предметные | Самостоятельная работа Обдумывают последовательность своих действий. Формулирование и аргументация своих действий и представление результатов. УУД: познавательные; регулятивные; коммуникативные | Контролируют свои действия. Следят за правильностью выполнения практической работы. УУД: самоопределение; самоактуализация | Работа с картой. | ||||
Название этапа урока | Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного. | |||||||
Основная задача этапа | | |||||||
Содержание этапа | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | ||||||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | ||||||
Теперь заключительный этап нашей деятельности. Я предлагаю работу с контрольным заданием слайд 18 Проверить с помощью ключа и поставить себе отметку слайд 19 | Работают с информацией. УУД: предметные | Организуют работу в паре; обсуждение; принятие единого мнения. УУД: познавательные; регулятивные; коммуникативные | Контролируют свои действия. Выставляют себе отметку. УУД: самоопределение; самоактуализация | 1. Для сохранения природы на земле и в России созданы особо охраняемые территории - ___________________, ____________________, ____________________, _____________________. 2. _______________ - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. 3. ______________________ - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством. 4. _______________________ – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны. 5. _______________________ - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. | ||||
Название этапа урока | Инструктаж о выполнении домашнего задания. | |||||||
Основная задача этапа | Мотивировать учащихся на важность выполнения домашнего задания и дать четкий инструктаж. | |||||||
Содержание этапа | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | ||||||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | ||||||
Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию. Сделать творческую работу (стенгазета, буклет, рисунок) по одному из заповедников России (самостоятельно или в группе, группа не более 4 человек). | Записывают задание в дневник. | | Осмысливают, уточняют. | | ||||
Название этапа урока | Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока) | |||||||
Основная задача этапа | Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений. | |||||||
Содержание этапа | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий | ||||||
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия | ||||||
Сегодня была плодотворная работа. Мы познакомились с понятием особо охраняемая природная территория, узнали их виды и роль в защите окружающей среды Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого. Выставляются итоговые отметки за урок. А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения: Сегодня я узнал…………….. Я удивился………………. Я хотел бы………………. Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но к концу подошел наш урок. Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спасибо! | УУД: предметные | Учащиеся включаются в беседу с учителем. Делают свои комментарии по работе своей пары и других пар. УУД: регулятивные; коммуникативные | | |