12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Селезнева Ольга Николаевна19
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
5

«Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей»

Урок открытия нового знания по географии на тему

«Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей»


___________________________________________________________________________________________________________

«Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей»

Ф.Бэкон

Тема

Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Методы обучения

По источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, практический.

Цели

Образовательная цель: определить суть понятия «особо охраняемые природные территории», выделить виды и определить роль этих территорий в охране природы; сформировать программные знания и умения на уровне знания, понимания, применения.

Деятельностная цель: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации с целью выделить главное в теме. Развивать умения определять понятия. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Задачи

1. На основе своего жизненного опыта и приобретённых ранее знаний определить значение биологических ресурсов в жизни Земли. 2. На основе материала учебника (стр. 113-114) сформулировать понятие ООПТ. 3. Выделить виды ООПТ, определить общее и различие данных видов, составив диаграмму Венна. 4. Познакомиться с ООПТ Уральского региона, используя материал презентации. Обозначить на карте границы заповедников. 5. Проверить усвоение нового знания через выполнение контрольного задания с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.

Основное содержание темы, термины и понятия

Биологические ресурсы, особо охраняемые природные территории, заповедник, биосферный заповедник, национальный парк.

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомиться с классификацией особо охраняемых природных территорий (ООПТ); уметь раскрыть понятие «особо охраняемые природные территории», определять виды и роль этих территорий в охране природы; уметь работать с картой.

Регулятивные: - формулирование темы, цели урока; - постановка учебных задач, нацеливание на успешную деятельность; - умение принимать и сохранять последовательность действий по достижению цели; - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном (контроль); - умение различать способ и результат действия; - умение контролировать своё время и управлять им; умение оценивать свою деятельность (самоконтроль); - инициативность и самостоятельность в учебной деятельности. Познавательные: - осуществление расширенного поиска необходимой информации из разных источников; - осуществление фиксации выборочной информации в диаграмме Венна, овладение основами поискового чтения; - умение осуществлять анализ, сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - умение устанавливать аналогии; - осуществление подведения под понятие; выдвижение гипотез и организация исследований с целью их проверки; - развитие пространственного мышления. Коммуникативные: - совершенствование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - проявление инициативы при решении проблемной ситуации; - умение принимать различные точки зрения и стремление к координации позиций; - формулирование собственной позиции; - умение брать на себя инициативу при организации совместного действия; - управление своим поведением и поведением партнёра при работе в паре (группе), приход к общему решению в совместной деятельности; - построение понятных для партнёра высказываний; - умение владеть монологической и диалогической формами речи; - умение задавать вопросы; - продуктивное содействие решению конфликтов; - следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам; - осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Осознание границ собственного знания и незнания.

Знание основ экологической культуры, формирование бережного отношения к природе, её богатствам, гордость за свою Родину. Формирование потребности в активной жизненной позиции, личного природосберегающего отношения к проблемам окружающей среды. Формирование самооценки, взаимооценки







Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

Организационный этап

Создать условия для возникновения потребности у обучающихся к учебной деятельности: комфортная обстановка, проверка готовности к работе.

- Приветствие обучающихся;

- определение отсутствующих;

- определение внешней готовности учеников к работе;

-эмоциональный настрой на работу.

- Я рада видеть вас. Урок сегодня не совсем обычный.

Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку.



Ф

Этап мотивации к учебной деятельности (подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала).

Осуществить контроль качества выполнения ДЗ, воспроизвести и зафиксировать знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, активизировать мыслительные операции.

 Что мы изучали на прошлом уроке?

Каковы же последствия воздействия человека на окружающую среду?






 Отвечают.

Говорят о негативном воздействии человека на природу, проводят примеры (если обучающиеся назовут и позитивное воздействие, это нормально, но разговор необходимо сосредоточить затем на негативных последствиях).



Ф

Этап актуализации знаний, определение темы и цели урока.

Подвести обучающихся к необходимости введения нового знания.



Какая же проблема возникает в связи с этим?



А что предпринимают жители земли, чтобы помочь природе?

Как уберечь живые организмы на Земле.

Проблема сбережения природной среды.


Опора на опыт обучающихся. (Скажут о заповедниках).


Ф



И

Этап открытия нового знания.

Организовать коммуникативное взаимодействие через выполнение конкретных заданий. Результатом данной работы должно стать открытие новых знаний.

Слайд 1. Карта особо охраняемых природных территорий. (Если скажут о заповедниках, продолжить так: «Именно об этих территориях идёт речь в загадке». Если не скажут: «Отгадайте загадку».)

На этой территории животные живут,

Они здесь не боятся, что люди их убьют.

Пространство охраняется, и безопасно тут

Скажите же, ребята, как те места зовут?

После того, как посмотрят карту, вопрос: - Почему выделенные территории обозначены разным цветом?

Чтобы ответить на мой вопрос, поработаем с материалом учебника и презентацией. Стр. 113-114.

Вопросы к тексту:

Как называются территории, созданные для защиты растений и животных?

С какими видами ООПТ мы познакомились в учебнике?

Что такое биосферный заповедник?

Что такое национальный парк?

Так какова же тема нашего урока?


Ребята, есть еще два вида ООПТ, с которым мы должны познакомиться – это заказник и памятник природы. Как вы думаете, почему они так называются? (Работа с презентацией).

Обучающиеся рассматривают карту.












Высказывают свои соображения.

(Вероятно, выскажут соображения, что территории эти разные по назначению, охраняемым объектам и т.д.)

Работа в парах.




Дети скажут: «Особо охраняемые территории», учитель уточнит «ООПТ». Выводы в тетрадь писать после обсуждения.




Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей

(Тема записывается в тетрадь).


Обучающиеся записывают определения заказник и памятник природы в тетрадь.














П

Проверка понимания и первичное закрепление нового материала.

Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный сигнал, схему, таблицу, материалы раб. Тетради и др.

Учитель предлагает обобщить материал, составив диаграмму Венна.

Учащиеся продолжают работу в парах.

Результаты работы обсуждаются, проговариваются.

Работа обучающихся совместно оценивается по критериям: сравнение проведено полно, отмечены общие черты и различие видов ООПТ.

П

Этап применения знаний и умений.

Проверить уровень усвоения нового знания и умения его применять.

Вы познакомились с различными видами ООПТ. Сейчас мы с вами более подробно остановимся на ООПТ Уральского региона.

Краткая характеристика ООПТ Уральского региона, слайд 6-17

Работа с картой стр. 48. С помощью ручки красного цвета необходимо выделить границы и закрасить заповедники.


И

Этап контроля и самоконтроля.

Организовать контроль в совместной деятельности с обучающимися, поставить отметки обучающимся в соответствии с существ. нормами оценивания.

Теперь заключительный этап нашей деятельности.

Я предлагаю работу с контрольным заданием слайд 18

Проверить с помощью ключа и поставить себе отметку слайд 19

Работают с информацией.

Контролируют свои действия.

Выставляют себе отметку.


И

Домашнее задание.

Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З.

Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию.

Сделать творческую работу (стенгазета, буклет, рисунок) по одному из заповедников России (самостоятельно или в группе, группа не более 4 человек).

Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы

И

Рефлексивно-оценочный этап

Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом, оценивание обучающимися своей роли в уроке, своего самочувствия, удач и достижений.

Сегодня была плодотворная работа. Мы познакомились с понятием особо охраняемая природная территория, узнали их виды и роль в защите окружающей среды

Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого.

Выставляются итоговые отметки за урок.

А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:

Сегодня я узнал……………..

Я удивился……………….

Я хотел бы……………….

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!

Урок окончен, всем спасибо!

Учащиеся включаются в беседу с учителем.


Делают свои комментарии по работе своей пары и других пар.


Ф













Название этапа урока

Организационно-мотивационный этап

Основная задача этапа

Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- приветствие обучающихся;

- определение отсутствующих;

-определение внешней готовности учеников к работе;

-эмоциональный настрой на работу.

- Я рада видеть вас. Урок сегодня не совсем обычный.



Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку.


УУД:

самоопределение; нравственный выбор.





Название этапа урока

Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Основная задача этапа

Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений).

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- Мы продолжаем изучение особенностей природы России.

Воздействия человека на окружающую природную среду привели к сокращению живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Самой эффективной мерой по сохранению живых организмов на Земле является организация охраняемых природных территорий (ООПТ).

Слайд 1. Карта особо охраняемых природных территорий.

- Может быть, поможет загадка.

На этой территории животные живут,

Они здесь не боятся, что люди их убьют.

Пространство охраняется, и безопасно тут

Скажите же, ребята, как те места зовут?- Посмотрите на заповедники.

Биосферные заповедники.

- Еще одна подсказка.

Обратите внимание на заповедники биосферные, как вы думаете, почему они так называются?

Национальные парки. Обратите внимание на национальные парки, как вы думаете, почему они так называются?

- Итак, делаем вывод о том, какая тема нашего урока.



Вступают в диалог с учителем - дают ответы на поставленные вопросы.






























Учащиеся высказывают свои предположения в качестве вывода; аргументируют свои мысли; совместно формулируют тему урока и задачи.




УУД:

коммуникативные;

познавательные

Учащиеся слушают информацию; осмысливают.


УУД:

самоопределение; нравственный выбор.

t1618153683aa.png

Тему урока мы определили. Наша задача рассмотреть особо охраняемые природные территории, определить их виды и роль в защите природы.

Сейчас давайте посмотрим на план урока, в соответствии с которым будем знакомиться с ООПТ. (слайд 2)









Учащиеся изучают информацию, которая дана на слайде.










Учащиеся слушают информацию; осмысливают; запоминают.



Название этапа урока

Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)

Основная задача этапа

Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника (параграф 19). На интерактивной доске таблица (диаграмма Венна) Слайд 3



Ребята, есть еще два вида ООПТ, с которым мы должны познакомиться – это заказник и памятник природы. Как вы думаете, почему они так называются?

Зака́зник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. Слайд 4

Памятники природы – это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево. слайд 5

Работа с текстом учебника

УУД:

предметные

Самостоятельно работают с информацией



Организуют учебное сотрудничество в паре; распределяют работу; ставят цели, задачи.

Учащиеся, выполнив задания, совместно с учителем обсуждают полученные данные

УУД:

познавательные;

регулятивные;

коммуникативные

Развивают мышление, внимание; контролируют результат своей деятельности.


УУД:

самоактуализация


t1618153683ab.png

t1618153683ac.gif



t1618153683ad.gif

Название этапа урока

Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная задача этапа

Создание условий для применения знаний и умений учащихся по географии (национально-региональный компонент).

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Вы познакомились с различными видами ООПТ. Сейчас мы с вами более подробно остановимся на ООПТ Уральского региона.

Краткая характеристика ООПТ Уральского региона, слайд 6-17

Работа с картой стр. 48. С помощью ручки красного цвета необходимо выделить границы и закрасить заповедники.



Проводят практическую работу с помощью карт атласа



УУД:

предметные

Самостоятельная работа


Обдумывают последовательность своих действий.


Формулирование и аргументация своих действий и представление результатов.


УУД:

познавательные;

регулятивные;

коммуникативные


Контролируют свои действия.


Следят за правильностью выполнения практической работы.



УУД:

самоопределение;

самоактуализация


Работа с картой.

Название этапа урока

Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного.

Основная задача этапа


Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Теперь заключительный этап нашей деятельности.

Я предлагаю работу с контрольным заданием слайд 18

Проверить с помощью ключа и поставить себе отметку слайд 19


Работают с информацией.





УУД:

предметные

Организуют работу в паре; обсуждение; принятие единого мнения.



УУД:

познавательные;

регулятивные;

коммуникативные


Контролируют свои действия.

Выставляют себе отметку.



УУД:

самоопределение;

самоактуализация

1. Для сохранения природы на земле и в России созданы особо охраняемые территории - ___________________, ____________________, ____________________, _____________________.

2. _______________ - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.

3. ______________________ - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.

4. _______________________ – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны.

5. _______________________ - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д.

Название этапа урока

Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Основная задача этапа

Мотивировать учащихся на важность выполнения домашнего задания и дать четкий инструктаж.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию.

Сделать творческую работу (стенгазета, буклет, рисунок) по одному из заповедников России (самостоятельно или в группе, группа не более 4 человек).

Записывают задание в дневник.


Осмысливают, уточняют.


Название этапа урока

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Основная задача этапа

Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Сегодня была плодотворная работа. Мы познакомились с понятием особо охраняемая природная территория, узнали их виды и роль в защите окружающей среды

Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого.

Выставляются итоговые отметки за урок.

А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:

Сегодня я узнал……………..

Я удивился……………….

Я хотел бы……………….

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!

Урок окончен, всем спасибо!










УУД:

предметные





Учащиеся включаются в беседу с учителем.


Делают свои комментарии по работе своей пары и других пар.




УУД:

регулятивные;

коммуникативные
















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.