12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кошкина Татьяна Геннадьевна63
1

Статья на тему «Оптимальное развитие и максимальная реализация всех потенциальных возможностей каждой личности через формирование продуктивного мышления на уроках физики для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ»

Оптимальное развитие и максимальная реализация всех потенциальных возможностей каждой личности, через формирование продуктивного мышления на уроках физики, для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Учитель: Кошкина Татьяна Геннадьевна, учитель физики и астрономии МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко г. Новосибирск


 

Формирование физической картины мира, при изучении физики это один из методологических принципов. Без систематизации знаний невозможно научиться хорошо решать задачи и тем более подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Учащиеся очень часто, для подготовки к экзамену решают большое количество задач, при этом школьник видит физику, как некий совершенно бессистемный набор не связанных между собой экспериментальных фактов, явлений, физических величин, законов, теорем, формул. То есть школьник не ощущает целостности и логической стройности классической физики и не понимает, как она устроена. То есть он не понимает, откуда, что берется из чего что проистекает и в результате у лучших школьников, вообще говоря, как правило, знания разрознены, напоминают винегрет.

Причина этого, на самом деле состоит в том, что нет системного изучения физики. Это связано не только с УМК, в учебниках по физике нет объяснения, как устроен тот или иной раздел, как связаны между собой физические величины: например, при изучении сил нет систематизации и сравнения, например, как сила тяжести связана с силой нормального давления и т.д. Но, кроме четкого понимания строения всех разделов физики, без умения выделить элементы знания физики, выяснить их функции и систематизировать по общности функций, а их не так много: научные факты, гипотезы, идеальные объекты (модели), величины, законы, практическое применение теории и задачи, то есть использовать принцип системности.

Если мы откроем наши учебники и найдем там определение, каких- либо физических величин или формулировки законов то мы понимать, что эти формулировки, их авторство ни в какой мере не принадлежит отдельным авторам, это формулировки которые сложились за последние десятилетия в результате многократных обсуждений.

Целью любых научных дидактических работ является поиск путей реализации принципов обучения, один из принципов системность. Профессор А.Н. Крутский БГПИ, Барнаул, Алтайский край. В своей работе «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики описывает «Системно-структурный подход»– это подход, связанный с систематизацией по общности функций и классификацией в соответствии со структурой изучаемых теорий. Эта идея выдвинута Л.Я.Зориным в 1978 г.

Я использую в своей работе, модульно-блочные технологии, с применкнием системного усвоения знаний, включающую в себя четыре методологических подхода: дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический.

Любая научная теория может возникнуть только, если исследователь столкнётся с новыми ранее неизвестными фактами, которые не объяснимы с позиций уже существующих теорий. Возникает необходимость выдвижения совершенно новой гипотезы, которая объяснила бы данные факты. После экспериментального доказательства гипотезы начинается переход к количественному изучения явления.

На примере изучения темы «Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. Закон сохранения энергии», можно посмотреть применение модульно-блочной технологии с использованием методологических подходов: дискретного, системно-функционального, системно-структурного, системно-логического.

Для введения определения, физической величины, используется правило системного усвоения физических величин. При изучении физического явления, закона, применяется дискретный, системно- структурный подход, системно-функциональный подход. Ребятам необходимо освоить технологию усвоения законов физики, чтобы оперативно перерабатывать учебный материал в соответствии с выделенными психологическими целями и на системе дидактических методов и средств их достижения.

Использование системного усвоения дают возможность уменьшить механическое запоминание, но, должным образом, нужно выстраивать и контроль знаний. Каждый ребенок должен иметь возможность проговорить тему с использованием опорного конспекта. Для этого очень удобно использовать взаимоопрос, конечно нужно выстраивать такие отношения, чтобы ребята понимали ответственность, за объективность выставленной оценки.

И блочное, системное изучение материала, дает больше времени на решение задач, разбор заданий ОГЭ и ЕГЭ, возможность решения творческих задач, и как правило формирование целостной физической картины.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.