Статья «Как повысить успеваемость школьника: личный опыт»
Причин неуспеваемости учащегося в начальной школе может быть много: низкая учебная мотивация, неразвитые коммуникативные навыки, волевые качества, саморегуляция, речевые нарушения, недостатки развития познавательных процессов, педагогическая запущенность, проблемы со здоровьем и др.
Но что со всем этим делать? Как помочь ребёнку лучше усваивать учебный материал?
Педагог, нейропсихолог, автор книг по скорочтению, Гюзель Фидаилевна Абдулова говорит: «Иногда, чтобы улучшить результаты ребёнка в школе, достаточно научить его скорочтению…» При этом, скорочтением автор называет «быстрое мышление» – способность быстро понимать то, о чём идёт речь, выделять и запоминать главное.
В соответствии с ФГОС, результативность техники чтения младшего школьника включает темп, способ чтения, безошибочность, выразительность и осознанность.
Педагог, специалист по нейропсихологической коррекции, Ирина Игоревна Праведникова выделяет следующие показатели, необходимые для успешного овладения техникой чтения: дифференциация звуков и различение фонем, хорошая артикуляция, зрительное восприятие, память, зрительно-моторная координация, сформированность межполушарного взаимодействия, саморегуляция.
Действительно, в школе с каждым годом увеличивается количество предметов, растёт объём учебного материала, и если техника чтения ребёнка развита плохо, ему трудно ориентироваться в тексте учебника (рабочей тетради, дидактическом материале). Такой ученик не может активно включаться в работу на уроке, не успевает вовремя выполнять задания и, как следствие, становится безучастным, выпадает из коллективных дел, теряет интерес с занятиям.
Первоклассник, попавший ко мне на домашнее обучение, был оставлен на второй год по заключению ПМПК. Специалисты отмечали у ребёнка следующие особенности:
- леворукость;
- гиперактивность;
- речевые нарушения;
- случаи зеркального написания букв;
- трудности чтения.
В работу с учеником нужно было включать коррекционно-развивающие игровые упражнения, направленные на улучшение техники чтения. Чтобы заинтересовать ребёнка прошлогодним учебным материалом, на уроках я активно использовала речевые разминки, зарядки для языка и глаз, физминутки на развитие межполушарного взаимодействия, представленные в работах опытного нейропсихолога, руководителя школы интеллектуального развития «Супермозг» Г.Ф. Абдуловой:
В ходе поисков подходящих рабочих тетрадей для работы с учеником, я нашла не менее интересные тренажёры практикующего нейропсихолога, руководителя нейропсихологического центра «Фэмели», автора учебных и развивающих пособий, И.И. Праведниковой:
Задания в тренажёрах указанных авторов были разбиты на уроки (занятия), включающие 4-5 упражнений разной направленности с постепенным увеличением сложности. Но в то время (2017/18 у.г.) не все тренажёры удалось найти в печатном виде, поэтому для занятий с обучающимся была приготовлена обычная рабочая тетрадь 48 листов, в которую я приклеивала максимально похожие упражнения (от трёх до пяти для одного занятия), и каждый учебный день ребёнок эти задания выполнял.
Примеры заданий
1. Задания на отработку образа слова и автоматизацию слогового и послогового чтения.
Прочитай слева направо (И.И. Праведникова)
Чтобы организовать систематическую работу, я приготовила шаблон «Пирамидки» с дополнением для рисования на два задания в программе Microsoft Excel:
Такой шаблон распечатывался и заполнялся цветными фломастерами.
Постепенно количество букв в пирамидке увеличивалось на +1 (создавался новый шаблон). К началу IV четверти в основании пирамидки были слова из 11 букв («Аккумулятор», «безбилетник» и др.), это дополнительно помогало развитию словаря ребёнка.
Зарядка для языка и глаз «Змейка» (Г.Ф. Абдулова)
Для задания я наклеивала в тетрадь слоги из кассы букв, точки рисовала фломастером. Также не сложно напечатать слоги в программе Word или в любом графическом редакторе.
2. Развитие зрительного внимания и самоконтроля
«Какая буква спряталась?» (И.И. Праведникова)
Буквы набирались в программе Word с частичной заменой языка и включением символов, а потом распечатывались. На примере материал для трёх занятий (разрезается на три части).
«Гусеничка» (Г.Ф. Абдулова)
Тексты набирались в программе Word без использования пробела, распечатывались и приклеивались в тетрадь.
3. Развитие зрительного внимания, восприятие целостности текста
Прочитай текст (И.И. Праведникова)
Для заданий использовался старый разрезной дидактический материал по русскому языку (который можно заменить набором текстов в программе Word и распечатать), цветные линии чертила фломастерами.
Самые разные фоновые рисунки можно найти в открытом доступе, скопировать и верхним слоем нанести текст в любом графическом редакторе:
Рамка с окошками для быстрого чтения (Г.Ф. Абдулова)
Рамку заменила фрагментом текста из разрезного дидактического материала, на который наклеивала 2-3, 3-4 полоски шириной 5 мм.
4. Развитие зрительно-моторной координации, преодоление инертности, развитие контроля собственной деятельности
«Вращающиеся буквы» (Г.Ф. Абдулова)
Текст задания выполнен в графическом редакторе Adobe Photoshop с применением команды «Rotate» (повернуть) к каждой букве. Если времени не хватало, я печатала буквы фломастером от руки, соблюдая поворот в разные стороны.
Прочитай справа налево (И.И. Праведникова)
Текст набирался в графическом редакторе Microsoft Paint (можно использовать любой другой редактор, удобный учителю) с последующим применением команды «отразить по горизонтали».
5. Развитие зрительного внимания, умения правильно определять звуко-буквенный состав слова, развитие умения видеть образ слова.
«Найди ошибку» (И.И.Праведникова)
Текст набирался в графическом редакторе Microsoft Paint (можно использовать любой другой редактор, удобный учителю) с заменой цвета в палитре для каждой буквы. Также можно самостоятельно от руки напечатать слова, раскрасив буквы цветными фломастерами.
«Анаграммы» (Г.Ф. Абдулова)
Анаграммы набирались в программе Word. Это можно также сделать в любом графическом редакторе, или напечатать задание от руки фломастером.
Результаты работы. Во второй четверти у ребёнка появился интерес к занятиям, к чтению, он с удовольствием стал выполнять задания самостоятельно, к концу учебного года справился с программой, увеличил скорость чтения до 40 слов.
Рекомендую педагогам тренажёры названных авторов для работы с детьми, испытывающими трудности в овладении чтением. Задания нейропсихологов успешно решают ряд развивающих задач, улучшая тем самым успеваемость обучающихся начальной школы.
Литература:
1. Буква за буквой. Нейропсихологические прописи / Ирина Праведникова. — М.: АЙРИС-пресс, 2017.
2. Нейропсихология. Игры и упражнения / Ирина Праведникова. — М.: АЙРИС-пресс, 2018.
3. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Гюзель Абдулова. – М.: АСТ, 2017.
4. Скорочтение для детей. От азов до уверенного чтения / Гюзель Абдулова. – М.: АСТ, 2019.
Источники фотографий авторов и изображений их печатных изданий:
https://www.labirint.ru/authors/187144/
Ивлиева Наталия Алексеевна
Морозова Татьяна Леонидовна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Морозова Татьяна Леонидовна
Куликова Ирина Геннадьевна
Морозова Татьяна Леонидовна
Ирина Владимировна Казарцева
Морозова Татьяна Леонидовна
Галина Владимировна
Морозова Татьяна Леонидовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Морозова Татьяна Леонидовна