Орфоэпия.Орфоэпические нормы. 5 класс
Технологическая карта урока (учебного занятия)
ФИО учителя:Бурдина Елена Владимировна
Предмет:русский язык
Класс: 5
Тема урока
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные:
-узнают предмет изучения орфоэпии, имеют представление о важнейших произносительных нормах и об их отражении в специальных словарях;
-научатся правильно произносить слова, находить и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения;
-научатся применять на практике новые знания и соотносить их с уже полученными.
Метапредметные:
-извлекают фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
-соблюдают в практике речевого общения основные орфоэпические нормы;
-оценивают чужую речь с точки зрения соблюдения произносительных норм.
Личностные:
- учатся взаимодействию и сотрудничеству;
-учатся решать проблемные вопросы.
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока1 | Деятельность педагога2 | Деятельность учащихся |
Организационный момент Цель этапа: -создание психологического настроя учащихся; -обеспечение благоприятной обстановки на уроке; -выработка на личностно - значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Содержание этапа: -предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, рабочей позы учащихся, организация внимания). | Приветствие учащихся. Чтение притчи. - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть, и наш урок я хочу начать с притчи: ...Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников и повёл их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим». Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и - о, чудо! - она стала поддаваться и открылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы». - Ребята, я хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы, и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка. -Откройте тетради, отступите две строчки от предыдущего вида работы и запишите дату, классная работа. - Оставьте строчку для записи темы урока.(Слайд №1) | Учащиеся организуют рабочее место, приветствуют учителя. |
Проверка домашнего задания Цель этапа: -выявление затруднений и помощь в их ликвидации; организация самоконтроля. Содержание этапа: -проверка домашнего задания, устранение обнаруженных недочётов, исправление ошибок. | Проверка опережающего домашнего задания. Учащиеся должны были составить предложения со словами: сЕло-селО; дорОгой-дорогОй, мУки-мукИ, вОрот-ворОт. (Форму слов нельзя менять!) (Слайд № 2). -Каким было домашнее задание? -Какое условие необходимо было выполнить? -Прочитайте, что у вас получилось. -Одинаковыми частями речи являются слова, с которыми вы составляли предложения? -Докажите. -Почему эти слова имеют разное значение? -К чему это может привести в нашей повседневной жизни? | Учащиеся отвечают на поставленные учителем проблемные вопросы. Аргументируют свои высказывания примерами. -Составить предложения со словами. -Нельзя было менять форму слова. Учащиеся зачитывают свои варианты предложений. -Не все. -сЕло-глагол, селО- существительное; -дорОгой-существительное, дорогОй-прилагательное; -мУки-существительное мн.ч., мукИ- существительное ед. ч.; вОрот-существительное И.п. , ворОт-существительное Р.п. -Потому что ударение падает на разные слоги. -К тому, что мы неверно можем понять смысл предложения. |
Этап целеполагания. Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель этапа: -осознание детьми внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения; -формулировка вместе с обучающимися цели, задач изучения нового материала; -демонстрация практической значимости изучения нового материала, мотивация обучающихся к его освоению. Содержание этапа: на данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. | Формулировка темы урока и целей. -Значит, что нам важно уметь делать? -Для чего? -Знаете ли вы, какой раздел науки о языке изучает правильность постановки ударения в словах? Работа с раздаточным материалом (Приложение 1) -Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте обратимся к таблицам. -Перед вами таблица. Нам необходимо вспомнить, что изучает каждый раздел языкознания. (Слайд № 3) -Все ли разделы вам известны? -Какой новый для вас раздел языкознания оказался в этой таблице? -А что изучает орфоэпия? Соединим стрелками название и предмет изучения. -Что получилось? Какой вывод можно сделать? -Верно. Запишем тему нашего урока в тетради. | Учащиеся отвечают на вопросы. -Правильно ставить в словах ударение. -Чтобы понимать друг друга. Учащиеся могут перечислять разные разделы языкознания. Учащиеся работают в парах. Сопоставляют предмет изучения и раздел языкознания. -Нет. -Орфоэпия. -Нормы произношения (орфоэпические нормы) -Орфоэпия изучает орфоэпические нормы или нормы произношения. Учащиеся записывают тему урока в тетради. «Орфоэпия. Орфоэпические нормы». |
Освоение новых знаний и способов деятельности Цель этапа: организация работы учащихся с различными источниками информации по поиску нового знания и реализации построенного плана. Содержание этапа: учащиеся выполняют задания, запоминают правила постановки ударения и произношения отдельных слов, знакомятся с орфоэпическими словарями. | Практическая работа с деформированным текстом. ( в тетради и на доске). (Слайд № 4) -А теперь давайте проведем эксперимент. -Перед вами слова. -Сначала прочитаем их вслух так, как они записаны. Орфо[й’э]пия, ж[и]ть, нАчать, ше[д’э]вр, пОртфель, располОжить, [дЭ]фис, ган[т’э]ль, дОговор. -Как это звучит? -Что нужно сделать, чтобы это звучало красиво? -Какие нормы нужно учитывать? -Тогда давайте запишем слова, соблюдая эти нормы. -Возникли ли у нас сомнения при произношении какого-либо слова? -А если возникнут, чем мы можем воспользоваться? Знакомство со словарями. -Ребята, как называются словари, которые помогают определить правильное произношение слова и его ударение? -Например, орфография-орфографические, а орфоэпия-? Демонстрация словарей. (Слайд №5) -В вашем учебнике на с. 216 тоже есть такой словарик. Вы можете им пользоваться при выполнении заданий или когда испытываете затруднения при произношении слов. | Учащиеся поочереди читают слова, исправляют ошибки, называя правильный вариант. Один учащийся читает слова. -Смешно, нелепо... -Поставить правильно ударение, правильно произносить мягкие и твердые звуки. -Орфоэпические. Варианты ответов: -Нет/да -Словарями Учащиеся могут называть разные словари или сразу дать верный ответь. Учащиеся знакомятся с приложением в учебнике. |
Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала Цель этапа: Организация закрепления усвоенных новых знаний и способов действий. Содержание этапа: закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями; установление правильности и осознанности усвоения учебного материала. | Устанавливаю восприятие, делаю первичное обобщение. Игра «Говори правильно!». Озвучиваю правила игры. -А теперь поиграем в игру «Говори правильно!». Игра состоит из двух туров. -На экране будут появляться слова. Первым отвечает тот ученик, который быстрее всех поднимет руку. Тот, кто первым отвечает верно, выходит к доске и записывает слово. Все остальные учащиеся записывают слова в тетради. 1 тур - «Ударение» (поставь ударение). (Слайд № 6-№15) АлфавИт, каталОг, красИвее, звонИт, киломЕтр, докумЕнт, свЁкла, тОрты, стАтуя. 2 тур- «Произноси правильно» (выбери правильный вариант-[шн] - [чн] или [чт]-[шт]) (Слайд№ 16) Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный. Физкультминутка -Ребята, мы хорошо поработали, теперь пришла пора отдохнуть. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять- Покрутили, повертели И работать захотели. | Учащиеся читают по одному слову, учитывая произносительные нормы. Если допускают ошибку, то исправляют ее одноклассники.Записывают слова в тетради и на доске, ставят ударение. В задании 2 тура читают слова в соответствии с нормами произношения. [Шт]о, [шт]обы, ску[шн]ый, коне[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, гре[чн]евый, пустя[шн]ый Учащиеся встают возле своих парт, вытягивают руки вперед и повторяют за учителем слова.. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель этапа: организация закрепления усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения новых знаний и способа действий для решения учебных задач. Содержание этапа: -организация самостоятельного выполнение заданий; -организация самопроверки решения задач. | Организую деятельность по применению новых знаний. Работа по развитию речи. -Проведём небольшую творческую работу. -Вам даны слова, вы должны поставить в них ударение и составить рифмованное словосочетание, подобрав по смыслу к каждому существительному прилагательное. -Вам понятно задание? (можно дать образец, если будут затруднения) -Ребята, а где мы с вами уже знакомились со способами рифмовки? -Теперь вы тоже сможете представить себя в роли поэтов. Торты-шорты; Фекла -свекла; маляр-столяр; ель-щавель. (Слайд №17) Мнемотехника. После проверки выполнения задания, предлагаю зачитать шуточные стихи. (Слайд № 18-21) Наша баба Фёкла Красная, как свёкла! Вот стоит большая ель, А под ней растёт щавель. Красит стены наш маляр, Полки делает столяр. Долго ели торты- Не налезли шорты. -Как вы думаете, для чего нужны такие шуточные стихи? | Учащиеся самостоятельно выполняют задания. Устно составляют словосочетания, подбирая к существительным прилагательные -Да/нет -На уроке литературы. Учащиеся читают вслух стихотворения вместе с учителем. -Чтобы лучше и быстрее запомнить правила постановки ударения в словах. |
Контроль и самоконтроль, коррекция Цель этапа: Выявление возможных затруднений и помощь в их ликвидации в последующей работе. Содержание этапа: -организация выполнения самостоятельной работы на применение новых знаний; -контроль умений самооценки и корректировки деятельности при решении коммуникативной задачи | Организую деятельность по применению новых знаний. Дифференцированная работа по вариантам c самопроверкой. -Ребята, сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили произносительные нормы. - Откроем учебник на с. 120, выполним упр. 228. -Прочитайте задание. -Один человек будет работать на закрытой доске и записывать слова 3-4 группы, другой работает на открытой доске и записывает слова 1-2 группы. Все остальные учащиеся работают в тетрадях и записывают слова 3-4 группы. После выполнения задания делаем самопроверку. Оцениваю учащихся. | Учащиеся по вариантам выполняют задания ( у доски), все остальные в тетради выписывают слова 3-4 группы. После выполнения задания учащиеся сравнивают свой результат с результатами работы учащихся на доске. Проводят коррекцию ошибок. Читают задание -Распределите слова в четыре группы: «Произноси [шн] и [шт]»; «Правильно поставь ударение»; «Произноси перед [э] мягкий согласный»; «Произноси перед [э] твердый согласный». Фанера, рельс, конечно, скучно, скворечница, что, тема, кашне, теннис, модель, ателье, шоссе, фонетика, алфавит, документ, досуг, километр. Учащиеся выполняют самопроверку в тетради. |
Подведение итогов урока, рефлексия Цель этапа: -оценить деятельность учащихся по конечному результату; -осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Содержание этапа: -организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке; -развитие умений учащихся соотносить результаты учебной деятельности с поставленной целью. | Подвожу итог урока. -Ребята, с каким новым разделом языкознания мы сегодня познакомились? -Какие нормы языка мы теперь знаем? -О каких важных словарях мы сегодня узнали? -Что было сложного в нашей работе? Обобщаю сказанное. Дифференцированное домашнее задание. -Записываем домашнее задание: работа по карточкам (повышенный уровень). Раздаточный материал. Приложение 2. выполнение упражнения по учебнику № 222 (базовый уровень). Для всех: -учить произношение записанных во время игры слов Доп. задание (по желанию, на оценку) на платформе УЧИ. РУ (Слайд № 22) -Предлагаю закончить фразы (Слайд № 23) Продолжи фразу: Сегодня на уроке я Узнал.... Научился..... Могу...... Понял... Умею произносить слова.... Благодарю за урок. Желаю удачи! | Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итог своей деятельности. -Орфоэпия -Орфоэпические или произносительные. - Об орфоэпических. -Сложно выполнять упражнение/ составлять словосочетания/ничего... Записывают задание в дневники. Учащиеся самостоятельно выбирают домашнее задание (упр. 222 или работа по карточкам) -Как произносятся слова.. -Что такое орфоэпия... -Правильно произносить слова... |
1 Зависит от типа и целей урока
2 Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока
Кияйкина Наталья Федоровна
Селиванова Галина Геннадьевна