Организационно-педагогическая деятельность начальной школы МБОУ «Гимназия» по развитию одаренности
«Если дети – национальное достояние
любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал»
Р.Н. Бунеев
В современной России в последнее время стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Само слово «одарённый» вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.
Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык «одарённости» или «не одарённости». У каждого ребенка свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребёнок делает свои первые шаги, идёт, падает, снова встаёт. Он активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность присуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровня развития.
Если всё же настаивать на так называемом термине «одарённые дети», то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. К последним относится, например, А. Энштейн, который в детстве отнюдь не считался одарённым, а в дальнейшем оказался гением.
Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные. [1]
Таким образом, совершенно очевидным становится тот факт, что необходимо выявление явно или потенциально одаренных детей, а также создания для них условий, при которых каждый ребёнок будет осуществлять продвижение, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.
Организация работы с одарёнными и способными детьми в начальной школе является одним из приоритетных направлений образовательной модели МБОУ «Гимназия».
Система работы строится на следующих ключевых этапах:
- Выявление способных и одарённых детей.
- Помощь одарённым и способным учащимся в самореализации их творческой деятельности.
- Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых детей.
- Поощрение одарённых и способных детей.
- Работа с родителями.
- Работа с педагогическим коллективом.
- Взаимодействие с другими структурами для создания благоприятных условий развития и поддержки одаренности.
Каждый этап системы реализуется, начиная с первого класса. В начальной школе МБОУ «Гимназия» разработана и реализуется программа «Одаренные дети», в рамках работы которой складывается собственная система организации научно-исследовательской деятельности, включающей требования к развитию творческих возможностей учащихся от занятий искусством до выполнения исследовательских проектов.
Определились результативные формы работы с такими детьми:
- проведение диагностики на выявление направления детской одаренности;
- индивидуальная работа с учащимися над проектами, исследовательскими работами;
- реализация курса внеурочной деятельности «Первооткрыватель»;
- специальная подготовка к олимпиадам различного уровня;
- проведение «Познавательных олимпийских игр» («Познавательные олимпийские игры» – игра-соревнование, посвященная отдельным учебным дисциплинам, которая позволяет выявить лучших учеников)
Ещё одним направлением программы «Одарённые дети», является работа детского научного общества «НОУшата». Огромный познавательный интерес вызывает у младших школьников работа над коллективными и индивидуальными исследовательскими проектами. Ученики выдвигают гипотезы и доказывают или опровергают их, проводят опыты, рассказывают о своих наблюдениях за окружающим миром.
Результаты своих исследований представляют на школьной ученической конференции. Защита - венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. [2]
Ученическая конференция «День науки» проводится 1 раз в год. На открытии конференции ребята торжественно принимаются в ряды «НОУшат» и получают удостоверения членов общества. После открытия конференции участники распределяются по секциям. В каждой секции в оценивании научных работ учащихся принимает участие не только «взрослое» жюри (учителя школы), но и дети. Ребята относятся к своей задаче со всей ответственностью, очень внимательно выслушивают доклады участников, задают вопросы, выставляют баллы за выступления. По итогам школьной ученической конференции победители направляются для участия в городской научно-практической конференции и региональном конкурсе «Я - исследователь».
Результат целенаправленной работы педагогического коллектива начальной школы по поддержке и развитию талантливых и одаренных детей становится очевидным при подведении итогов на общем гимназическом празднике «Звездный дождь», который проходит в мае. Награждение проводится по разным номинациям. Чествуют победителей предметных олимпиад, спортсменов, юных исследователей, артистов, победителей творческих конкурсов, активистов гимназии. И здесь много учащихся из начального звена. Ребят поощряют, оценивают публично. Эта форма работы – тоже серьезная мотивация для развития их познавательных интересов.
От интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашей школе – это содействовать развитию талантов и одаренности школьников, а в дальнейшем взрослых, способных сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.
Литература:
- Лариса Вольберг. Журнал для родителей «Мама, папа, я» http://rebenok-info.com/growth/6/
- Пермякова В. С. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008