Выступление «Организация адаптационного периода детей раннего возраста»
«Организация адаптационного периода детей раннего возраста»
На сегодняшний день особой проблемой является организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Приход маленького ребенка в детский сад – непростой и серьёзный этап его жизни. Чаще всего пребывание в детском саду приносит ребёнку стресс. Зачастую, как проходит привыкание у детей к новому режиму, к новому обществу зависит его психическое и физическое развитие. В это время следует организовать для детей положительный эмоциональный климат.
Ранний возраст – чрезвычайно значимый и ответственный этап в развитии ребёнка. Впервые годы жизни закладываются фундаментальные личностные образования: стремление к самостоятельности, познавательная активность, инициативность, общая самооценка, доверие к людям, творческие способности. Практика показывает, недоразвитие или деформация этих качеств в раннем детстве с трудом поддаются коррекции на более поздних этапах развития. Это этап наиболее значительного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования различных умений и поведения. Нравственное и умственное развитие ребенка в первые три года больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы психического и физического развития в раннем возрасте высокие, но строение всех органов и систем еще не сформирована, следовательно, и деятельность их несовершенна. В этом возрасте ведущей является предметная деятельность. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.
Происходит развитие предметного действия в процессе совместной деятельности малыша с взрослым путём включения предмета в образец его правильного использования. Когда слиты в одно целое усвоение общественной функции предмета и технические приёмы его осуществления.
Ситуативно-деловое общение со старшими становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребёнок осваивает общественно - выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребёнка. Он становится участником его деятельности и образцом для подражания.
Ребёнком начинается познание окружающего мира через ощущения, которые формируют первичные представления о предметном мире. В связи с этим существенным процессом в развитии познавательной сферы является развитие процесса восприятия. Имеет большое значение в этот период развитие детской самостоятельности. Наглядно – образное мышление становится основной формой. Малыш способен соединять предметы по внешнему сходству, он усваивает общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таковых представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов. А объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Стремительно увеличивается любознательность детей. В этот период происходят значительные изменения в развитии речи: увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в полно развернутых высказываниях.
В это время у детей активно формируются первые элементарные представления. Хорошо и плохо, навыки поведения, доброжелательные чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Особенно удачно это протекает в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи.
Наступает важнейший этап в жизни малыша поступление в детский сад. Как помочь ребёнка преодолеть адаптационный период мы рассмотрим далее.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, коим является поступление в детский сад, приводит к серьёзным изменениям в привычном распорядке. Требует этот переход торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка является трудной задачей.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Е.И. Морозова отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом развитии ребенка».
Учёными было проведено исследование, и они выделили три фазы адаптационного периода.
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопутствуется различными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит регрессу в речевом развитии к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, частым респираторным заболеваниям (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Определяется естественным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Определяется ускорением скорости развития, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее, к концу учебного года.
Отличают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация: к двадцатому дню пребывания в детском саду, ребенок хорошо уже идет на контакт с детьми и взрослыми, нормализуется сон. Ребёнок болеет реже.
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к тридцатому дню нахождения в детском учреждении. Несколько замедляется нервно-психическое развитие (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более десяти дней, без осложнений. Ребёнок не теряет в весе.
- тяжелая адаптация определяется, значительной продолжительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Кажется, один и тот же ребёнок, но в различных ситуациях может повести себя по-разному, а именно в период адаптации. Порой общительный и тихий малыш при расставании с родными вдруг принимается плакать и проситься домой, привыкает к новым требованиям тяжело.
Поведение маленького ребёнка под воздействием сформированных привычек также получает индивидуальный характер. Когда ребёнок не может, есть самостоятельно сам, то в детском саду он наотрез отказывается брать в руки ложку и дожидается, когда его накормят. Если же он не умеет мыть руки в новой обстановке - сразу плачет. Малыш не знает, где взять игрушки - тоже плачет; не привык спать без мамы - плачет и т.д. поэтому особенно ценно знать привычки ребенка, считаться с ними. Далее рассмотрим условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Так чтоб дети в короткий срок и безболезненно адаптировались к условиям детского сада, педагогам необходимо создать благоприятные условия.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.
Однако, перед педагогами стоят определенные цели и задачи в процессе адаптации детей.
Цель: создать благоприятные психолого - педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей к детскому саду.
Задачи:
1. формировать у детей положительную ассоциативную связь с дошкольным учреждением;
2. обеспечить психологическую поддержку и помощь детям с неблагополучным прогнозом адаптации;
3. обучить родителей приемам снятия психологического напряжения в период адаптации ребенка в ДОУ.
Педагоги должны соблюдать следующие принципы в процессе общения с ребенком:
1. принятие ребенка - ребенок принимается таким, какой он есть;
2. эмпатия - (сопереживание) взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию;
3. конгруэнтность - предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада.
Для создания благоприятных условий, работу веду в несколько этапов:
Подготовительный
Психолого – педагогического сопровождения
Анализов и выводов
Подготовительный этап начинается до поступления ребенка в ДОУ. На этом этапе важно распознать особенности адаптационного периода каждого ребенка и факторы, от которых зависит его течение.
Этап психолого-педагогического сопровождения реализуется с сентября по октябрь после поступления ребенка в дошкольное учреждение. Группа раннего возраста комплектуется постепенно, поэтому у педагога есть возможность предварительно познакомиться с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком. В разговоре с родителями узнать, как можно больше об особенностях поведения ребёнка и его привычках:
- в каких условиях живёт ребёнок (сколько человек в семье, есть ли другие дети, живут ли с ними бабушка и дедушка и т.д.);
- какие привычки сложились дома в отношении еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.;
- как называют ребёнка дома;
- чем больше всего любит заниматься ребёнок;
- какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.
На данном этапе, родителям предлагаются:
- папки-передвижки;
- информационные листы-памятки с кратким материалом;
- альбом с фотографиями из жизни детского сада.
На этапе анализа и выводов обеспечивается обработка результатов: анализ адаптационных листов, оценка уровня нервно-психического развития воспитанников. Заполняются индивидуальные маршруты развития детей. С дошкольниками, у которых выявлена тяжелая степень адаптации, проводится индивидуальная работа.
Следуя этим простым рекомендациям, адаптация детей раннего возраста пройдёт в более благоприятной форме.
Налаживание взаимоотношений составляет одно из приоритетных направлений работы специалистов в процессе адаптации ребенка. Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствуют успешной адаптации ребенка. Познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности — одно из условий снижения стресса. Под влиянием нервно-психического напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержание и культивирование которых помогает преодолеть трудности ребенка в процессе адаптации к новым условиям. кроме того снижается речевая, двигательная активность. Именно поэтому на фоне стрессовой ситуации необходимо развивать не только социальные навыки, но и поддерживать речевую и двигательную активность ребенка.
Для успешной адаптации воспитатель должен изучить и знать индивидуальные особенности своих маленьких воспитанников. Это поможет в его работе с детьми. Важным фактором при работе с детьми имеет и личность педагога. Воспитатель должен быть добрым, отзывчивым, тактичным. Уметь управлять поведением ребёнка в этот период.
ДОУ является первой ступенью образования, выполняя различные функции.
И дна из его важнейших задач является развитие всесторонней личности. От того, как пройдёт его адаптация к детскому саду. Зависит его дальнейшее развитие.
Список используемой литературы
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. - с.76
Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное воспитание. 2006, № 3 . – с. 29-35, № 4. – с.46-51.