СПРАВКА
по результатам диагностики адаптационного периода
учащихся 1 «А» класса
Согласно плану работы на 2021-2022 учебный год, в ноябре 2021 года проведена комплексная диагностика адаптационного периода первоклассников.
В обследовании приняли участие 30 учащихся.
Цель обследования и оцениваемые универсальные учебные действия представлены в таблице:
Цель обследования | Оцениваемые УУД |
Оценка эмоционального отношения ребенка к школе | Личностные УУД |
Сформированность мотивации учебной деятельности | Личностные УУД |
Были использованы следующие методики:
1. Модифицированный тест школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
2. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (А.О. Орехова).
1. Школьная мотивация.
По результатам изучения школьной мотивации получены следующие данные:
40% учащихся с высоким уровнем школьной мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнить все предъявленные школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отзывы или замечания педагога.
6% учащихся отмечают хороший уровень школьной мотивации. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
10% учащихся показывают положительное отношение к школе, но школа в большой степени притягивает внеучебными сторонами. Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако их чаще привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
44% учащихся с низким уровнем школьной мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе
Ребята переживают, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания. Следовать тем или иным нормам и правилам.
Качественный анализ.
1. В 1 «А» классе большинству ребят нравится их учитель – 23 чел. Не знают ответа на вопрос – 4 учащихся, и 4 – хотели бы, чтобы у них был другой учитель.
2. На вопрос: «Есть ли у тебя друзья в классе?», ответили «много друзей» - 21 человек, «мало» - 8 человек. 2 учащихся–ответили, что у них нет друзей в классе.
3. 20 учащимся нравятся их одноклассники, 7 – не очень нравятся их одноклассники, 4 – не нравятся их одноклассники.
Таблица №1
Результаты исследования школьной мотивации в 1 «А» классе
2. Эмоциональное состояние (эмоциональный компонент).
Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.
У 14% учащихся преобладают положительные эмоции. Ребята веселы, счастливы, настроены оптимистично.
55% - эмоциональное состояние в норме. Учащиеся могут радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
У 31% учащихся преобладают отрицательных эмоций. У детей доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.
3. Работоспособность (физиологический компонент).
Показатель работоспособности интерпретируется следующим образом.
- Оптимальная работоспособность (1-1,9). Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
- Компенсируемое состояние усталости (0,51-0,91). Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.
- Перевозбуждение (больше 2). Чаще всего, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.
- Хроническое переутомление (меньше 0,5), истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.
Оптимальная работоспособность наблюдается у 55 % учащихся.
Компенсируемое состояние усталости выявлено у 20 % первоклассников.
Перевозбуждение наблюдается у 17 % учащихся.
Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность выявлены у 4% учащихся 1 «А» класса.
4. Общий уровень адаптации.
Сопоставив показатели физиологического, деятельного (диагностика готовности к регулярному обучению) и эмоционального компонентов, позволило выявить следующие уровни адаптации первоклассников:
- Достаточный уровень адаптации у 80% учащихся.
Адаптация у таких детей к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребятам в школе нравиться, они учатся, с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относиться к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.
-Частичный уровень у 20% учащихся.
Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание.
Причинами частичной адаптацией часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменением характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье.
Таблица 2
Общий уровень адаптации в 1 «А» классе
Классному руководителю:
1. Моделировать ситуации успеха, поощрять учащихся за успехи и достижения в усвоении учебных программ вербальными и невербальными средствами – похвала, одобрительный взгляд и так далее. Для поддержания адекватной самооценки необходимо вводить элемент соревновательности при выполнении заданий.
2. Возможно, включать ситуации успеха, актуализировать самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенностей своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
Родителям учащихся:
1. Помогать детям в овладении вербальными и невербальными средствами общения, воспитывать эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации осуществления совместной деятельности.
2. Рекомендовано следить за соблюдением режима дня. Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.
Педагог-психолог М.И. Будынина