Организация дополнительных платных образовательных услуг как один из факторов привлечения детей в школу искусств
Организация дополнительных платных образовательных услуг
как один из факторов привлечения детей в школу
Дебердеева Марина Юрьевна,
заместитель директора по ДПОУ
Оказание платных дополнительных образовательных услуг становится все более важным направлением деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и модернизации образования, в том числе и дополнительного. (расшифровать). Сегодня мы будем рассматривать организацию платных услуг в школе как один из факторов формирования контингента школы.
У Николая Заболоцкого есть замечательные строки: «Так что такое красота?....Сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?»….
Это правда. Людей всегда, во все времена притягивала красота, эстетика. Наверняка все родители хотят вырастить красивого человека. Но каким он должен быть, этот человек? Образованным, скажете вы, воспитанным, добрым, отзывчивым. Гармонично развитой личностью, добавим мы. Несомненно, что внутренняя гармония человека находится в прямой зависимости от степени удовлетворения духовных потребностей и здесь на помощь в воспитании высокой духовности приходит искусство - уникальное явление в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Обратите внимание на рисунок в нижнем правом углу. Этому рисунку, только вдумайтесь, 37 тысяч лет! Каждому человеку, независимо от возраста, образования и социального положения необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.
Платные образовательные услуги регулируются рядом нормативных документов, но мне хочется привлечь ваше внимание к Стратегии государственной культурной политики до 2030 года, В соответствии с которой устанавливается приоритет в создании условий для индивидуального развития каждого ребенка, самореализации личности. Компетенции в образовании могут стать общественным благом только при обеспечении ценностно - ориентированного воспитания, базирующегося на лучших отечественных традициях, ведь сегодня массовая культура воспитывает потребителя, а не активного участника культурных процессов.
Именно поэтому важнейшей задачей отделения платных образовательных услуг Верхнесалдинской ДШИ является создание развивающей среды, позволяющей воспитать эстетически и интеллектуально развитую личность и обеспечивающая индивидуальную образовательную траекторию, а также условий для всесторонней реализации образовательных потребностей всех возрастных групп.
Датой начала деятельности по развитию платных образовательных услуг в нашей школе можно считать 1995 год, с открытия первых в нашем городе групп раннего эстетического развития. К 2014 году перечень предоставляемых образовательных услуг был уже достаточно обширным и разноплановым, охватывая различные возрастные категории, начиная от самых маленьких в группах развития до взрослого населения. Стало понятно, что сформировалось целое отделение, предлагающее различные образовательные программы.
Динамику внедрения ДОП вы видите на слайде.
Проанализировав перечень платных образовательных услуг, предоставляемых другими школами, причем не только Уральского региона, показал, что мы предлагаем широкий спектр образовательных программ для разных возрастных категорий: от 1,5 лет до категории 60+
В 2021- 2022 учебном году в рамках платных образовательных услуг реализуется 28 общеразвивающих программ художественной и социально - педагогической направленностей, разработанных преподавателями нашей школы, по которым обучается 240 обучающихся. Художественная направленность представляет собой самый широкий спектр программ. Сюда входят хореографическое искусство и эстрадный вокал, изобразительное искусство и декоративно - прикладное творчество, музыкальное искусство и театральная деятельность. Именно на этих направлениях занимается более 75% всего контингента отделения.
Самой большой популярностью пользуются программы в области изобразительного искусства - по ним занимается 38 % от общего контингента отделения в возрасте от 4,5 до 67 лет. Также востребованы программы в области музыкального искусства («Специальные курсы обучения на музыкальных инструментах», «До - ми- солька» - 22 %) и раннего развития детей, в том числе и социально- педагогической направленности («Капельки», «Радуга», «Маленький гений», «Читаем сами», «УникУм», «Синий трактор»), в которых занимается более 20% от общего количества обучающихся на отделении.
На сегодня из 240 обучающихся на отделении 102 человека - это дети дошкольного возраста, от 2 до 5 лет, именно они - наша основная надежда, наш потенциальный контингент.
Нужно сказать, что в системе ДМШ и ДШИ на протяжении последних двух-трёх десятилетий определились прогрессивные тенденции в обучении именно дошкольников, причем младших дошкольников. В современных реалиях запросы родителей больше направлены в сторону сензитивного периода развития ребенка.
Именно об этом говорит Ибука Масару, один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста. Сегодня дополнительное образование предлагает для детей максимально возможный диапазон занятий разными видами деятельности, но цивилизованный мир давно признал выдающуюся роль искусства в становлении и развитии культуры, общества, индивидума; в частности, особенно благотворны для развития человеческого мозга занятия музыкой, повышая его когнитивные функции. Это уже практически аксиома. Формализация мышления, выхолащивание творческого потенциала человека опасно не только для отдельной личности, но и человеческого общества в целом. Именно поэтому в последние десятилетия самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство, не мешающее, а помогающее ученикам в преодолении трудностей обучения. Но занятия искусством требуют системного подхода, исходя из педагогического принципа: «от простого к сложному». Мы убеждены, что подготовку к воспитанию искусством нужно начинать с самого раннего детства, ведь чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже. Отсюда можно сделать важный вывод: дошкольное детство - самое благодатное время для того, чтобы разбудить в малыше задатки различных талантов. Основной принцип такого воспитания - создание интеллектуального и эмоционального фона, организация полноценной культурной среды, используя основные виды искусства - живопись, театр, музыку, хореографию и литературу - в комплексе. Такой подход не только отвечает тенденциям мировой педагогики в преобладании общего развития над узконаправленным, специальным, но и позволяет практически всем детям найти свое место в мире искусства.
Какова образовательная картина на отделении платных образовательных услуг на сегодняшний день?
Образовательная платформа нашего отделения - это сложившаяся концепция 2-х ступенчатого обучения дошкольников. (слайд).
Что это означает?
Самый большой запрос от родителей, наших заказчиков платных образовательных услуг, поступает именно на раннее развитие ребенка. Программы раннего эстетического развития носят комплексный характер и, предоставляя максимально широкий диапазон для приложения способностей ребенка, дают возможность пробовать себя во многих видах художественно- творческой деятельности. Преподаватели этих групп формируют начальные навыки игры на музыкальных инструментах, учат лепить и рисовать, танцевать, выступать на сцене, тем самым помогая определить склонность ребенка к занятиям определенным видом искусства.
Таким образом, осуществляя без ограничений набор детей от 1,5 до 5 лет в группы раннего эстетического развития («Радуга- беби», «Радуга», «Капельки»), тем самым мы закладываем 1 ступень обучения.
Основной методический принцип, лежащий в основе построения программ раннего эстетического развития – это принцип опережающего восприятия. Восприятие - это своего рода катализатор в развитии мышления, способствует формированию устойчивого внимания и волевой активности, создания и развития межполушарных связей, мелкой моторики, различных видов памяти, быстроты реакции для дальнейшего успешного обучения в целом. По окончании обучения на 1 ступени преподаватели уже могут порекомендовать родителям конкретное отделение для дальнейшего обучения в нашей школе. Кроме того, раннее приобщение малышей к музыке помогает выявлению детей, обладающих яркими природными музыкальными данными, что помогает нам в дальнейшем целенаправленно ориентировать родителей на обучение ребенка на музыкальном отделении.
Таким образом, уже на первой ступени обучения мы начинаем формировать будущий контингент нашей школы. Основная часть (более 90%) детей из групп раннего эстетического развития продолжает обучение на следующем этапе – в группах подготовки детей к поступлению в школу по направлениям искусства.
Вторая ступень обучения - это профильные группы подготовки детей к поступлению в школу, возраст обучающихся от 5- 7 лет. Их у нас четыре в соответствии с отделениями («Маленький театр», «Первые шаги», «Юный художник», «До- ми- солька»), причем в этом году мы разделили группы подготовки к поступлению на художественное отделение по возрастам- от 5 лет и от 6 лет соответственно). Из 102 дошкольников 54 человека (53%) – это дети, которые в мае будут сдавать вступительные экзамены на одно из четырех бюджетных отделений школы. В качестве ремарки: контингент художественного отделения пополнят дети в возрасте от 9- 11 лет, обучающихся на платной основе по программе «Подготовка к поступлению на художественное отделение по ФГТ (5- летняя программа).
Здесь нужно сделать важное замечание: в нашей школе на музыкальное отделение не принимаются дети без первоначальной подготовки, поэтому следующая ступень обучения формируется из детей, ориентированных на поступление на музыкальное отделение, но по возрасту пока не подходящих к поступлению в школу. В этом случае они обучаются на бюджетной основе по общеразвивающей программе «Подготовка детей к поступлению в школу на музыкальное отделение». Если в программе подготовки детей к поступлению в школу «До - ми- солька» (с 3 до 5 лет) есть только обучение на выбранном музыкальном инструменте один час или 2 часа в неделю (по желанию родителей (законных представителей), то по программе ДОП «Подготовка детей к поступлению в школу на музыкальное отделение» уже есть комплекс предметов: специальность 1,5 часа в неделю, сольфеджио и хоровой класс.
Занятия в группах на всех ступенях ведут преподаватели, которые преподают в рамках предпрофессиональных программ. И это очень важный момент, потому что главной целью деятельности групп подготовки детей к поступлению в ДШИ является приобретение необходимых умений и навыков, адаптация ребенка к обстановке и обучению в школе. Разница между детьми, которые прошли подготовку в группах, и детьми, которые поступают без подготовки, видна невооруженным взглядом.
Таким образом, дошкольники, пройдя по двухступенчатой модели образования, пополняют контингент школы уже подготовленными к успешному обучению по предпрофессиональным программам.
Хочется отметить, что учащиеся - дошкольники принимают активное участие в публичных и социально - значимых мероприятиях, акциях, проводимых нашей школой (например, «Маленькие сердечки - большим сердцам», украшают своими поделками витрины и холлы школы), повышая тем самым для себя важность и значимость своей деятельности, что, безусловно, мотивирует детей к дальнейшему обучению.
Еще один важный момент: на отделении реализуются программы социально - педагогической направленности - «Уникум», «Читаем сами», «Маленький гений» и другие. Этих детей, на первый взгляд, не ориентированных на обучение в школе искусств, мы тоже не выпускаем из виду: следим за траекторией развития каждого ребенка, держим связь с преподавателями, наблюдаем за детьми на занятиях и рекомендуем родителям детей выбрать направление деятельности для дальнейшего обучения. К слову, имидж школы в социуме, сама творческая атмосфера нашей школы, коридоры, наполненные интересной, познавательной информацией и арт - объектами, проводимые мероприятия в стенах школы заинтересовывают и детей, и родителей, и они, как правило, выбирают обучение на отделениях школы, даже не на одном.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о бережном «взращивании», целенаправленном воспитании нашего будущего контингента. Нельзя не сказать и о том, что очень много наших бывших выпускников и родителей, чьи дети прошли через данную модель образования и обучались ДШИ, приводят своих детей и внуков к нам. Значит, данная модель жизнеспособна и ее потенциал в плане формирования и сохранности контингента достаточно высок.
Говоря о проектной деятельности в нашей школе, в частности о реализации многопланового проекта «Искусство без границ», остановимся на его подпроекте - «Ступеньки мастерства», целевая аудитория которого – воспитанники дошкольных образовательных учреждений нашего города. Основная цель данного подпроекта направлена на знакомство детей раннего возраста с огромным и разножанровым миром искусства. Для воплощения поставленных задач используются разнообразные и увлекательные для детей формы подачи материала: концерты, спектакли, выставки, лекции, мастер-классы, где каждый ребенок смог бы почувствовать себя творцом! К сожалению, здесь также нужно признать, что с 2020 года данная деятельность проводится буквально точечно и виной тому те социально - коммуникативные ограничения, которые мы все переживаем.
Еще одно направление привлечения контингента – реализация с 2022 года долгосрочного культурно - образовательного проекта «АРТ- пятница». В основу проекта заложен постулат о преемственности музыкального воспитания и образования от детского сада к школе искусств, а также привлечение в контингент подготовленных воспитанников. Тема проекта предопределена личной практикой работы с детьми дошкольного и школьного возраста: в своей профессиональной деятельности у меня была возможность совместить работу музыкального руководителя детского сада, преподавателя ДШИ и педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе. Это сочетание позволило сделать однозначный вывод: практикой востребована единая система эстетического воспитания в первых звеньях образования – в детском саду, начальных классах школы и в учреждениях дополнительного образования детей. К семи годам дети могут пройти значительный путь музыкально – эстетического развития. Требование преемственности воспитательного процесса имеет и научное обоснование, частности, в учении И.П. Павлова о динамическом стереотипе говорится, что вновь образуемая временная связь, или условный рефлекс, не только возникает в тесной связи с ранее образованными временными связями, но и качественно их перестраивает, составляя единую сложную систему. Поэтому в процессе развития ранее приобретенное не только не утрачивается, а, вступая в систему новых связей, укрепляется, обобщается и создает условия для преемственности в развитии и углублении знаний.
Мы живем в условиях малого города, которые имеют свои специфические особенности: у наших потенциальных заказчиков образовательных услуг сегодня достаточно возможностей для удовлетворения образовательных потребностей различных направленностей для своего ребенка, другими словами, мы набираем детей на обучение в условиях плотной конкуренции. Выход видится в расширении «территориальной ограниченности» своего учреждения, перейдя на новый уровень взаимодействия с социумом, необходимости поиска эффективных путей взаимодействия образовательных и культурных учреждений, создание единого образовательного пространства. Целевая аудитория проектных мероприятий - воспитанники детских садов (4 - 6 лет), учащиеся младших классов образовательных учреждений.
Модель образовательного проекта «Арт- пятница» представляет собой дайджест мероприятий по различным направлениям искусства: музыкальному, театральному, хореографическому, художественному и общекультурному. Изначально проектные мероприятия планировалась проводить либо на базе нашей школы с использованием наших материально- технических и кадровых ресурсов (хореографический класс, театральный зал, музыкальные инструменты и т.п.), либо с выходом на территорию образовательных учреждений. К сожалению, пандемия внесла свои жесткие коррективы в виде полного запрета посещения посторонними лицами вышеуказанных учреждений.
Тогда мы попытались найти выход, проводя интерактивные концерты на прогулочных площадках ряда детских садов Верхнесалдинского городского округа в рамках данного проекта в формате летней музыкальной школы. Цель данных концертов: популяризировать музыкальное искусство, познакомить ближе воспитанников с устройством и звучанием музыкальных инструментов, скрипки и флейты, привлечь потенциальных учащихся к обучению в школу на оркестровое отделение. Нельзя сказать, что ожидаемая отдача от этих концертов была полной в силу объективных причин: нашим юным слушателям не разрешалось близко подходить к нам, детям нельзя было выходить за пределы ограниченной площадки, инструменты они могли их разглядеть ближе только из наших рук. Но и плюсы от проведения летней школы, безусловно, есть и их много.
Поскольку ограничения по посещениям детских садов на сегодняшний день не сняты, то мы стали искать другой формат реализации задуманных проектных мероприятий: сейчас идет апробация занятий онлайн - школы по проектному направлению «Музыкальная азбука». Чтобы соблюсти важнейший принцип СОучастия детей в процессе и непосредственно видеть их реакцию на предлагаемый к изучению материал, занятия проходят в реальном режиме с нашими детьми с записью этого занятия, затем ссылка на это занятие размещается в свободном доступе в социальных сетях (ВК, ютуб), пересылается заинтересованным лицам в детские сады для трансляции на занятиях. Хочется сказать в плане практических рекомендаций: были проведены занятия в группе раннего эстетического развития, где возраст детей от 2 до 3,5 лет, и с детьми постарше, Конечно, с детьми второй группы результативнее на мой взгляд, проходят занятия, хотя и малыши реагируют живо и заинтересованно.
До конца учебного года на основе алфавита (А- Д) мы охватим все инструменты нашего народного отделения, от аккордеона до домры, тем самым популяризируя народные инструменты и заинтересовывая будущих учащихся.
(загружаем ролик) Предлагаем вашему вниманию посмотреть фрагмент занятия: знакомство с музыкальным инструментом на букву «А».
(Убираем звук, когда в ролике после моих слов начинает звучать музыка)
В качестве подведения итогов вышесказанному, еще раз уточним: что дает нам реализация платных образовательных услуг в контексте привлечения учащихся в нашу школу искусств?
Во - первых, это обеспечение вариативности образования и привлечение в нашу школу неравнодушных к искусству людей, создание творческой среды, позволяющей каждому проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Во- вторых - это возможность прогнозирования набора в основной контингент школы. До 90% детей, окончивших отделение раннего эстетического развития, находят свое место в ДШИ, и это не только идет на пользу ребенку, но и обеспечивает школе достойное пополнение контингента.
В – третьих - это профориентация детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Опираясь на уже апробированные, доказавшие свою жизненность образовательные программы, настала необходимость внести новизну в соответствии с современными реалиями.
С каждым годом запросы общества растут, рынок образовательных услуг в городе насыщен многочисленными программами различной направленности, поэтому изучение и введение актуальных образовательных направлений без возрастных ограничений является одной из основных задач отделения. В современных условиях важно выходить на более высокий качественный уровень предоставления услуг, брать не количеством, а качеством образовательных программ. Новые направления могут основываться на освоении детьми и подростками компилятивных программ с применением современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих и т.п.), обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение.
Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и художественно - эстетического воспитания. Без формирования способности к творчеству невозможно решить ту важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности, которое поставило перед нами государство.
14