Экскурсия как один из факторов повышения качества образовательного процесса
ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация: статья просвещена методике проведения учебных занятий в форме урока-экскурсии, целесообразности использования данной формы. Так же рассмотрены цели, задачи, функции и принципы урока-экскурсии, в том числе проведении экскурсии в цифровом формате.
Ключевые слова: образование, профессиональное образование, качество образования, учебное занятие, экскурсия, урок-экскурсия, цели, задачи, функции, принципы, технология.
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
(Конфуций)
Согласно ст. 2, Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Согласно этому же документу «профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности». Как мы видим из обоих определений различие лишь в цели образования, в нашем случае это тот объем который позволяет «вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности».
Если в дальнейшем мы говорим о повышении качества образования, то мы должны понимать, что это «…комплексная характеристика, выражающая степень соответствия подготовки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам… в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].
После понимания сути образовательного процесса перейдем к рассмотрению такой его составляющей как учебное занятие. Сегодня во ФГОС СПО прописаны следующие виды учебных занятий: лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, урок, консультация. Нас будет интересовать урок, причем урок в форме экскурсии.
Актуальность темы обусловлена внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность студентов, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Чем же так хороша экскурсия? Ответ на этот вопрос дает определение экскурсии как формы обучения. Экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка) – это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью [2]. Сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях.
Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Экскурсия помогает превратить обучение в увлекательное действие, вовлечь студентов в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности обучающихся.
Экскурсионная технология представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических и технических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
Технология помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на традиционном уроке-лекции, раскрывающей ту же тему.
Экскурсионная технология связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии технология дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Технология учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания (формируем устойчивый интерес, создаем проблемную ситуацию) экскурсантов. В случае с уроком-экскурсией не всегда целесообразно использование технологии в таком виде, так как экскурсии, проводимые на старших курсах, подразумевают выход на реальные производственные объекты и без предварительных знаний о данных объектах невозможно полноценное знакомство с ними.
Экскурсии, если они продуманы, правильно построены и грамотно проведены – это активный метод обучения, направленный на овладение знаниями или закрепление уже полученных; они способствуют развитию мышления, познавательных интересов, способностей, формируют умения и навыки самообразования. Познавательная активность и познавательная самостоятельность характеризуют интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Уроки-экскурсии являются методом «погружения в материал», способствующим лучшему пониманию проблемы. Они включают себя различные мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение. Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания обучающихся. Экскурсия позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью.
Экскурсия – это не всегда только созерцание и прослушивание рассказа (средство визуализации теоретического материала), она так же может подразумевать и получение практического опыта на реальном объекте или тренажере, который невозможно установить в образовательной организации. Ведь важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин и модулей. Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Если говорить про уроки-экскурсии на предприятие, то они выполняют следующие функции:
с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.
экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности.
Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Если со стороны кажется, что провести урок-экскурсию просто, то увы это не так.
Подготовка экскурсии проходит три основных ступени:
предварительная работа – определение цели и задач экскурсии, подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста, а в случае если на объекте экскурсию проводит сотрудник объекта, то задача усложняется и необходимо четкое согласование действие педагога и специалиста с объекта; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии (при необходимости).
заключительная ступень – «прогон» экскурсии.
В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. При этом заключение, возможно даже более важный этап экскурсии чем основная часть. Так как в заключении необходимо не только резюмировать увиденное, услышанное, проделанное и т.д., но и грамотно провести рефлексию для достижения максимального эффекта от проведенного учебного занятия. Кроме этого на этапе планирования экскурсии педагог должен предусмотреть дополнительное время, которое обучающиеся могут потрать для осмотра объекта, уточняющих вопросов, дополнительных попыток при выполнении каких-либо действий и т.п.
В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.
организационно-мотивационная часть (обычно проводиться в учебной аудитории перед выходом на экскурсию). Непосредственно перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности и охране труда с записью в соответствующем журнале и выдает задание, в котором указывает, на какие моменты нужно обратить внимание, какие особенности учесть. Так же на этом этапе желательно провести актуализацию опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии,
непосредственно экскурсионная часть, в которой обучающиеся должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, наблюдать, трогать, измерять и др.),
обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходят обобщение и систематизация полученных знаний, причем обычно проводящий экскурсию просит ответить на пару вопросов, проверяя внимательность обучающихся или констатирую их непосредственную работу на объекте, выделяется главное. Обучающиеся делятся своим мнением, впечатлениями,
итоги (обычно проводится в учебной аудитории по завершению экскурсии). Преподаватель оценивает работу обучающихся, выдает задания (обычно творческого характера в виде сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.). Наиболее удачные работы можно использовать в дальнейшем в процессе обучения или как мотивацию у других обучающихся. И всегда надо помнить, что при проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала.
Одно из требований, предъявляемых к уроку-экскурсии, чтобы экскурсия вызывала интерес, только тогда будет максимальное вовлечение в нее обучающегося и данная форма действительно будет активным методом обучения. Не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком «ненужной» обучающимся информации (может произойти при несогласованности действий педагога и «производственника» на подготовительном этапе или при плохой отработке материала самим педагогом), чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее. Чтоб урок-экскурсия не превратилась в обычную лекцию только «стоя не в учебной аудитории».
В книгах по дидактике четко разграничены типы уроков-экскурсий и в зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:
вводная экскурсия, которая проводится в начале изучения темы, мотивирует обучающихся, пробуждает интерес,
экскурсия по определенной теме, на которой происходит формирование относящихся к данной теме универсальных учебных действий, освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков.
итоговая экскурсия, систематизирующая полученные знания по разделу или курсу.
В век современных технологий урок-экскурсия так же может быть и цифровой, а экскурсия – виртуальной. Для этого можно использовать учебные видеофильмы, документальную съемку профессиональных объектов, онлайн «посещения» объектов, программное обеспечение для погружения в мир виртуальной реальности.
В основе обучения с применением виртуальной реальности лежат иммерсивные технологии – виртуальное расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность. То есть, они в буквальном смысле погружают человека в заданную событийную среду [3].
Преимуществ иммерсивного подхода несколько.
наглядность. Виртуальное пространство позволяет детально рассмотреть объекты и процессы, которые невозможно или очень сложно проследить в реальном мире. VR открывает колоссальные возможности.
сосредоточенность. В виртуальном мире на человека практически не воздействуют внешние раздражители. Он может всецело сконцентрироваться на материале и лучше усваивать его.
вовлечение. Сценарий процесса обучения можно с высокой точностью запрограммировать и контролировать. В виртуальной реальности обучающиеся могут проводить эксперименты, увидеть события и решать сложные задачи в более увлекательной и понятной игровой форме.
безопасность. В виртуальной реальности можно без каких-либо рисков проводить сложные технологические операции, оттачивать навыки, экспериментировать и многое другое. Независимо от сложности сценария обучающийся не нанесет вреда себе и другим.
эффективность. Опираясь на уже проведенные эксперименты, можно утверждать, что результативность обучения с применением VR минимум на 10% выше, чем классического формата.
Как видно из всего изложенного выше можно утверждать, что уроки-экскурсии вооружают обучающихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами. Кроме того, уроки-экскурсии помогут выбрать направление профессиональной деятельности по своему интересу, что в период жестоких рыночных отношений позволит в будущем стать конкурентоспособными. Ведь удачно выбранное направление профессиональной деятельности проносит удовлетворение, а соответственно, является большим стимулом к желанию овладеть высоким профессионализмом.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. В 4 томах
3. Виртуальная реальность в образовании, сайт ВШЭ https://www.hse.ru/
Мажова Светлана Александровна
Пластинина Л.И.