Экологическая культура учащихся как один из факторов становления конкурентоспособной личности
Экологическая культура учащихся как один из факторов становления конкурентоспособной личности.
Экологические проблемы в современном мире носят особенно острый характер. Особое место в экологической системе занял человек.
В настоящее время, очевидно, что человечество вступило в критичесий период своей истории- эпоху экологического кризиса, храктеризующегося противоречиями во взаимоотношениях общества и природы, возникновением экологических проблем глобального масштаба.
Причинами экологических бедствий является чрезвычайно низкая экологическая культура нации. В этих условиях особое значение имеет школа, которая в силах дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека. Выразительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб природной среде, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы.
Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности выпускника общеобразовательной школы.
Формирование у детей ответственного отношения к природе- сложный и длительный социально-педагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Формирование отвественного отноения к природе неразрывно связано с процессом овладения научными знаниями об окружающей среде, развитием и укреплением общих мировозренческих представлений учащихся об окружающем мире.
К сожалению, учебный предмет «Экология» в учебный план образовательных организаци влючается все реже. Поэтому возникает необходимость изменения содержания уроков в сторону экологизации, ключения обучающихся во внеурочную деятельность. Так, например:
— в 5-6 классе занятия по внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория » направлены на воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе, развивают потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
— в 6-7 классах расширяется информация об экологическом значении бактерий, грибов, растений, животных в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов (в виде логических опорных схем, цепей питания) в качестве места обитания, глубже раскрываю почвообразующую роль. При изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяется редким и исчезающим представителям местной флоры, причинам, уменьшения их численности
-в 8 классе при изучении разделов системы органов, индивидуального развития организма, подробно рассматриваются вопросы экологии человека, расширяется содержание влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.
-в 9 классе при изучении процессов фотосинтеза, хромосомного набора клетки, модификационной изменчивости ,индивидуального развития организмов необходимо расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.
-в 10-11 классе проводится элективный курс «Экология человека», где рассматриваются вопросы экологического движения, экологического права, коммунальной гигиены, экологической культуры, экологического миропонимания и др.
Формы и методы формирования экологической культуры в современной школе достаточно разнообразны. Овладение ими является важной задачей в воспитательной работе учителя. Основными методами являются, методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Высокая активность учащихся достигается применением разнообразных форм занятий. В формировании экологической культуры особое место занимают дискуссии, позволяющие производить обмен мнениями межу участниками.
В результате использования творческих работ у учащихся формируется активное отношение к миру и к себе, а также повышается вера ребёнка в свои возможности достижения поставленных задач. Что приводит к самореализации личности учащихся.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования и по стандартам ФГОС ООО.
В целом экологическая культура позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.
Список литературы:
1. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015. С. 178–181.
2. Глущенко,О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.-№6.-С.44-52
3. Ермаков Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования / Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2008. - №1. – с.86.-91.
4. https://педпроект.рф/зарипова-казань-мбоу-школа-№101/