Статья «Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. Влияние семьи на воспитание детей»
Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. Влияние семьи на воспитание детей
Вовк Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8»
Каким должен быть учитель, родитель? Чего ждёт учитель от родителей своих учеников и чего, в свою очередь, родители ждут от учителей? Учителя и родители – кто же они на самом деле – единомышленники или конкуренты, друзья или враги? Данные вопросы сегодня как нельзя остро стоять перед каждым современным педагогом.
Русский писатель Лев Абрамович Кассиль говорил, что «семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…» В то же время франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо утверждал: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях».
Государственная политика в области образования важнейшим социальным институтом определяет семью, а родителей рассматривает как равноправных участников учебно-воспитательного процесса. Данные положения, служащие исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей, закреплены в Государственном стандарте, следовательно, вопрос организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей является первостепенным в учебно-воспитательном процессе.
Писатель Александр Иванович Герцен утверждал, что «семья начинается с детей». Конечно, школа может помочь воспитать ребёнка, но она не может конкурировать с семьёй, где закладываются основы воспитания, формируются первые представления ребёнка об устройстве мира, закладываются нравственные идеалы. В то же время, по мнению педагога А. С. Макаренко, самую решающую роль играет поведение родителей. Он утверждает: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда разговариваете с ним, учите его или отдаёте ему приказы. Вы воспитываете его постоянно, даже когда вас нет дома». К сожалению, родители часто не видят ощутимой разницы между понятиями «воспитание» и «образование» и считают, что они дали прочное образование, заставив ребёнка тщательно изучить многие науки.
Сегодня много говорят о качестве преподавания, а также о воспитании в семьях. Многие родители считают, что современный учитель имеет недостаточный уровень профессиональной подготовки, низкие моральные качества, часто не владеет педагогической этикой, считают недопустимым консультироваться с педагогом по поводу проблем, возникающих при воспитании ребенка, как правило, шокированы, когда им рекомендуют обратиться за помощью к школьному психологу. В свою очередь, учителя обвиняют родителей в безответственном отношении к воспитанию своих детей или его полном отсутствии. Получается, что ребёнок часто попадает в непростое положение между школой и семьёй, вынужден приспосабливаться, что не приведёт в итоге ни к чему хорошему. Но когда ситуация доходит до предела, родители всё-таки обращаются за помощью именно к учителю. Получается, что школа действительно может помочь родителям воспитать ребёнка.
Взаимодействие между учителями и родителями начинается с прихода ребёнка в первый класс, проблемы, связанные с особенностями воспитания детей именно этого возраста, привлекают внимание. Это первые трудности и неудачи обучения, и здесь важно научиться решать конфликты по взаимному соглашению всех сторон. Прежде, чем вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, необходимо понять воспитательный потенциал каждой семьи. Для этого каждый учитель, в особенности классный руководитель, должен знать общую информацию о родителях или людях, которые их заменяют, иметь представление о жилищных условиях семьи, о психологической атмосфере в семье, уровне образования родителей и их интересах, понимать степень воспитательного воздействия родителей на своего ребёнка, а также учитывать семейные традиции. Но при изучении условий семейного воспитания важно помнить о «принципе разумной достаточности».
При переходе ребёнка из начальной в основную, а затем старшую школу проблема взаимоотношений учителя и родителей остаётся актуальной. Здесь имеет место кризисный период, который затрагивает не только ребёнка, но и родителей, учителей-предметников. Родители, которые не столкнулись с проблемами воспитания своего ребёнка в начальной школе, как правило, не готовы к снижению успеваемости, даже временной, о чём говорят долгие наблюдения учителей и школьных практических психологов. Наоборот, родители, недовольные успеваемостью ребёнка в начальной школе, возлагают надежды на дальнейшее образование, считают, что в пятом классе всё может начаться заново. Такое поведение часто передается детям, которые начинают «готовиться» к новой жизни. Следует отметить, что учащимся нужно время, чтобы просто адаптироваться к новому ритму и стилю обучения в пятом классе. Здесь не только обучающиеся, но и учителя, и родители сталкиваются с задачей установления эффективного взаимодействия, поэтому очень важно, чтобы будущий классный руководитель пятого класса начал знакомиться с детским коллективом заранее, ещё в начальной школе. Например, можно посетить не только открытые воспитательные мероприятия, но и обычные занятия, понаблюдать за работой учащихся в классе, поведением во время отдыха, обязательно поучаствовать в итоговом родительском собрании в четвёртом классе, встретиться с родителями, познакомиться, рассказать о себе, о том, что ждёт детей в пятом классе, доброжелательно подготовить к трудностям первых дней обучения. Другими словами, учителю для эффективного влияния на развитие, обучение и воспитание детей, следует наладить механизм взаимодейcтвия с родителями на основе партнёрских взаимоотношений.
Школа должна стать местом, где ребёнку по-настоящему тепло и уютно, как в родном доме. Важно, чтобы родители активно участвовали в образовательном процессе – участвовали на занятиях, классных часах, школьных и городских мероприятиях, праздниках, экскурсиях и многом другом, помогали в управлении учебным заведением. Для родителей в течение года должны проводиться концерты, выставки детских работ, конференции, интерактивные встречи, различные совместные спортивные мероприятия. Следует обратить особое внимание на нестандартные родительские собрания, в ходе которых обращать внимание не на плохую успеваемость и плохое поведение ребёнка, а на положительные результаты, советоваться с родителями, не бояться «протягивать им руку», исключить дидактизм в работе с родителями, научиться не учить, а советовать, размышлять, договариваться. Как можно меньше замечаний в дневниках, а вот самые незначительные успехи детей должны быть зафиксированы, не следует забывать выражать в течение всего учебного года благодарности родителям, которые оказали какую-либо поддержку. Это могут быть просто записи благодарности, либо мини-грамоты или молнии. Педагог, который хочет, чтобы работа с родителями в воспитании детей была успешной, должен взять за основу слова педагога В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Конечно, все семьи очень разные, с разными ценностями, проблемами и запросами, и далеко не все родители готовы сотрудничать с учителем, объединить усилия по воспитанию ребёнка, поэтому невозможно дать однозначный ответ, как эффективно взаимодействовать с родителями. Здесь, прежде всего, на помощь должны прийти опыт, терпение, интуиция и мастерство педагога. Учитель и родители не обязательно должны быть друзьями и единомышленниками, иметь одинаковые убеждения и интересы, главное, чтобы они стали партнёрами, научились понимать друг друга, чтобы реализовать общие интересы. Положительный результат будет достигнут, когда процесс взаимодействия учителя и родителей будет хорошо продуман, носить системный характер.
Важно придерживаться принципов взаимодействия между учителем и родителями. Прежде всего, поддерживать благоприятные условия для развития каждого ребёнка, заботиться об улучшениях его жизни, проявлять доброжелательность, взаимоуважение, последовательно соотносить общие требования в школьной и семейной сферах жизни ребёнка. Но главное, соблюдать принцип действия, то есть реальные совместные практические действия, способствующие счастливому развитию ребёнка.
Эффективность взаимодействия между учителем и родителями будет в том случае, когда учитель действительно будет нуждаться в родителях, в объединении совместных усилий, и когда родители станут его союзниками, постоянно нуждающимися в советах и дружеской помощи педагога.
Список использованной литературы:
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. – М.: Сфера, 2009. – 256 с.
Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя / Л. Б. Каверина//Классный руководитель, 2006. - №7. - С. 43 – 49.
Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы / Н. И. Москвина // Классный руководитель, 2005. - №5. - С.102 – 107.
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - М., 2005. С.298-314.