Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. Влияние семьи на воспитание детей

8
0
Материал опубликован 12 May 2021 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью

«Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. Влияние семьи на воспитание детей»



Взрослым о детях: психология в примерах.


Педагог-психолог

Корнеева Надежда Вячеславовна

Из всех специалистов, работающих с детьми, детский психолог находится в наиболее двусмысленной ситуации. С кем, по-вашему, он должен работать? Кажется, ответ очевиден. С детьми. Но каждый детский психолог знает, что у детей нет собственных психологических проблем, так как их проблемы – это отражение проблем родителей.

Таким образом, решая проблемы ребенка, необходимо работать с его родителями.

Однако, всем кто работает с детьми хорошо известно, что самым трудным моментом является вовлечение родителей в совместное разрешение проблем ребенка.

Взаимопонимание между психологом и обратившимся к нему взрослым улучшается, если психолог использует отдельные примеры, образы, притчи, басни и т.п., что оказывается более эффективным для осознания ситуации, чем объяснение проблемы с помощью логических рассуждений. Приведу несколько примеров такого взаимодействия.



О воспитании.


Все мамы и папы, бабушки и дедушки хотят воспитать в детях лучшие человеческие качества, но непроизвольно взращивают и «отрицательные» черты, которые являются спутниками взросления каждого ребенка.

Об этом в аллегорической форме рассказывает стихотворение китайского поэта

Бо Цзюй-и.

«Спрашиваю у друга».

Посадил орхидею,

Но полынь я не сажал.

Родилась орхидея,

Вместе с ней родилась полынь.


Неокрепшие корни

Так сплелись, что не расцепить.

Вот и стебли и листья

Появились на свет и растут.


И душистые стебли

И горькие листья травы

С каждым днем, с каждой ночью

Набираются сока и сил.


Мне бы выполоть зелье –

Боюсь орхидею задеть.

Мне б полить орхидею –

Боюсь я полынь напоить.


Так мою орхидею

Не могу я водой оросить.

Так траву эту злую

Не могу я выдернуть вон.


Я в раздумье: мне трудно

В одиночку решенье найти.

Ты не знаешь ли, друг мой,

Как с этим несчастьем мне быть?

(читаю сама или даю родителям распечатанный текст)


Часто родители недовольны некоторыми чертами характера своего ребенка и, если им прямо сказать, откуда берутся эти качества, то скорее, всего диалога не получится. А прочитав стихотворение, у родителя появляется пища для размышлений и многим из них уже не нужны никакие комментарии.


Мы часто стремимся максимально помочь нашим детям, делая за них многие вещи, которые как нам кажется, для них трудны, а нам привычны. Знакомая всем картина: дети собираются на прогулку. Все одеваются, а кто-то сидит и ждет, когда к нему подойдет взрослый, и начнет его экипировать на улицу. У одной моей знакомой сын уже подросток, но до сих пор не умеет завязывать шнурки, так как до школы бабушка выполняла эту функцию за него, а потом было уже не досуг и родителям пришлось покупать сыну ботинки на липучках. Прошли годы. В итоге мама идет из магазина нагруженная пудовыми сумками, а следом взрослый сын с развязанными шнурками.


Чаще всего встать на ноги мешает шея, на которой сидишь.


Задача взрослых – не сделать жизнь ребенка беспроблемной, а научить его решать проблемы и брать ответственность на себя. Очень хорошо данную ситуацию отражает сказка Леонардо да Винчи «Орех и колокольня».


Ворона раздобыла орех и полетела на колокольню. Там она устроилась и стала долбить его клювом. Но видимо, держала его не слишком крепко, и орех выскользнул и попал в расселину стены. Орех стал просить стену, чтобы она дала ему защиту. Колокола неодобрительно гудели, предупреждая, что орех может быть опасен для стены. Но она пожалела орех и решила оказать ему гостеприимство, оставив в щели, куда он закатился. Прошло время. Орех освоился и пустил корни. Они начали вгрызаться в гостеприимную стену. Вскоре из расселины выглянули наружу первые ростки. Орешник рос и набирал силу. Вскоре он уже возвышался над колокольней. А бедная стена все больше страдала от цепких и напористых корней, которые разрастаясь, разрушали старую кладку и выталкивали кирпичи и камни. Слишком поздно стена поняла, насколько коварным оказался жалкий орешек с его заверениями жить тише воды и ниже травы.


Как часто воспитанием детей занимаются родители, бабушки-дедушки и другие родственники с разными подходами и требованиями к ребенку. В результате, из-за того, что нет единой линии поведения у взрослых ребенок растет дезориентированным. Например, папа объясняет сыну, что надо отстаивать свои права кулаком, а мама, говорит, что сильным аргументом являются слова. В итоге, ребенок, доверяя обоим родителям, в сложной ситуации не знает, как поступить.

Очень хорошо эту ситуацию отражает басня И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Мораль:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Многие родители отлично знают, каким они не хотят видеть своего ребенка. И транслируют ему именно это. А отсутствие конкретных, ясных целей приводит к тому, что поступая непоследовательно невозможно предвидеть результат.

Об этом очень хорошо пишет Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес». Алиса спрашивает у Чеширского кота: «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?» - «А куда ты хочешь попасть?» - ответил Кот. – «Мне все равно…» - сказала Алиса. – «Тогда все равно, куда и идти», - заметил Кот. – «Только бы попасть куда-нибудь», - пояснила Алиса. – «Куда-нибудь ты обязательно попадешь», - сказал Кот. – «Нужно только долго идти, никуда не сворачивая!»


О наказании.


Наказание – это некоторое действие, после которого ребенок перестает делать то, что не нравится взрослому. Если ребенок продолжает делать что-то, то это означает, что взрослый не наказывает, а, напротив, подкрепляет действия ребенка.

Скиннер провел множество экспериментов, которые доказывают неэффективность наказания. Он утверждал, что наказание лишь подавляет поведение, но когда страх проходит, интенсивность подавленного поведения возвращается к прежнему уровню. Согласно Скиннеру, альтернативой наказанию должно быть угашение реакции, то есть взрослый не замечает поведения, которое ему не нравится, но интенсивно поощряет поведение, которое хочет развить у ребенка.


Очень хорошо подтверждает данную позицию сказка Ушинского К.Д. «Ветер и солнце».

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.


- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что плаща ему не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.


О самооценке.

Основа уверенности – это адекватная самооценка. Самооценка, основанная на том, что о вас говорят другие, неверная. Так как каждый человек видит мир по-своему, то есть, сколько людей – столько и мнений о вас. И если стремиться угодить мнению других о вас, то может получиться как у С.Я. Маршака в сказке «Мельник, мальчик и осел». В первых изданиях она заканчивалась словами, которые в последующих переизданиях не публиковались, а жаль.

Как поживаешь,

Мой маленький друг?

Слушай поменьше,

Что мелют вокруг,

Чтобы не вздумал

Прохожий любой

Скверную шутку

Сыграть над тобой.

Адекватная самооценка формируется на основе результатов действий, а не на основе оценки вас другими людьми.

Есть такой проективный тест. Испытуемому предлагают написать на листочке три качества или черты характера, которые больше всего раздражают его в других людях. И, как правило, именно эти подавляемые качества есть у испытуемого, то есть люди приписывают другим то, что происходит с ними. Очень хорошо эту мысль отражает фраза:


«Когда у тебя есть только молоток, все вокруг похоже на гвоздь».


Существует такое мнение, что для повышения самооценки необходимо искоренить все свои недостатки. Но есть и другая точка зрения.

Однажды, посмотрев тренировку советских футболистов, знаменитый Пеле сказал, что знает, почему они так часто проигрывают:

«Надо развивать достоинства, а не искоренять недостатки»

О намерениях.

«В жизни есть только две вещи: причина и результат, но причина не в счет».

Роберт Энтони


Очень важно донести до сознания ребенка, что оценивают результат, а не намерение.



О кризисах.

Как часто приходится слышать в адрес ребенка слова: непослушный, несносный, невозможный, неуправляемый и т.п. Иногда создается впечатление, что беспроблемный ребенок – это тот, у кого нет желаний, потребностей, кто не доставляет хлопот и забот взрослому. Есть очень хороший анекдот на эту тему:

Домашнее животное должно быть тихим, спокойным и не приносить хлопот хозяину. Вот, например, чучело совы…

Развитие личности ребенка всегда проходит через кризисы, которые должны доставлять проблемы его родителям. Формирование личности – это осознание собственных желаний и нежеланий. В такие переломные моменты ребенок пробует свои возможности и проверяет реакции близких на свои действия. Спокойный и покладистый ребенок вдруг начинает бунтовать. В кризисный период происходит решительная смена всей социальной ситуации развития ребенка: вместо прежних возникает новый тип отношений ребенка и взрослого; происходит смена одних видов деятельности другими. Переход этот нередко сопровождается проявлениями негативных черт поведения. Если взрослые пытаются «сломить» детское упрямство, возникает психологическая защита. При «победе» взрослого, ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным.

«Опереться можно только на то, что сопротивляется».

                                                                        Стендаль.

О совершенстве.

Как часто можно услышать разговоры о том, что у тети Маши дети послушнее, а у тети Тани талантливее. Мир устроен так, что вне зависимости от наших желаний и стремлений мы не найдем совершенства в людях, живущих рядом с нами, да и в нас самих. Поэтому мы должны соотносить наши требования к детям с их возможностями.

В сказке А. де Сент-Экзюпери о Маленьком принце есть очень хороший момент, когда принц разговаривает с Лисом. Лис расспрашивает принца о его планете:

-А на той планете есть охотники?

-Нет.

-Как интересно! А куры есть?

-Нет.

-Нет в мире совершенства! – вздохнул лис.



Об играх и учебе.

«Мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть»   К. Гросс

Игра для ребенка – серьезное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. Игра для ребенка – это также одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы. Понаблюдайте за игрой ребенка. Как он играет, что выбирает, чего избегает? То, каким образом ребенок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни. Игра с детьми – это решение проблемы, поиск ответов, цепочки вопросов: «Как? Откуда? Зачем? Почему?». Давать систему знаний о предметах и явлениях, как поиск сути, например, через сказку.


Маленький цыпленок, гуляя, почувствовал себя одиноким, ему стало скучно, и он решил подыскать себе приятеля для игры. Первым, кого он встретил, был земляной червь. В ответ на приглашение поиграть с ним он ответил: «Ну как же я могу с тобой играть, когда ты такой большой, а я такой маленький!» Расстроился цыпленок, что он такой большой и побрел дальше и встретил теленка. В ответ на просьбу поиграть тот сказал: «Как я могу с тобой играть, когда ты такой маленький, а я такой большой?» «Какой же я на самом деле?» - спросил себя озадаченный цыпленок, и после размышлений догадался, что все относительно. (Норвежская сказка).


Сейчас в магазинах представлен огромный арсенал игр на развитие мышления, воображения, памяти, которые позволят детям научиться сравнивать, сопоставлять, обобщать, ориентироваться в пространстве.

Игра научит ребенка терпению, умению подчиняться правилу, соотносить свои желания с потребностями других участников, достойно принимать поражение и в конечном итоге подготовит ребенка к обучению в школе.

Самое трудное для детей – это систематическая учеба. Похожей на игру она может быть только на первых порах. При выработке любого навыка требуется преодоление себя. Покажем это на примере сказки Леонардо да Винчи «Кремень и огниво».

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

-С чего ты так набросился на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

-Не сердись попусту, сосед, - с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.


Прежде чем ребенок почувствует вкус к учебе, пройдет немало времени, и до тех пор взрослые должны следить, чтобы огонек мотивации к учебе был ровным и не угасал.

Исследование психологов показали: причиной школьной не успешности многих детей, их плохой успеваемости стало как раз то, что в дошкольном возрасте ребенок «не доиграл». В погоне за ранним развитием детей, взрослые лишают ребенка возможности играть, а взамен сажают их за парту, осваивать чтение в 4 года, а навыки самообслуживания при этом могут быть не сформированы. Дошкольное детство - это время освоения сенсорного, чувственного и двигательного опыта, который составит в дальнейшем фундамент, на котором ребенок сможет построить собственную мировоззренческую систему, осмыслив каждый факт и сопоставив его с другими. Эффективное завершение этого развития способствует не только формированию более высокого интеллекта, но и тех личностных особенностей, которые в дальнейшем составят необходимую основу творчества: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы, а не просто решить поставленную задачу или пассивно запомнить то, что предложил взрослый.

Хорошее образование должно оставлять желание учиться дальше.

                                                                                                     Алан Грегг

О взрослых и детях.

«С ранних лет мы растем в сознании, что большое – важнее, чем малое.

- Я большой, - радуется ребенок, когда его ставят на стол.

-Я выше тебя, - отмечает он с чувством гордости, меряясь с ровесником.

Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться, трудно мелкими шажками поспевать за взрослым, из крохотной ручонки выскальзывает стакан. Неловко и с трудом влезает ребенок на стул, в коляску, на лестницу; не может достать дверную ручку, посмотреть в окно, что-либо снять или повесить, потому что высоко. В толпе заслоняют его, не заметят и толкнут. Неудобно, неприятно быть маленьким.

Уважение и восхищение вызывает большое, то, что занимает много места. Маленький же повседневен, неинтересен. Маленькие люди – маленькие и потребности, радости и печали.» (Я.Корчак)


Бутон – это совершенный бутон, а не несовершенная роза.

                                                                                             Джон Энрайт

«…Мы пестуем, заслоняем от бед, кормим и обучаем. Ребенок получает все без забот; чем он был бы без нас, которым всем обязан? … Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Развиваем достоинства, подавляем недостатки. Направляем, поправляем, приучаем. Он – ничто, мы – все. Мы распоряжаемся и требуем послушания.

Чувствуем тяжесть наших шагов, неповоротливость корыстных движений, скупость восприятий и переживаний. А ребенок бегает и прыгает, смотрит, на что попало, удивляется и расспрашивает; легкомысленно льет слезы и щедро радуется…

Это у нас убегают важные минуты и годы; у него время терпит, успеет еще, подождет.» (Я.Корчак)

В заключение хочется привести некоторые высказывания детей, которые отражают их стремления, желания, мечты.


Если бы я был волшебником, я бы обязательно сделал так, чтобы мама с папой не ругались. (Рома 6 лет)


Когда вы признаете, что человек напротив вас – такой же, как и вы, имеет те же права и возможности, что и у вас, у вас не возникает потребности, осознанной или нет, вести себя с ним, не сохранив самообладания. Конкордия Антарова

Я была бы самым счастливым ребенком, если бы мама или папа читали бы мне перед сном. А они не читают, говорят, нет времени. (Ася 6,5 лет).

Бабочка считает не месяцы, а минуты. И у нее достаточно времени.

                                                                                              Рабиндранат Тагор

Я очень люблю, когда к нам приезжает бабушка, потому что она со мной играет. А родители не играют, говорят: «Нет у нас такой возможности, работать надо».


Тот, кто хочет, - ищет возможности, а кто не хочет – ищет причины.


Ребенок спрашивает у мамы:

-Мама, а кем ты хотела стать, когда была маленькая?

Мама отмахивается и говорит: «Да, никем».

-Вот ты и стала никем. (Маша 4 года)


Когда я вырасту, я обязательно буду любить своих детей. (Настя 7 лет)



Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.   Эрма Бомбек

-О чем я мечтаю?

- Я мечтаю … о сестре, о том, что мы с мамой пойдем в театр, а потом в цирк; мечтаю о лете, о том, что когда вырасту, буду большой и умной. А вообще я о многом мечтаю. (Катя 6 лет)


Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако тебе, возможно, придется ради этого потрудиться. Ричард Бах.


Литература.

1.Бо Цзюй-й. Спрашиваю у друга: Антология китайской поэзии: В 4т.Т.2. Династия Тан.-М., 1957

2.Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990

3.Крылов И.А. Басни. М., 1979

4.Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес, 1979

5.Маршак С.Я. Произведения для детей. Собр.соч.:В 8т.Т.2.М., 1968

6.Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц. М., 2004

7.Ушинский К.Д. Ветер и солнце// Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/Под ред. В.И.Логиновой. М., 1990

8.Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. СПб.,2004

9.Электронная энциклопедия Elenc.ru

10. Корчак Я. Как любить ребенка. М.,1990.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации