Статья «Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. Влияние семьи на воспитание детей»
Статья «Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. Влияние семьи на воспитание детей»
В современной системе образования происходят существенные изменения. Государство ставит все новые и новые задачи перед образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными, которые непосредственно связаны с осуществлением разностороннего развития и воспитания подрастающего поколения.
В текущих условиях существуют некоторые затруднения, которые усложняют взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Современный жизненный темп вынуждает педагогов вести взаимодействие с родителями, используя различные подходы, не навязывая однообразные формы работы.
Осуществление процесса партнерских взаимоотношений дошкольной образовательной организации и семьи должно быть направлено на активное включение родителей в процесс учебно-воспитательной работы, в досуговую деятельность вне занятий, а также сотрудничество педагогов с детьми. В связи с этим существует ряд основных форм педагогического просвещения: групповые и индивидуальные.
К групповым относят: родительские собрания, открытые занятия, праздничные мероприятия, дни открытых дверей для родителей и т.д.
К индивидуальным относят: беседа с родителями, консультации, переписки, индивидуальные поручения, посещение на дому.
Каждая из представленных форм выполняет следующие функции:
- информационная - сведения о этапах развития ребенка, даваемые педагогом родителю;
- формирующая – ребенок рассматривается родителями как субъект учебной деятельности;
- воспитательно-развивающая – воспитание и выработка правильного отношения родителей к ребенку через взаимодействие педагога с родителем;
- бытовая – усовершенствование и понимание отношений между родителями и детьми;
- контролирующая – педагогический контроль развития осознанного отношения родителей к ребенку через взаимодействие педагога и родителей;
- охранно-оздоровительная – сохранение здоровья ребенка.
Формы взаимодействия могут быть традиционные и инновационные.
К традиционным относят: родительские собрания, организация работы с родительским комитетом, организация соревнований, консультации, беседы, конференции, совместные праздники.
К инновационным относят: сетевое взаимодействие, родительские клубы, час вопросов и ответов, тренинги, привлечение специалистов, обмен опытом.
В связи с тем, что все дети и их семья отличаются друг от друга, большое значение имеет индивидуальная форма работы. Открытый разговор может оказать существенное влияние на родителей, таким образом меняя отношение к ребенку, к педагогу и детскому саду, к проблемам группы.
Если родители начнут выступать в содружестве с ребенком, соответственно появится положительное влияние на успех детей. Очень важно завоевать доверие родителя, расположить его к себе, вызвать желание рассказать о своих мыслях, сомнениях с педагогом. Все это поможет лучше узнать и понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и дошкольном учреждении.
Внимательное отношение, проникновенный взгляд и неторопливая речь помогут успешному межличностному взаимодействию.
Групповая работа больше подходит для организации психологического просвещения родителей, встреч с руководством образовательного учреждения по самым насущным проблемам дошкольной жизни в целом. При групповой форме взаимодействия родители могут вести обмен опытом, перенимая друг у друга определенные навыки. Эффективной данная форма работы будет в том случае, если родители участвуют в планировании взаимодействия образовательного учреждения.