Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. Влияние семьи на воспитание детей

6
0
Материал опубликован 13 May 2021

«Через тернии к большой звезде»

Михайлова Елена Александрова,

Учитель математики МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары


«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»
(Г.В.Плеханов)

При работе с детьми, несомненно, нужно учитывать и прислушиваться к мнению их родителей, необходимо поддерживать постоянную связь и регулярно проводить совместные мероприятия, выезды, собрания. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на формирование личности, на выявление одаренности у ребенка.

Если родителям школьников задать  вопрос «Чего вы хотите для своего ребенка?» отвечают: «Мы желаем нашему ребенку счастливого будущего, успешной карьеры и побед». Всем известно, что в наше время популярным способом поступления в ВУЗы выбирают олимпиадное движение.

В учебном процессе я, учитель математики МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары, уделяю большую часть времени внеурочной деятельности именно подготовке и участию в олимпиадах, так как родители, прежде всего, верят в победы детей.

Свою статью я хочу посвятить именно одаренности обещающихся и рассказать о результатах плодотворной работы в рамках моего проекта «Сириус, свети ярче».

Кто такой одаренный ребенок?
Это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в этом или ином виде деятельности.
В настоящий момент образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных, умственных и физических способностей, одаренности и таланта.
Целью обучения математике в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе.

Для работы с одаренными детьми необходимо наличие математических способностей. Как же их определить? Из них самыми важными, на мой взгляд ,являются:
1. Быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснения учителя.
2. Логичность, самостоятельность мышления.
3. Находчивость и сообразительность при изучении математики.
4. Быстрое и прочное запоминание материала.
5. Высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала.
6. Пониженная утомляемость при занятиях математикой.
7.Способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли.

В работе с одаренными детьми эффективными являются такие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Помимо возможности развития одаренных учащихся на уроках математики, есть возможность реализации целей развития способных детей и во внеучебное время, во внеклассной работе. Основной формой внеклассной работы во время учебного года являются кружковые занятия. Одна из основных функций кружковых и факультативных занятий – это подготовка способных учащихся к участию в олимпиадах. Моей работой с одаренными детьми является проведения кружка по математике «Занимательная математика». Целью кружковой работы является не только овладение учащимися умениями и навыками, но развитие в детях математических способностей, различных качества ума, вычислительной культуры, элементов творческой деятельности, научного мировоззрения. На кружок дети ходят с удовольствием. В работе я использую различные методы, такие как игровой, групповой, проблемно-поисковый и метод самостоятельной работы учащихся.
Традиционной уже стала система дистанционного обучения. В связи с этим меня заинтересовали курсы, организованные Чувашским государственным институтом образования ,Чувашским государственным университетом им. И. Н. Ульянова, различными ведущими вузами страны .«Основы разработки дистанционных курсов», которые помогли совершенствовать работу на личном сайте учителя математики Е.А.Михайловой. Этот сайт позволяет ребятам работать в свободном режиме в каникулярное время, можно постоянно поддерживать контакт с учителем, помогает детям научиться управлять процессом усвоения знаний, приучает к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

Вот уже несколько лет работаю над проектом «Сириус, свети Ярче!» Этот проект даёт свои результаты, вот уже 8 человек смогли съездить в образовательный центр Сириус в математическую смену.

В проекте более 100 участников - экипажи 11в, 10а, 9а и 8в классов нашего лицея, а также студенты, выпускники нашей школы. Вот, что говорит Юлия Каунова, ученица 10 класса МБОУ «Лицей 44», участница нашего проекта:

«С 5 класса мы углубленно начали заниматься олимпиадной математикой и уже через год в 6 классе показали блестящие результаты, став призерами городского этапа Всероссийской олимпиады школьников за 7 класс. Благодаря этому достижению нам предоставили возможность принять участие в отборочном этапе в ОЦ «Сириус» в город Сочи. Успешно пройдя отборы в разные года, 8 участников нашего проекта стали участниками образовательных смен, в том числе я, дважды съездила в Сириус, где познакомилась с ведущими преподавателями страны, с детьми из разных областей и республик, прорешала множество олимпиадных задач и получила большой опыт. В 7 классе мы начали активно пробовать себя в олимпиадах республиканского и российского уровня, участвовали в олимпиаде им.Эйлера за 8 класс и прошли на заключительный этап. Кроме того, наши ученики призеры перечных олимпиад, таких как: покори Воробьёвы горы, олимпиада СПБГУ, олимпиада им. Курчатова, Шаг в будущее, массово ездили в Москву на турнир им.Ломоносова, турнир им.Архимпеда и турнир им. Вернандского, Математический праздник и устную математическую олимпиаду, где показали высокие результаты. Благодаря призерству на олимпиаде Надежды энергетики я была приглашена на инженерную смену в ОЦ Смена и на смену в ВДЦ «Артек», а одноклассники, победив в олимпиаде «Росатом» были приглашены в ОЦ «Спутник» и выиграли путевки в Артек. Участвуя в проекте «Сириус, свети ярче» я отвечаю за составление сборника задач олимпиад разных уровней для параллелей 5-11 классов».

Воробьев Дмитрий ученик 10а класса делится: «В проекте «Сириус, свети ярче» я ответственный за внеклассные работы по математике. Каждый год в лицее проводятся различные интересные мероприятия, такие как: "Математический КВН, "Математический биатлон", "Математические бои", «Математическая карусель», различные викторины, командные соревнования, лекционные занятия, где мы проводим занятия после уроков по олимпиадным темам. В конце каждого интерактива мы разбирали каждую задачу и анализировали проделанную работу. На основе отзывов мы улучшаем формат проведения олимпиад и делаем их интереснее. Являясь участником образовательного центра Артек и образовательной смены «ЧувГугол», я выступал с беседой о том, к каким источникам обращаться для подготовки к олимпиадам. В связи с коронавирусной инфекцией наша работа не остановилась. Мы перешли на дистанционный формат и проводили занятия по разбору олимпиадных задач в Zoom».

Портнов Тимур, ученик 10а класса комментирует:
«Благодаря усердной работе в прошлом году я стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, набрав максимальный балл в своем регионе, поэтому в этом учебном году попал на октябрьскую математическую смену в ОЦ «Сириус». В Сириусе я познакомился с умными ребятами из разных регионов нашей страны, и новыми педагогами. Например, нашим преподавателем был Сергеев Олег Михайлович, доцент кафедры Ярославского государственного университета. В день у нас было 4 лекции по 2 часа. На лекциях мы разбирали олимпиадные темы, например, я узнал о теореме Хелли, о теореме Паскаля и так далее. Все темы я отправлял своим одноклассникам, и мы вместе решали задания. Новые темы я объяснял им сам, иногда они помогали мне с решениями данных задач, так как по ним выставлялся рейтинг всех учеников. В целом смена для меня прошла успешно и надеюсь, что полученные знания помогут мне в будущем».

Студенты не только проводят лекции, объясняют материал, но и решают вместе с ребятами олимпиадные задачи. Таким образом, поддерживается непрерывность обучения: от нынешних учеников до студентов. Ребята благодаря такой преемственности вырастают настоящими звёздочками, достойными Сириуса.



Список литературы:

В. Леви «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок»

https://infourok.ru/statya-rabota-s-odarennymi-detmi-4590927.html

Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.

Квалиметрия одаренности: проблемы и реальность / А. Ю. Буров
// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 39-46. - Библиогр.: с. 45-46.

  Поддержка талантливых детей / Е. Я. Шумакова
// Одар. ребенок. - 2011. - № 4. - С. 79-84.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации