Статья «Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. Влияние семьи на воспитание детей»
«Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей.
Влияние семьи на воспитание детей»
Учитель начальных классов
Черникова И.В.
Сегодня востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС) и запросам общества. Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. По существующему законодательству о семье родители несут ответственность за воспитание детей. В семье складываются идеалы человека и первые представления о нравственности, добре и зле, правилах общения и трудовых навыках. Успех в воспитании ребенка зависит от того, как тесно сотрудничают школа и семья. Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит многое. При этом семья должна рассматриваться как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.
С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.
Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей.
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций. Поэтому правильно и умело построенная воспитательная работа в начальной школе имеет большое значение. Российское образование признаёт ведущую роль родителей в воспитании личности, поэтому их включение в жизнь школы важно для развития их ребёнка.
Взаимодействие семьи и начальной школы - это процесс длительный, долгий и кропотливый труд, который требует от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Воспитание неравнодушного и совестливого человека во все времена сложно представить без влияния на него ближних родственников.
Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях должны присутствовать доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения. Только хорошо продуманная совместная работа с семьёй школы обеспечивают должный эффект в воспитательной работе. Согласованность в деятельности семьи и классного руководителя во многом определяет результаты воспитания нашего будущего поколения.
Эффективное взаимодействие педагога и родителей возможно через организацию и проведение различных видов деятельности. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности учителя.
Успех сотрудничества семьи и учителя обеспечивается благодаря:
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей, уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
На классном руководителе в начальных классах лежит огромная ответственность. Индивидуальный подход к каждой семье один из самых главных принципов в работе классного руководителя. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Классное родительское собрание остается основной формой работы с коллективом родителей. Родители сами могут определить темы нескольких родительских собраний, на которых они смогут узнать что-то новое и важное о воспитании своих детей.
Современное поколение родителей очень молодое и нуждается в педагогической и психологической помощи. Поэтому к подготовке родительского собрания я подхожу основательно. Классные собрания проводятся раз в 2 месяца. На обсуждение выносят 3-4 вопроса (один вопрос готовит учитель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, школы, родительского коллектива.
В ходе проведения собраний я использую различные формы и виды деятельности. При подготовке к собранию желательно оформить выставку детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился.
Анализирую учебные достижения учащихся класса, знакомлю родителей с результатами учебной деятельности класса, с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, отношение к учёбе, одноклассникам, внешний вид и другие вопросы. На каждом собрании отмечаю успехи и резервы каждого ребёнка. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалю, то всех.
В инновационных формах работы, с семьями обучающихся и воспитанников начальной школы реализуется принцип партнерства, диалога. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить такие как: родительские чтения, родительские вечера, деловая игра, практикумы, тренинги, круглый стол, электронный журнал, Интернет - консультации, информационный лист ученика, портфолио учащегося. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Поэтому в своей работе с родителями переписка в чате используется довольно широко. (Информация в школьном дневнике и электронном).
Привлекаю к участию родителей в Интернет - форумах и блиц-опросах. Задачей классного руководителя является информирование родителей о времени и тематики опросов и форумов. Родители, имеющие выход в интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с учителем, достаточно эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично, особенно в период пандемии. Консультации проводятся как индивидуальные, так и групповые. Классный руководитель должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. (Например, как готовить домашние задания, как правильно читать книгу с ребенком, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном; как готовить руку ребенка к письму и т.д.). В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.
Учитывая занятость родителей, даже телефонный разговор считаю достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.
В своей воспитательной деятельности важным считаю внедрение в практику принципа обучения и воспитания успехом.
Опираясь на воспитательный потенциал семьи, классный руководитель сможет более успешно и на более высоком качественном уровне решать сложные задачи современного воспитания учащихся.
Все родители хотят видеть своего ребенка: здоровым; умным (образованным); счастливым; воспитанным (порядочным, уважительным, честным, человечным); подготовленным к жизни (самостоятельным, трудолюбивым, конкурентоспособным).
Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Для взаимодействия с семьей, установления доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, а также для проникновения в проблемы каждого и успешного разрешения различного характера педагогических ситуаций в своей работе использую различные формы и методы работы. Организую психолого-педагогическое просвещение родителей. Стараюсь создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей; привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми. Для этого использую индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями. Индивидуальные консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Особенно актуальны они для родителей первоклассников, так как способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Классного руководителя интересуют условия жизни ребенка, отношение ребенка к членам семьи, отношение к нему родственников. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
Семья и школа играют главную роль в жизни ученика, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.
Школа – это не просто место, где учат и воспитывают детей, сейчас школа – это партнер, помощник родителей в нелегком деле развития личности ребенка. Чтобы сделать это родители и учителя должны объединить свои усилия. Только вместе они смогут вырастить гармоничного и успешного человека. Учитель должен установить партнерские отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Родители должны видеть в учителе друга, человека, который всегда придет на помощь, выслушает, подскажет, поддержит, даст верный совет.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Без родительского участия процесс воспитания невозможен или неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что применение инновационных форм взаимодействия благотворно влияет на обучение и воспитание ребенка.