12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессонова Bиктория Анатольевна50037
"Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения."
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»
g1619515771.png
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

В «Программе воспитания в детском саду» есть раздел «Игра и организация жизни детей», в котором выделен подраздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.) каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие. Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски.

Инициативность, как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности.

Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, затем они должны их выполнять. С. Шоломович указывает, что в детских садах воспитатели иногда принимают за самостоятельную музыкальную деятельность некое ее подобие – подражание детей взрослым. Дети копируют их манеру исполнения песен, поведение в определенных ситуациях, но при этом не согласовывают свои действия, ни с характером музыки, ни со средствами музыкальной выразительности. Особенно это очевидно, когда дети организуют игры в «концерт», «музыкальное занятие». Конечно, в таких играх присутствуют некоторые элементы самостоятельной музыкальной деятельности: пение песен, проведение хороводной игры. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне.


Источники самостоятельной музыкальной деятельности.


Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. На музыкальных занятиях дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным дей­ствиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в само­стоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения хором и индивидуально, то дети сами смогут по своему желанию петь без поддержки фортепиано.

Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку. Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницу жиз­ни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после прове­дения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной дея­тельности в семье. Самые распространенные из них - это детские музыкальные радио - и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзапи­сей и т.д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Диафильмы с музыкальным сопровождением, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребенка желание повторять полюбившиеся ему песни.

Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, аудиозаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы.

Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечения также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.


Виды самостоятельной музыкальной деятельности.


Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красев «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо».

Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.).

В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах и кубиках.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют полевки, песенки, придумывают пляски, построе­ния, используя знакомые движения.

В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соот­ветствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад», мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змей­кой, парами). Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музы­кально-дидактические игры, которые развивают у ребят способ­ность к восприятию, различению основных, свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два бараба­на», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направле­ние мелодии и ее ритм.

Дети в самостоятельной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои.

Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, харак­теризуя какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый».

Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организу­ют «оркестр» и выбирают дирижера.

В самостоятельной практике детей может иметь место и слуша­ние музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в ис­полнении мастеров искусств.

Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкаль­ной деятельности, по собственной инициативе применяют свой му­зыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной прак­тики.

Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной развивающей среды: музыкальных уголков, зон, студий и др. В таком уголке уже в средней группе должен быть набор технических средств: магнитофон или СD-плеер, диски, аудиозаписи, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные) т. е. макеты, изготовленные воспитателями, кроме того различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» по песенному репертуару, дирижерская палочка. Здесь же вывешивать и периодически менять портреты композиторов классиков, авторов музыки для детей.

В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, так как у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это неваляшки, шарманки, кубики, органчики, колокольчики, шуршалки. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.

Пособия для старших детей, по определению Н. А. Ветлугиной, бывают двух видов: А) требующие участия взрослого – магнитофонные записи, СD, и радио, телевизор. Б) а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, барабаны, бубенцы, трещотки, музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки, самодельные игрушки и т. д.)

Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. В «концерте» ребята организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей – «артистов», для своих товарищей «зрителей», с непременным участием «ведущего». В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами орга­низовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок дол­жен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Для характеристики детской деятельности важно отметить сле­дующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечат­ления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным пес­ням, хороводам, какому-либо виду деятельности; формы органи­зации самостоятельной деятельности.

Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр», выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. В самостоятельной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, барабанчиках, бубенцах, дудочках и т. п.

Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр» и выбирают «дирижера». В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по просьбе детей использует аудиозаписи, СD, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств. Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музыкальной деятельности в своей повседневной деятельности.


Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.

Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражне­ний; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполне­нии тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть. Игра — следующая форма организации самостоятельной музы­кальной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкаль­ного репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.

Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможно­стью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкаль­ное лото», дети различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесен­ки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Игра – следующая форма организации самостоятельной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы. Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», дети различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание разных инструментах.


Роль воспитателя и музыкального руководителя в организации

различных форм музыкальной деятельности.


Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он представлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

Во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

Во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

В-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды (музыкальные уголки). Воспитатель должен интересоваться каково музыкальное окружение ребенка в семье. Посещение театра и кино оставляет у детей сильное впечатление. Прослушивание радио и телепередач, также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Немаловажную роль играет просмотр выступлений воспитанников детских садов.

Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельности – это его соучастие в ней. Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы. К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» м т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. За общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятиях.

Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на инструментах и т.д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх, на про­гулках.

Важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вы­зывали желание повторять выученные произведения.

Помимо занятий, определенное влияние на возникновение само­стоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утрен­никах и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок, песен, хо­роводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых дети могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звуча­ние музыки, позволяет детям и в музицировании действовать ак­тивнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют их в новых сочетаниях.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее от­далением месте. В распоряжении детей должно находиться неболь­шое количество инструментов, настольных музыкально-дидактиче­ских игр и различных самоделок - нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окру­жение ребенка в семье. Во многих семьях есть радиолы, проигрыва­тели, магнитофоны. Создано немало пластинок и для детей: народ­ные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы («Мойдодыр» Ю. Милютина, «Слоненок идет учиться» Б. Чайковского и др.).

Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впе­чатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.

В семье дети часто слушают радио- и телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытают­ся отразить в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников но­сит, инициативный, творческий характер, основывается на приобре­тенном опыте, отличается многообразием форм и является началь­ным проявлением самообучения.

Используемая литература:

1.http://detstvogid.ru/realizatsiya-samostoyatelnoy-muzyikalnoy-deyatelnosti-doshkolnikov/.html

2. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ ?id=27792

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.