Статья «Эффективные формы организации конкурсно-выставочной деятельности»
Эффективные формы организации конкурсно-выставочной деятельности
Орлова А.Р., педагог-организатор МАУ ДО-ДДиЮ
Автор делится практическим опытом применения нестандартных форм организации конкурсно-выставочной деятельности, что является важнейшим ресурсом развития образовательных возможностей обучающихся, методом художественно-эстетического воспитания детей и юношества.
В дополнительном образовании внедрение в практику современных, личностно-ориентированных технологий образования и воспитания детей получило особое значение. Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы помочь обучающемуся реализоваться, развить индивидуальные, творческие способности, найти возможность самовыражения.
В современном постоянно меняющемся обществе также значительно изменились потребности и интересы детей и родителей, особенно в организации образовательной деятельности по направлениям изобразительного и декоративно- прикладного творчества. Благодаря гибкости и вариабельности система дополнительного образования может обеспечить данный социальный запрос, а также реализовать личностно-ориентированные технологии образования.
Одной из важных задач педагога-организатора при проведении конкурсов является не только качественная организация конкурсно-выставочной деятельности, но и пробуждение в детях заинтересованности и активного привлечения к участию, создание мотивирующей образовательной среды. Поскольку конкурсы делают детей общительными и уверенными в себе, повышают их самооценку и раскрывают творческий потенциал, требуется нестандартный подход к организации творческих конкурсов.
В связи с этим были обозначены несколько нетрадиционных подходов к организации конкурсно-выставочной деятельности:
Проведение выставки в формате арт-квеста;
Проведение художественного конкурса в формате фестиваля, с организацией мастер-классов, концертно-игровой программой с отбором конкурсных работ в дистанционном формате.
В первом случае посетители выставки художественных работ являются не только зрителями экспонатов, но и становятся участниками увлекательной игры: детям предлагается в ходе знакомства с экспонатами выставки выполнить несколько несложных заданий. Все задания так или иначе погружают зрителей в тематику выставки. Задания выбраны таким образом, чтобы заинтересовать детей содержанием выставки.
Примеры заданий:
отгадать загадку и найти отгадку среди экспонатов выставки;
сосчитать количество новогодних ёлочек - такое задание получили дети на новогодней выставке;
найти на выставке работу, выполненную в технике сухого валяния.
Одной из крупномасштабных форм творческой деятельности является фестиваль, который способен вовлечь в процесс общения большое количество участников и зрителей. Кроме того, представляется возможным направить весь энергетический потенциал организационной формы фестиваля на решение определённой социокультурной проблемы.
Как организационная форма, фестиваль представляет собой серию событий, мероприятий, проектов, отражающих общую тематику, подчиненных сквозной концепции или социально значимой идее. Как одна из форм социокультурной деятельности, фестиваль выявляет таланты, дает возможность творческого роста и оказывает позитивное влияние на развитие общества, объединяя различные социальные группы для решения общей задачи.
В 2015 – 2016 учебном году ДДиЮ был инициирован и реализован фестиваль творческо-экологической направленности «Укрась город чистотой», к участию в котором привлекались команды городских оздоровительных лагерей Кировского района города Екатеринбурга.
Первым этапом Фестиваля стал конкурс эскизов, проводившийся в дистанционном формате. Работы и заявки для участия принимались в электронном виде в удаленном формате. Участие принимали команды до 4-х человек. Техника выполнения работ – цветная графика и живопись.
Далее осуществлялись оценка и отбор конкурсных работ для финального этапа, и оповещение участников, прошедших в финальный этап. Участниками финала конкурса-фестиваля стали победители первого этапа. Проведение фестиваля включало в себя несколько частей - это и сам конкурс, где дети разрисовывали малые архитектурные формы (уличные урны) в соответствии со своими эскизами, и мастер-классы экологической направленности (по керамике «Красота в пластике», бисероплетению «Природа и человек», робототехнике «Паутина» , рисованию с использованием различных техник «Пуантель»), и конкурс стрит-арта (зона свободного творчества), а также праздничный концерт с интерактивной игровой программой.
Дети из городских оздоровительных лагерей не только подготовили вокальные номера и хореографические композиции, но и стали участниками зажигательной флешмоб-зарядки и игровой программы.
Формат фестиваля подарил детям ощущение праздника, наполнил их жизнь красочными эмоциями, что с одной стороны, послужило стимулом к раскрытию творческого потенциала и мотивировало к занятиям различными видами изобразительного искусства, а с другой стороны, помогло объединить участников вокруг социально значимой идеи – чистоты родного города.
Яркие красочные урны, оформленные детскими руками, привлекают внимание горожан, и надеемся, послужат стимулом к сохранению окружающей среды.
Нормативно-правовая документация
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761, "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" от 1.06.2012г., источник публикации официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Источник публикации официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)
5. Ивасенко А. Г. Управление проектами: учебное пособие для студентов. – Ростов н/Д. : Феникс , 2009. - 330 с.
6. Пигалов В. Секреты успешного управления проектной командой // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. - 2011. - N 7. - С. 64-65.
7. Романова М. В. Управление проектами: учебное пособие. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М , 2010. - 253 с.