Организация экологического воспитания через участие обучающихся в социальном проекте «Сельский парк — чистая страна»

2
0
Материал опубликован 27 February 2023

Тема: «Организация экологического воспитания через участие обучающихся в социальном проекте « Сельский парк - чистая страна».

Автор. Макарова Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования, Ульяновского района, Ульяновской области.

Введение

Актуальность работы


В сердце каждого из нас живет малая Родина. И мы несём ее в своей памяти до самой старости. Чтобы эти воспоминания оставались на всю жизнь светлыми, надо вложить в неё свою душу и труд. В последнее время мы наблюдаем, как расцветает город Ульяновск, как он расстраивается, как появляются новые здания в сфере культуры, образования, торговли. Сравниваем его с другими городами русской провинции, радуемся. И невольно в голову приходит мысль: а что у нас, в селе? Работа проводится немалая: строится храм казанской иконы Божьей Матери, деньги на строительство этого храма собирали «всем миром», отремонтирован сельский дом культуры, появилась детская площадка, спортивная площадка с тренажёрами. Но до сих пор остаётся без внимания прекрасное место в центре села - парк.

Инициатором разбивки парка выступила администрация местного совхоза. В посадке растений участвовало всё население.

Первую аллею заложили в 1978 году – это была берёзовая аллея, к сожалению, до настоящего времени она не сохранилась.

К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне пустырь был засажен полностью.

В 1985 году парк окончательно оформлен. В настоящее время площадь парка составляет 20600 кв.м.

В парке произрастают различные виды деревьев, кустарников и травянистых растений. В центре парка находится памятник воинам-защитникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, рядом на плитах выгравировано 50 имен тетюшцев, ушедших на фронт. Это памятник русскому солдату, который является символом мужества и патриотизма.

Ежегодно учащимися Тетюшской средней школы высаживаются цветы. Весной и осенью школьники вырубают в нѐм поросль, убирают сухую траву и листья, мусор, который выбрасывают вокруг него нерадивые жители. Но этого мало.

Парк должен быть не только местом, куда раз в год на День Победы собираются жители, он должен стать культурным центром, где можно молодым мамам погулять со своими детьми, пожилым людям собраться в тенѐчке под сенью деревьев.


Практическая значимость социального проекта.


Расширение знаний о флоре своей местности.

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды,

Благоустройство и озеленение территории парка, повышение экологической культуры учащихся.

Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья.

Использование территории парка на уроках биологии, географии, изобразительного искусства, трудового обучения.


Новизна социального проекта.


Совместная организация экологических десантов школьников и местного населения с администрацией сельского поселения Тетюшское способствует повышению культуры поведения в общественных местах, формированию у населения и школьников правильного экологического поведения и недопущения несанкционированных свалок на территории парка села.

Объект исследования

Многолетние травянистые растения парка села с. Тетюшское.


Предмет исследования

Парковые биоценозы села Тетюшское.


Гипотеза исследования

Синатропная флора данной территории остро нуждается в регулировании её состава человеком.

Цели проекта.


1. Проведение эколого – флористического мониторинга парка села Тетюшское.

2. Улучшение экологической среды парка, посредством очистки парка от бытового мусора;

3.Обращение внимания детей и взрослых к проблеме сохранения  природного наследия парка, посредством проведения акций, конкурсов, мероприятий.

Для достижения данных целей решались следующие задачи

1.Выявить флористические и геоботанические особенности флоры парковой зоны.

2.Определить степень антропогенного воздействия на данный участок.

3.Организовать и провести природоохранные и просветительские акции. 4. Организовать уборку парка села Тетюшское и прилежащей к нему территории. 5.Способствовать развитию инициативы и творчества школьников через организацию практической социально значимой деятельности.

6. Воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе.


Сроки реализации проекта: 1 год


В рамках социального проекта осуществлялась исследовательская деятельность


Этапы реализации социального проекта.


Идея проекта. В рамках проекта был проведён «День экологических знаний». В ходе этой эколого-просвятительской деятельности проведены опросы среди населения и школьников по выявлению экологических проблем в селе.

Были выявлены следующие проблемы:
• Захламленность парка и реки, находящихся на территории села, бытовыми отходами.
• Низкий уровень экологической культуры, как школьников, так и взрослого населения.
Изучение научно-методической литературы по данной проблеме (Приложение 1, фото 1,2).

Планирование. Формирование инициативной проектной группы. Разработка проекта: определение целей, задач, результатов проекта. Деление участников проекта  на группы. Определение задач для каждой группы (Приложение 2, фото 1,2,3).

Подготовительный. Встреча с исполняющей обязанности главы сельского поселения Архиповой Г.А. для обсуждения особо проблемных участков в селе Тетюшское. Проведение исследований по учебным вопросам для теоретической базы проекта: Отчёт результатов проектных групп в виде презентаций. Выбор природного объекта села, нуждающегося в защите, разработка плана действий направленных на его защиту (Приложение 3, фото 1,2).

Практический. Участие школьников и жителей села в акциях «Чистый парк», «Сделаем вместе» по очистки природных объектов от мусора. Вывоз мусора на свалку. Поддержание порядка травяного покрова и разбивка клумб на территории парка. Проведение исследовательских работ на территории парка, с последующим представлением их на различных конкурсах, конференциях. Распространени листовок с призывами к чистоте родного села. Разработка программ, сценариев мероприятий, проектов добрых дел (Приложение 4, фото 1,2,3).

Информационно-просветительский. Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта. Подведение итогов на общешкольной линейке. Издание стенгазеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта (Приложение 5, фото 1,2,3).



Предполагаемые результаты проекта

Ожидаемые результаты:

Повышенная активность учащихся в социально значимых акциях.

Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам.

Приобретение участниками проекта трудовых навыков, а также навыков социального поведения и применение их в повседневной жизни.

Сплочение детского коллектива.

В рамках социального проекта обучающиеся осуществляли учебно-исследовательскую деятельность


Исследовательская работа на практическом этапе

2.Обзор литературы


2.1 Экологические и биологические особенности видов, слагающих изучаемое сообщество и флору.


Культиваторы - особые растения, выходцы из других географических зон и местностей, многие из них могут существовать без постоянного ухода за ними человеком, но в отличие от дикорастущих видов растений отличаются большей эффективностью фотосинтеза, поэтому большой продуктивностью.

Характерные особенности сорных видов: выносят различные повреждения, легко отрастают, имеют прочную механическую ткань. Имеют защиту от падения (колючки, шипы, клейкие, острые волоски). Часто имеют большие размеры для разбрасывания семян. Образуют большое количество семян и плодов. некоторые растения распространяются эпизоохорно, имеют крючки, шипы, выросты.

Сегеталы - полевые сорняки, имеющие свои характерные особенности: цикл развития полевых сорняков совпадает с развитием культурных растений. Легко переносят обработку почвы, так как активно размножаются вегетативно от корневых отпрысков. Наблюдается мимикрия – похожесть на культурные растения. Образуют большое количество семян.


Классификация сорных растений


По особенностям размножения, распространения, возобновления:

1.Семенные многолетники. Распространяются и размножаются с помощью семян, плодов, соплодий. Плодоносят один раз в жизни, затем отмирают.

2. Вегетативные многолетники. Распространяются и возобновляются семенами и вегетативно. Продолжительность жизни не превышает 2 лет, включает следующие группы: клубневые и луковичные.

3. Многолетники. Живут достаточно долго. Ежегодно образуют побеги, которые существуют 1-2 года и отмирают после плодоношения, подразделяются на стержнекорневые, дерновинные, корнеотпрысковые, корневыщные ( А.И. Мальцев, 1926)

По месту произрастания и специализации:

1.Полевые сорные растения. Растут среди культурных растений или вблизи них.

2.Природные сорные растения. Низкорослые, хорошо переносят неблагоприятное воздействие вытаптывания, имеют упругий стебель, корневая система углублена, так как уплотнённая почва, где они растут быстро пересыхает в поверхностных слоях, светолюбивые растения, не могут существовать в затенённых местах.

3. Пустырные - рудеральные. Встречаются на мало посещаемых территориях, вблизи человеческого жилья или участках, оставленных человеком. Хорошо произрастают на дерновинной, обогащённой органическими веществами, почти все нитрофильные растения, теневыносливые, хорошо переносят тень, образуют заросли.


3. Материалы и методы

3.1 Методика исследования


В ходе работы был использован экскурсионно-маршрутный метод исследования, который позволил провести сбор фактического материала. Определение растений проводилось с помощью определителей (Благовещенский В.В., 1994, Маевский, 1964). Геоботанические показатели (плотность, обилие вида, проективное покрытие) определялись по методике полевых геоботанических исследований (Благовещенский И.В., 1997 и Неронов, 2002) методом учётных площадок. Всего были заложены четыре учётные площадки, размером 10х10 м, через равное расстояние, на которых определяли обилие вида по шкале Друде, проективное покрытие – глазомерно. Оценка экологического состояния изучаемой территории проводилась по трёхбалльной шкале.

Данные по площадкам обрабатываются и анализируются, какие типы растительных сообществ наиболее распространены. Данные записываются в виде таблиц (Полевые практики по географическим дисциплинам).


3.2 Характеристика района исследования

Парк находится в центральной части села Тетюшское - 54°20´ с ш; 48°1´ в д. Расположен в Ульяновском районе, Ульяновской области на Приволжской возвышенности на востоке Восточно – Европейской равнины на материке Евразия. Рельеф равнинный с небольшими возвышенностями, сложен преимущественно осадочными породами.

Климат умеренно-континентальный с тёплым летом и умеренно-холодной зимой. Самым тёплым месяцем является июль - 18,6°С, январь наиболее холодный – 13,8°С. По обеспечению атмосферными осадками Ульяновская область относится к зоне с недостаточного увлажнения. Годовое количество осадков составляет около 300мм в год. Из года в год количество осадков изменяется. Место исследования можно отнести к зоне где недостаток увлажнения не является значительным, так как за последнее время большая часть осадков выпадала не только в тёплое время года, но и в весенне-осенний период. На территории Ульяновского района наблюдается два типа почв: серые лесные и оподзоленные чернозёмного типа (Природа Ульяновской области, 1963, стр 316-317). На таких почвах произрастает лесостепная растительность.


4. Результаты исследования

4.1 Конспект флоры сосудистых растений парка

Семейство Pinaceae - Сосновые

Picea aditst L. – Ель обыкновенная

Larix sibirica L. – Лиственница сибирская

Thuja accidentalis L. – Туя западная

Семейство Oleaceae- Маслинные

Fraxinus excelsior L.- Ясень обыкновенный

Syringa vulgaris L. – Сирень обыкновенная

Семейство Salicaceae – Ивовые

Populus alba L.- Тополь серебристый

Семейство Betulaceae – Берёзовые

Betula pendula Roth L.- Берёза повислая

Семейство Rosaceae - Розоцветные

Amelaneier ovalis L.- Ирга овальная

Семейство Berberidaceae - Барбарисовые

Berberis vulgaris - Барбарис обыкновенный

Семейство Caprifoliaceae – Жимолостные

Symphoricarpos albus L.- Снежноягодник белый

Семейство Urticaeae–Крапивные

Urtica diolca L.- Крапива двудольная

Семейство Plantaginaceae - Подорожниковые

Plantago major L.- Подорожник большой

Семейство Liliaceae – Лилейные

Convallaria majalis L.- Ландыш майский

Семейство Scrophulariace –Норичниковые

Veronica chamaedrus L.- Вероника дубравная

Семейство Asteraceae- Сложноцветные

Achillea millefolium L.- Тысячелистник обыкновенный

Tanacetum vulgare L. – Пижма обыкновенная

Arctiumlappa L.-Лопух большой

Taraxacum officinale Wigg L.- Одуванчик лекарственный

Cicholum intydus L.- Цикорий обыкновенный

Artemisia vulgaris L.- Полынь обыкновенная

Artemisia absinthium L.- Полынь горькая

Семейство Poaceae-Злаковые

Bromus Lhermis L. - Костёр безостый

Dactylis glomerata L. - Ежа сборная

Poa annua L. – Мятлик однолетний

Poa pratensis L.-Мятлик луговой


На территории парка было определено около 26 видов растений. Из них деревья составляют 7 видов, кустарники 3 вида, кустарнички 1 вид, травы 15 видов. Для данной местности обычными являются почти все растения. Типичным представителем парка является Берёза повислая.

Интродуценты парка: туя, лиственница сибирская, снежноягодник белый. Среди травянистых растений местной флоры хочется выделить семейства: сложноцветные – 7видов; злаковые - 4 вида.

Эти два семейства являются наиболее яркими представителями флоры парка. Значительное число аборигенных видов сосредоточено в семействах сложноцветные и злаковые. По преобладанию этих представителей можно предположить о том, что исходным сообществом на месте парка была разнотравная лесостепь.

Ландыш майский, цикорий обыкновенный, вероника дубравная и др. являются заносными.

Большое количество видов - сорняков свидетельствует о том, что урбанофлора парка в данный момент остро нуждается в регулировании её состава человеком.


Систематический анализ древесно-кустарниковой флоры и сопутствующих им видов.


п/п

Семейство

Число видов

% от общего числа видов

Число родов

% от общего числа родов

1

Ивовые

1

3.8

1

4.2

2

Сосновые

3

11.4

3

12.6

3

Маслинные

2

7.6

2

8.4

4

Кленовые

1

3.8

1

4.2

5

Берёзовые

1

3.8

1

4.2

6

Барбарисовые

1

3.8

1

4.2

7

Розоцветные

1

3.8

1

4.2

8

Жимолостные

1

3.8

1

4.2

9

Крапивные

1

3.8

1

4.2

10

Гераневые

1

3.8

1

4.2

11

Подорожниковые

1

3.8

1

4.2

12

Злаковые

4

15.2

3

12.6

13

Сложноцветные

7

26.6

6

25.2

14

Лилейные

1

3.8

1

4.2

15

Норичниковые

1

3.8

1

4.2


Итого

26

100

24

100


Один вид составляет ≈ 3,8 %

Один род составляет ≈ 4,2 %

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что в состав изученной флоры входит 26 видов из 24 родов и 15 семейств. Из них 11 видов приходится на древесно-кустарниковую флору. Ведущими представителями являются: Маслинные (ясень обыкновенный, сирень обыкновенная; Сосновые (ель обыкновенная, лиственница сибирская, туя). Они составляют 19 % от общего числа флоры парка. Среди трав преобладают растения 2 семейств:

Сложноцветные (7 видов); Злаковые (4 вида). Они составляют 37,8 % от общего числа флоры парка.


4.3 Биоморфный анализ древесно-кустарниковой флоры и сопутствующих им видов.


п/п

Жизненные формы

Число видов

% от общего числа видов

1

Деревья

7

26.6

2

Кустарники

3

11.4

3

Кустарнички

1

3.8

4

Травы

15

57


Один вид растений составляет ≈ 3,8 %

Среди жизненных форм (биоморфный состав) преобладают многолетние травы (15видов, что составляет 57 %). На втором месте по количеству видов – деревья (7 видов, что составляет 26.6 %). На третьем месте - кустарники (3 вида, что составляет 11.4%). Наименьшим числом видов представлены кустарнички (1 вид, что составляет 3.8 %). Наличие деревьев и кустарников говорит о высокой степени антропогенного воздействия, так как они наиболее экологически пластичны и выносливы.


4.4 Экологический анализ древесно-кустарниковой флоры

По отношению к свету


Экологические группы

Количество видов

% от общего числа


Гелиофиты

8

72.8

Гелиосцифиты

2

18.2

Сциофиты

1

9.1

Всего

11

100


На основании приведённых данных можно сказать, что на территории преобладают гелиофиты (светолюбивые растения) около 72.85 % от общего числа древесно-кустарниковой флоры.

Учитывая то, что парк - это искусственный фитоценоз, посадки ели европейской (единственный вид сциофитов) проводились тесными группами, создавая условия искусственного затенения.


По отношению к воде

Экологические группы

Количество видов

% от общего числа


Ксерофиты

-

-

Мезофиты

11

100

Ипрофиты

-

-

Всего

11

100


По данным из таблицы видно, что на территории парка среди древесно-кустарниковой флоры преобладают только мезофиты, что хорошо согласуется с достаточным увлажнением данного парка и условиями произрастания видов. К этой экологической группе относятся все деревья, кустарники, кустарнички.


4.5 Оценка экологического состояния флоры парка

По густоте сети дорожек

площадки

количество тропинок, дорожек

Оценочный балл

А

1

1балл

Б

-

1балл

В

1

1балл

Г

-

1балл


На территории парка густота сети тропинок слабая. Тропинка замечена на площадке В, дорожка на площадке А (по этой площадке проходит центральная дорожка к обелиску).

По частоте встречаемости следов кострищ:

На изучаемых площадках следов кострищ не обнаружено.


По обилию мусора

площадка

название загрязнения

количество


А

бутылка пластиковая

пакеты полиэтиленовые

обёртки от кондитерских изделий

окурки

1

2

2


2

Б

пакеты полиэтиленовые

обёртки от кондитерских изделий

окурки

1

3

2

В

бутылка пластиковая

пакеты полиэтиленовые

окурки

консервная банка

бумага

2

2

3

1

1

Г

бутылка пластиковая

пакеты полиэтиленовые

окурки

1

2

4

Всего:

30

Итого количество единиц загрязнения 30. На территории парка среди единиц загрязнения чаще всего встречаются пластиковые бутылки полиэтиленовые пакеты, окурки. Можно отметить негативное отношение некоторых людей к единственному месту отдыха в селе.


5.Вывод

При выполнении практической части проекта нами найдены.

Представители 26 видов и 24 родов 15 семейств. Преобладающими являются семейства: Сложноцветные, Злаковые. Они составляют 41.8 % от общего числа видов. Преобладание представителей семейств Сложноцветные и Злаковые говорит о том, что исходным сообществом на территории парка – была разнотравная лесостепь.

Преобладание семейства Сосновые (ель обыкновенная, лиственница сибирская, туя) и наличие семейства Розоцветные 9 (ирга овальная) свидетельствует о том, что сейчас флора парка является синатропной.

Большое количество сорняков представителей семейства Сложноцветные свидетельствует о том, что синатропная флора данной территории остро нуждается в регулировании её состава человеком.

Преобладание таких жизненных форм как, деревья, кустарники, корневищные многолетники, которые являются наиболее экологически пластичными и выносливыми, говорит о высоком негативном воздействии человека на синатропную флору.

Наличие гелиофитов подтверждает преобладание светолюбивой древесно-кустарниковой флоры.

Среди древесно-кустарниковой флоры преобладают только мезофиты, что хорошо согласуется с достаточным увлажнением данного парка и условиями произрастания видов.

Степень антропогенной нагрузки на парк показала слабую густоту тропинок, дорожек, отсутствие явных следов свежих кострищ, но обилие мусора.

На основании проведённых исследований, описанных в работе, вытекают следующие рекомендации:

Периодически проводить очистку территории парка;

Проводить санитарную обработку самих зелёных насаждений (обрезка, побелка стволов);

Осуществлять, по необходимости, замену и обновление зелёных насаждений;

Провести беседы среди учащихся местной школы и местного населения об охране растительного сообщества парка.

Привлечь школьников к участию в областных экологических операциях, акциях для вовлечения их в практическую природоохранную деятельность.

Продолжить работу по областному проекту «Флора» с целью дальнейшего изучения флоры парка села Тетюшское, её сохранения на данной территории.

Выпустить листовки, буклеты с информацией об охране растительного мира парка села.


6.Реализация проекта.

В ходе реализации проекта «Сельский парк - чистая страна» проведена исследовательская работа по теме « Эколого – флористический мониторинг парка села Тетюшское», организована совместная деятельность учащихся, педагогов по реализации основных мероприятий проекта (проведен сбор информации и опрос для оценки экологической обстановки, выбран объект, где проведён экологический десант). На подготовительном этапе проведена диагностика уровня экологической культуры обучающихся 1-11 классов МОУ Тетюшской средней школы. Во время общешкольных субботников выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора. На территории пришкольного участка разбито 2 клумбы, побелены стволы деревьев. В рамках недели экологии проведены мероприятия: «День экологических знаний», Единый час духовности «Голубь мира», Экологический праздник «День Земли». Конкурсы компьютерных презентация «Парк будущего», рисунков, плакатов «Природа и мы» (Приложение 6).


Литература


1. Баранова Н.В., Лобина Н.В. Географическое краеведение. – Ульяновск: Корпорация технологий прдвижения, 2002.

2. Благовещенский В.В., Раков Н.С. Конспект флоры высших сосудистых растений Ульяновской области. – Ульяновск, 1994.

3. Благовещенский В.В., Раков Н.С., Шустов В.С. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1998.

4. Боголюбов А.С., Панкова А.Б. Методы геоботанических исследований. Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1996.

5. Былова А.М., Чернышова Н.М. Экология. – М.: Просвещение, 1988.

6. Волкова П.И., Веснина Г.З., Часовникова Э.А. Географические названия Ульяновской области. – Ульяновск, 2004.

7. Воронова А.Г. Геоботаника. – М.: Просвещение, 1973.

8. Ливинцев В.П., АтрохинВ.Г. Определитель растений. Методика полевых геоботанических исследований. – М.: Просвещение, 1978.

9. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР. – Л.: Колос, 1964.

10. Природные условия Ульяновской области – Казань,1978,-328с.

Полевые практики по географическим дисциплинам. И.А. Исаченкова – М.:

Просвещение, 1980.




















12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.